Почта редакции. Когда не пускают в Европу
Так считает читатель “Прессбола” Вадим Агеев, приславший на нашу редакционную почту интересные мысли о том, каким образом можно придать толчок карьерам молодых и талантливых ребят, закисающих в белорусской действительности.
Проблемы взрослого футбола зарождаются еще на детском уровне. Однако построить систему подготовки молодых футболистов, сравнимую с той, что есть в развитых футбольных странах, — задача сверхсложная. Да и возможная ли… Если кто-то и инвестирует в детский футбол, как сегодня брестское “Динамо”, то это факт зачастую единичный и непонятно насколько долгоиграющий.
Однако, чтобы иметь боеспособную сборную, вовсе не обязательно проходить долгий путь по выстраиванию собственной системы подготовки молодежи. Выход — хотя бы частично интегрироваться в европейскую.
Почему это важно? Легко объяснить на примере свежих созывов нашей юношеской сборной и их результатов.
***
В марте 2017-го одна из самых успешных белорусских сборных, составленная из ребят 2000 года рождения, проиграла борьбу за выход в финальный раунд чемпионата Европы (U-17) итальянцам и голландцам. Итальянцы победили команду Кирилла Альшевского уверенно — 3:0. Голландцы — всего 3:2. Победный гол “Оранье” принес форвард юношеского “Аякса” Дайшон Редан. В феврале этому парню исполнилось 16 лет, в марте он забил белорусам и помог своей сборной пробиться на ЧЕ-2017 с первого места в группе, а уже в июле перешел в юношескую команду “Челси”.
В том же матче с голландцами был игрок, который проявил себя еще ярче, — белорус Кирилл Кириленко, оформивший дубль. Еще до этого отбора юный футболист заинтересовал известного белорусского агента Николая Шпилевского, который даже анонсировал возможный переход Кирилла в “Лейпциг”. Сделка сорвалась, потому что ФИФА запрещает международные переходы игроков моложе 18 лет. Исключение существует только для стран Евросоюза. Сейчас Кириленко — безусловно, талантливый футболист — завис между юношеской командой брестского “Динамо” и главной, в которой изредка получает несколько символических минут, выходя на замену. В основном выступает за дубль…
В октябре 2017-го белорусская сборная 2001 года рождения досрочно завершила борьбу за путевку на следующий чемпионат Европы (U-17) после двух поражений — от словенцев и французов. Ключевой матч команда Валентина Михеева проиграла на домашнем стадионе в Могилеве сверстникам из Словении — 0:1. Победный гол забил легионер Ник Прелец. 10 июня ему стукнуло 16, а 1 июля он переехал из Словении в юношескую команду итальянской “Сампдории”. В словенском составе Прелец был не единственным легионером.
Сборная Беларуси 2002 года рождения пока провела лишь несколько товарищеских матчей. Из интересного — поражение от поляков (0:6). Вряд ли вы теперь удивитесь, если узнаете, что в польской команде были ребята из юношеских команд немецкого “Вольфсбурга” и английского “Куинз Парк Рейнджерс”. А ведь им еще по 15.
***
На авторитетном портале transfermarkt.de указано, что в юношеской английской премьер-лиге (U-18) заявлены около 560 футболистов. Из них 162 — легионеры. В итальянской юношеской лиге 136 легионеров, в немецкой — 184, в швейцарской — 101. И это только первые дивизионы. Тем не менее и этого достаточно, чтобы предположить, что по всей Европе играют не менее 1000 легионеров в возрасте “до 18”. Но белорусских ребят там нет. Как нет и легальных путей туда уехать.
Списывать неудачи белорусских юношеских сборных только на это, конечно, неправильно. Ровно так же неправильно недооценивать возможность в юном возрасте уехать за рубеж.
Страны с населением 30 миллионов жителей и выше, как правило, самодостаточны и могут выстроить собственную эффективную систему юношеского футбола. Они мало зависят от необходимости воспитывать свою молодежь за рубежом. В эту категорию входят Англия, Испания, Франция, Германия, Италия, Польша, Украина, Турция, Россия… И это не наш случай.
Нам интересны страны с небольшим населением и высоким представительством в сборной игроков, которые получили легионерский опыт до 18 лет. Такие как Уэльс, Исландия, Северная Ирландия, Ирландия, Босния и Герцеговина, Черногория, Албания, Македония, Люксембург… Секрет их успеха — не секрет вовсе. 12 футболистов сборной Исландии уехали учиться в Европу еще до совершеннолетия. Почти все игроки “малых” британских сборных с детства вплетены в систему английского футбола. 17 албанских сборников обзавелись легионерским опытом еще на юношеском уровне. 13 игроков команды Люксембурга, которая становится все непобедимее для белорусов, получили футбольное образование в соседних Франции, Германии, Голландии и Бельгии.
Иногда при большом желании и белорусы прорываются в Европу, однако эффект оказывается сомнительным. Двое белорусских парней 2002 года рождения пару лет назад отправились в академию “Меца”. По понятным причинам легально перейти не получилось. Ребята потренировались во Франции год без возможности выступать за основную команду и вернулись домой. Ни в каких футбольных документах факт их нахождения в академии “Меца” зафиксирован не был и не будет. В то же время их сверстники из Люксембурга имеют право перейти в эту академию в полном соответствии с регламентом ФИФА. Как это сделал Венсан Тилль, приложивший ногу к недавней победе люксембуржцев над белорусами (1:0).
Вы еще считаете осечки в матчах с командой Великого Герцогства случайностью?..
***
Все бы ничего, если бы белорусская система юношеского футбола не уступала европейской. Однако разрыв велик.
Сегодня у нас в каждой возрастной группе в среднем набирается по три сильные команды, которые легко расправляются с конкурентами. По 2000 году рождения это минское “Динамо”, “Минск” и брестское “Динамо”. В первом круге у этого трио сплошные победы (за исключением одной ничьей брестчан). Разница мячей соответственно 48-4, 39-4, 24-2. Предполагается, что именно в этой среде должен расти тот же Кириленко. Будет ли он прогрессировать с той же скоростью, что Дайшон Редан в юношеской команде “Челси” и конкурентном английском чемпионате?
До сих пор на слуху история Кирилла Капленко, который уехал в академию “Краснодара” (и этот переезд не во всем соответствовал регламенту ФИФА). Все закончилось сменой гражданства. И пока ситуация складывается так, что смена гражданства — едва ли не единственная возможность для амбициозных белорусов перейти на более высокий уровень. Сегодня с подобным выбором столкнулся Капленко. Завтра выбирать будет другой целеустремленный игрок, мечтающий о большом будущем.
***
Что делать? Чтобы не терять имеющихся игроков и растить новых, нужно бороться с ФИФА и УЕФА за равный доступ к футбольному образованию. Обе организации декларируют равенство для всех членов футбольной семьи, поддерживают различные программы борьбы с дискриминацией. Однако, по сути, в собственных же уставах прописывают нормы, дискриминирующие страны вне ЕС.
Одним разрешено аккумулировать у себя лучшую молодежь Европы, другим — пользоваться преимуществами нахождения в “зоне ЕС”, третьим — вариться в собственном соку. Не самое справедливое распределение. У Беларуси и ей подобных стран нет больших средств на развитие детского футбола, и отставание будет только увеличиваться. Сейчас можно хотя бы снять “бумажный” барьер для наших талантливых ребят на пути в Европу.
Самый известный белорусский футболист современности Александр Глеб убыл в Германию в 19 лет. Но сегодня, чтобы стать звездой, надо уезжать гораздо раньше. Месси перебрался из Аргентины в Испанию в 13. Белорус до 18 лет может играть только в Беларуси, хотя в нашей стране нет сравнимых с европейскими условий подготовки молодых игроков.
Хорошо бы в чиновничьих кабинетах пробить для белорусских талантов дорогу туда, где эти условия есть, и создать им равные возможности со сверстниками из других европейских стран.
РАЗГОВОРЧИКИ В СЕТИ
Владимир БЕРЕЖКОВ:
— Или спортсмен, или патриот. Третьего не дано. Хороший ответ на вопрос, почему будущее белорусского футбола вынуждено менять гражданство. К тому же автор предлагает путь в нынешней архитектуре, он видит улочку, которая выводит на свет. Чтобы изменить весь ландшафт, требуется не навигатор, а архитектор. А далее бульдозеры, башенные краны, кирпичи, строители… Короче, это уже не о футболе. И футбола при этом мы не увидим — не хватит времени. Теория малых дел, ити ее.
Валерий ИСАЕВ:
— Вставлю свои три копейки. Во-первых, про ЕС и наш паспорт. Какие к ним вопросы? Мы сами выбрали этот, свой, путь. Теперь будем их в этом винить. Нас не пускают туда, с кем мы в союзе уже скоро два десятка лет, мы там легионеры! Это наш выбор! У меня вот так отец покойный вынужден был уехать в Израиль. Операция на сердце. Так прооперировали, дали корзину, жилье, бесплатное лечение. И при этом на протяжении всех лет там: евреи — негодяи, а наш президент — лучший… Это про паспорт.
Ну а теперь про объективные моменты. КОН-КУ-РЕН-ЦИЯ! Нас этому никогда не учили. КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ! Все это якорем мешает нашим парням. И все это объективно, поверьте. Истории родителей здесь не в счет, это необъективно. Дело только в нас самих, и нет других причин. А Кириленко в Бресте не играет объективно, проигрывает конкуренцию. Это не юношеский футбол. Таких примеров много. И на Западе в том числе. Ко мне обращаются из известных итальянских академий семьи с такими же просьбами. Там зажимают. Найди клуб для того-то, чтобы играл.
Владимир БЕРЕЖКОВ:
— Валера, я про навигатор и теорию малых дел, а ты про консерваторию и архитектуру. Синее и сладкое, горячее и мелкое… Миллионы смыслов, каждый верный и бесполезный, если скакать от одного к другому и недовинчивать ни один. Да, выбор. Но он также в том, чтобы изменить, выбрать иной политический путь в рамках предложенного поля. Просто лоббировать — с целью изменить политику неравноправия в корпорации ФИФА.
Сергей КАЙКО:
— У меня тоже есть копейки. И я не очень верю в силу наших “чиновничьих кабинетов”. И дело не том, что на тему паспортов ЕС у нас написаны сотни текстов и сказаны тысячи слов. Дело в том, что мы не можем договориться с русскими даже по статусу наших хоккеистов в КХЛ. Хотя там и добрососедство, и единый курс, и мощная законодательная база. Москва белорусов не слышит — и вот сейчас нам пойдут навстречу Ньон и Цюрих. Ага.
Владимир БЕРЕЖКОВ:
— С русскими не можем, а с Европой — легко. Просто поверь, я эти кабинеты знаю — пусть на хоккейном уровне, но модель поведения там одна. У них тоже есть интересы. Нет вечных врагов.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь