Прошу слова! Застрявшие в прошлом

21:50, 2 ноября 2017
svg image
2099
svg image
0
image
Хави идет в печали

Валерий ПОПОВ, руководитель комплексной научной группы национальной команды по легкой атлетике, доцент БГУФКа, заслуженный тренер Беларуси, и Анатолий МАКАРЕВИЧ, директор СДЮШОР “Буревестник”, участник Олимпиады-1992, чемпион Европы и СССР.
Они продолжают дискуссию, фактически начатую в интернете Алиной Талай…

Валерий Попов: без контроля и новаций
На коллегии Минспорта было заметно, что министр озабочен сложившейся ситуацией. Его можно понять: он отвечает за результат перед президентом. Двенадцать медалей группы резерва как будто многое обещают. Но нынешний уровень постановки дела в легкой атлетике уничтожит эти надежды при переходе резервистов во взрослую группу. Так уже случалось не раз. Мы спрашивали у руководства национальной команды: за счет чего они собираются брать медали? Тренеры те же, методики старые, а допинг-контроль стал намного жестче и конкуренция острее. Ответа не последовало. Перед выездом на сборы и по возвращении спортсменов не тестируют, поэтому невозможно оценить эффективность проделанной работы. Четыре бегуньи, готовясь к Кубку Европы на 10 тысяч метров, отправились на заграничный сбор без тренера, врача и массажиста. Разве это нормально?
Считаю, главный тренер должен был поставить заслон участию в чемпионате по эстафетному бегу. На первом после Лондона совещании у министра возник вопрос к Сиводедову: а нужна ли была поездка на Багамы? Похожий промах он допустил в 2014-м, когда на чемпионате Европы уже травмированный Кравченко выжимал из себя все, что мог. Сумму набрал высокую, но с тех пор только лечится.
Тренеров не учат. Должна быть система непрерывного образования и повышения квалификации. Я больше десяти лет работал в сборной СССР по плаванию. В помощь наставникам мы на каждый сбор приглашали специалистов различного профиля — гинекологов, биохимиков, психологов.
Когда Сиводедова назначили главным тренером, я пришел к директору РЦОПа Иванюку и попросил передать ему мою визитку. Но за год Игорь Леонидович не проявил интереса к человеку, который полвека работает в спортивной науке, прошел многолетнюю школу в сборных СССР и за рубежом. Тогда Иванюк сам инициировал мое приглашение. Полагаю, мне удалось собрать мощную комплексную научную группу, в которую, кроме меня, вошли кандидаты наук — завкафедрой физиологии и биохимии БГУФКа Ирина Рубченя, известный специалист по прыжкам и метаниям Эдуард Позюбанов, а также психолог и психотерапевт Инна Третьяк, которая к тому же специалист в области спортивного питания. В 2017 году мы установили контакты с лучшими лабораториями по спортивному питанию, российскими экспертами космической медицины, коллегами из центра легкой атлетики США.
Однако наша КНГ была, по сути, бесправной. Если вместе с тренером я не несу ответственности за результат, он меня не воспринимает. Мы должны присутствовать как на аттестации тренеров, так и на презентации программы подготовки, задавать им вопросы. К примеру, тренер берет обязательство завоевать медаль на чемпионате Европы. Мы его тестируем: как он собирается строить тренировочный процесс, какие будет использовать методики подготовки и средства восстановления, в каких соревнованиях планирует участие подопечных? Попадая под контроль, наставники начинают сотрудничать с КНГ, а руководство получает объективную информацию от независимой экспертизы. Но для этого нужен административный ресурс. У нас его не было. Поэтому сейчас трудно назвать конкретные причины летних провалов. Показательный пример. Когда заговорили о том, что Селиверстов угодил в психологическую яму, Иванюк попросил нашего психолога позвонить его тренеру Курдюку. Ни тот, ни другой не отозвались. Вероятно, наши предложения нарушали бесконтрольность и привычный уклад их жизни.
Накануне топ-турниров мы предложили заключить договор на поставку команде спортивного питания с международной российской корпорацией “Сибирское здоровье”, успешно работающей в сорока странах мира, имеющей на каждый препарат сертификат ВАДА. Никто не среагировал, а месяц назад контракт с ними подписал Олимпийский комитет России. Другое предложение: использовать активированную воду, которая способствует “расклеиванию” эритроцитов и быстрому приведению организма в рабочее состояние. Петербургский НИИ физической культуры дал положительное заключение, наши и бровью не повели. У нас есть уникальный прибор, позволяющий с высокой точностью определить состояние и степень готовности организма к нагрузкам. Аналоги применяются нашими конкурентами. Но и он оказался не нужен. Новации не воспринимаются. За счет чего будут побеждать?

Анатолий Макаревич: возродить и упразднить
Солидарен с оценками автора материала “Заказчики и подрядчики”. На мой взгляд, у руководства нашей легкой атлетики нет четкого понимания, к какой цели нужно идти. При этом критика вообще не воспринимается. Между тем на пути к Лондону были допущены грубые ошибки.
В течение двух лет переносились сроки летних чемпионатов страны: в 2016-м — на две недели, в нынешнем — на месяц. Это индульгенция тренерам: любой из них в оправдание скажет, что таким образом нарушена целенаправленность тренировочного процесса. Серебро женской эстафеты 4х800 метров и Кубок Европы на 10 тысяч метров — не те достижения, к которым следует стремиться. Они были бы приемлемы, если бы за ними последовало развитие результатов. Однако ни одна из 11 наших участниц этих турниров не добежала до Лондона! Арзамасова в феврале перенесла тяжелую пневмонию, а ее через два месяца повезли на Багамы, где она показала худший в нашем квартете результат. Даже чемпионку мира не стали беречь. Главный тренер Сиводедов, имеющий степень кандидата педагогических наук, и старший тренер Гордеев, окончивший высшую школу тренеров, не решили простую задачу. Как можно было допустить, чтобы бывший чемпион мира среди юниоров Чурило перестал прыгать в высоту, а ставший зимой призером чемпионата Европы Селиверстов к Лондону утратил медальные кондиции? К сожалению, выхолащивание спортсменов стало у нас системой. Сильный руководитель обязан брать на себя персональную ответственность. Нужна смелость — признать свою работу неудовлетворительной.
В сборной СССР мы постоянно общались с врачами и учеными и пропускали этот опыт через себя. Неспроста после развала Союза наши тренеры успешно трудились за рубежом. Сейчас же у нас ушли даже от ведения “дневников спортсмена” — важнейшего средства контроля и анализа проделанной работы. На Западе атлеты сами платят за услуги профессионалов — тренера, врача, массажиста и потому впитывают каждое их слово. У нас тренеры и спортсмены бесконтрольно и зачастую неэффективно тратят бюджетные средства.
КНГ оказалась не нужна! А что вам нужно? Никаких предложений, никаких инноваций, все по старинке. А время и тенденции сейчас иные. Почему бы не сформировать экспериментальные группы из спортсменов и специалистов, которые хотят и способны работать творчески? Этот метод успешно использовался в сборных СССР.
Выскажу мнение о работе БФЛА. Федерация не должна подменять РЦОП и национальную команду. Сейчас ее влияние на госструктуры чрезмерно. Они должны работать системно и вместе. Среди более чем двух десятков сотрудников тех, кто знает легкую атлетику, по пальцам перечесть. БФЛА обладает значительными финансовыми ресурсами, но расходует их нерационально. Минский полумарафон из государственно ориентированного мероприятия нужно перевести в коммерческое с собственной дирекцией. БФЛА дала толчок — хорошо, но дальше необходимо ставить дело на профессиональную основу и кооперироваться с организаторами прибыльных пробегов в Европе.
Проект “300 талантов для королевы”, очевидно, гипертрофирован. У нас в Беларуси многие годы успешно работала программа “Спортландия”. Скольких детей она вовлекла в спорт, сколько талантов выявила! “Спортландию” проводили в школьных спортзалах без глобальных затрат, как сейчас. Почему бы это не возродить?
Предлагаю упразднить должность главного тренера национальной команды, заменив ее на тренерский совет. БФЛА утверждает списочный состав зарубежных командировок, РЦОП финансирует сборы и зарплату. А главный тренер даже не берет на себя ответственность за провалы. Будет логичнее и эффективнее, чтобы команду и тренерский совет курировал директор РЦОПа, назначаемый на конкурсной основе. Нужен знающий легкую атлетику специалист, способный вести хозяйство центра.

“ПБ” готов предоставить трибуну выразителям различных точек зрения, всем, кто неравнодушен к судьбе нашей легкой атлетики.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?