Финал Кубка федерации. Свой взгляд. Подача на мир
И в пресс-центре по окончании белорусско-американских баталий уныния не ощущалось, хотя и восторга после поражения никто не выказывал.
Как бы ни гордились мы тем, что наша незвездная команда пробилась в финал значимого планетарного турнира, какими бы яркими ни были его антураж и безупречная организация, сколько бы сановных особ ни почтили его своим вниманием, все решалось на корте и возле него — теннисистками и капитанами. Они создавали едва ли не шекспировский сценарий. Интрига не умирала до последних секунд двухдневного матча. Ни один из пяти поединков не стал проходным, занудным, предсказуемым. Удивительное дело: восьмитысячные трибуны почти сохранили состав до самого конца. Досрочно их покидали только родители с малыми детьми. Их легко понять: точка была поставлена в воскресенье в 21.10. А начинались игры второго дня семью часами ранее.
Хозяйки корта и гостьи демонстрировали теннисные трюки и удивительную для женщин волевую мускулатуру. Не было показушных стенаний и слез, и это лишь усиливало натуральность происходящего. Кульминационных ситуаций — через край!
Вспомним, как в субботу Арина Соболенко и Слоан Стивенс в третьем сете шесть геймов кряду обменивались брейками, а в седьмом белоруска, уступая 0:40, настояла на своем! При этом она сотворила три эйса и заслужила восторженные аплодисменты титулованной соперницы. Назавтра Арина блистательно сражалась с Коко Вандевеге. По качеству тенниса их начальный сет выглядел лучшим в матче. Обе первой подачей разгоняли мяч до 180-190 км в час! Обе стелили его низко над сеткой, а их перестрелки напоминали артиллерийскую канонаду. Проиграв “всухую” седьмой гейм на подаче Коко, в восьмом Соболенко сразу же вернула должок, причем тоже “на ноль”. Ведя на тай- брейке 4:1 и проиграв пять мячей кряду, Арина сократила-таки разрыв до минимума. И лишь после этого уступила.
Саша Саснович против той же Стивенс “горела” в третьем сете 2:5 и начала восьмой гейм с неудачи. Но отыграла три очка и на финише выдала блистательные розыгрыши! После обмена плотными ударами она не раз остроумно укорачивала мяч, заставляя Слоан совершать спринтерские забеги, к которым та часто оказывалась не готова. С Вандевеге Саша боролась почти на равных. Удары белоруски были точны, но, казалось, недостаточно сильны. Там, где Соболенко мощью проламывала оборону американок, Саснович искала иные средства достижения цели: переводы по линии, по диагонали, укорачивания, “свечи” “за шиворот”. Палитра Сашиных приемов впечатляла разнообразием. Ей бы добавить килограмма три, чтобы удары стали увесистее, а мяч летел быстрее… Хотя вот Вандевеге на пресс-конференции отметила, что белоруска ее удивила именно качеством подач.
Американки оставили неодинаковое впечатление. У обеих — великолепная теннисная школа, что естественно для десятой и тринадцатой ракеток мира. Вандевеге рейтинг подтвердила, а Стивенс до себя оптимальной, той, что два месяца назад выиграла “US Open”, никак не дотягивала. Если Коко почти не проваливалась по ходу встреч, то Слоан действовала неровно, с перепадами. Ей явно не хватало движения. После того как она в первый день проиграла Соболенко, журналисты заговорили о возможной замене ее на Шелби Роджерс. Но миниатюрная Кэти Риналди не стала менять коней на переправе, а Шелби выпустила в подмогу Вандевеге на парный поединок. Ее план сработал.
Решение нашего капитана Эдуарда Дуброва выпустить на заключительную битву дуэт Саснович — Соболенко, мягко сказать, удивило. В том, что при ничейном счете будет играть Саша, у меня не было сомнений и до начала матча. Но выбор Арины, не практикующей парную игру в турнирах, выглядел странным. В первом сете складывалось впечатление, что она слабо ориентируется в происходящем. Постепенно, с помощью терпеливой умнички Саши Арина включилась, но все равно выглядела слабым звеном. Трудно поверить, что умудренный опытом Дубров придумал такой состав дуэта самостоятельно. При том что на лавке томились записные парницы Вера Лапко и Лидия Морозова. Впрочем, если это и просчет, то практически единственный в действиях нашего гуру. В остальном он руководил безупречно, по-отечески наставляя и подбадривая талантливых подопечных. Нередко после пауз между розыгрышами девчата, особенно Соболенко, преображались и поворачивали течение игры в иное русло.
По наполненности эмоциями и синусоидальности сюжета матч с американками напомнил мне домашние сражения с участием Владимира Волчкова, Максима Мирного и капитана Сергея Тетерина: поражение от украинцев в 1995-м и победный бой с россиянами в 2004-м. Их исход тоже решался на самом финише. Все трое и сейчас “на коне”. Но Сергей Семеныч нам чуть-чуть задолжал. 13 лет назад в Чарльстоне в полуфинале Кубка Дэвиса наших парней в пух и прах разбили американцы. Теперь вот снова “привет” от янки в финале Кубка федерации. Если уж перехватил бразды правления, то для продолжения победной феерии.
Было бы несправедливо забыть сегодня предшественника Тетерина на посту лидера БТФ Александра Шакутина, приложившего много сил для создания Национальной академии тенниса и реактивного прогресса женской и мужской команд. Оказывается, можно растить белорусских звезд не только в гребле и гандболе, но и в теннисе. И не тратить миллионы на завоз легионеров из соседних стран.
И еще. В зале для пресс-конференций два дня мирно сосуществовали белорусский и американский флаги, наши журналисты засыпали вопросами американок, а тысячи две зрителей, наблюдавших церемонию награждения, тепло аплодировали гостьям и смиренно слушали американский гимн. Все это в корне отличается от навязываемых нам десятилетиями штампов отношений с “загнивающим Западом”. Мы увидели не врагов, а конкурентов на спортивной волне.
Не за это ли самозабвенно бились Саснович и Соболенко?! Они проиграли Кубок, зато выиграли любовь и единение всей нации, всплеск международного интереса к Беларуси и звонко ответили на извечный вопрос песняра: “А хто там iдзе?”
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь