Как в Грузии перезапустили футбол. Крутая Джорджия
Учитывая, что экономика Грузии никак не наберет кондиции, местные футбольные проблемы белорусу долго объяснять не надо. У клубов не было денег, у сборной — результата, у болельщиков — желания на все это смотреть. Уж лучше регби, где команда Грузии — двенадцатая в мире и шестая в Европе. Сегодня на регбийную сборную ходит не меньше зрителей, чем на футбольную, и именно этот вид многие считают национальным. Пришло время шевелиться.
Пока у нас изобретали “майстар-лiгу” по лучшим европейским образцам, у них подошли к вопросу более практично: оттолкнувшись от реалий, сделать то, что а) можно быстро запустить в производство; б) будет работать. В итоге сезон-2017 стартовал в обновленном формате. “Мы пошли по белорусскому пути”, — отметил перед матчем Грузия — Беларусь директор стадиона имени Рамаза Шенгелия, в представлениях которого в белорусском чемпионате до сих пор играет двенадцать клубов…
Первым делом здесь сократили высшую лигу до десяти команд, вытряхнув из нее самых хилых с устойчивыми финансовыми проблемами. То, что эта мера вызвала улучшение конкурентной среды и снизила количество проходных матчей, — факт очевидный. Из неочевидного: в чемпионате стало меньше команд, которые задумывались бы, как устроить свою жизнь за счет сдачи игр. Ну а что, задач никаких, перспектив с середины сезона нет, деньги отсутствуют, есть хочется — почему бы не сжульничать? В футбольных кругах рассказали, что такая проблема действительно существует. И хотя доказать что-либо очень сложно, периодически странные матчи случаются. Сейчас ситуация стала лучше.
Чтобы снизить риски “договорняков”, мотивировать команды и повысить зрелищность игр, был найден еще один ресурс. С этого сезона футбольная федерация из собственного кармана выплачивает клубам бонусы: за победу — 30 тысяч лари, за ничью — 10 тысяч. Соответственно около 11,5 и 3,8 тысячи долларов. Не бог весть что, но приятно. К тому же теперь чемпионат проходит в четыре круга, каждая команда проводит по 36 встреч — если постараться, за сезон может набежать приличная сумма.
Кроме того, федерация организовала за свой счет показ всех матчей чемпионата в интернете. Каждая игра транслируется с нескольких камер и в HD-формате. Пришлось принимать меры, так как по ТВ в лучшем случае показывают один поединок из тура.
Одно из самых важных нововведений: у каждого клуба высшей лиги должен быть частный спонсор. Делайте что хотите, но прекращайте ходить в городские управы. Хватит рассчитывать на государство, которому и без поддержки спорта непросто. С 2017-го начинается новая жизнь, в которой нужно уметь вертеться, а не шаркать по истоптанной тропе к одним и тем же порогам. Без выполнения этого условия команду не допускают к участию в чемпионате… Ну, на бумаге.
По спонсорскому пункту грузинская федерация работает гибко, находит индивидуальный подход к каждому случаю. Как, например, это делает и БФФ при лицензировании. Все молодцы, кроме “Нафтана” и “Крумкачоў”. После чего новополочанам и минчанам грозят пальцем для острастки, но, конечно, из высшей лиги никого не выгоняют. Так же в Грузии не трогают “Шукуру” и “Колхети”, которые продолжают находиться на содержании государства. Забавно, что эти формы жизни отмирают самостоятельно. “Шукура”, как и “Нафтан”, следующий год начнет во втором дивизионе — приподняться с последнего места у коллектива из Кобулети шансы скорее математические, чем реальные. “Колхети”, как и “Крумкачы”, очень близок к вылету, но формат грузинского чемпионата гуманнее — восьмую и девятую команды еще ожидают переходные матчи.
Большинство клубов, так или иначе, нашли меценатов. У одних они были изначально. Например, тбилисским “Динамо” с 2010 года владеет скандально известный бизнесмен Роман Пипия. Творческую карьеру он начинал в России, где одно время даже был объявлен в федеральный розыск. Однако обошлось. Сколотив состояние, предприниматель начал активно инвестировать в родную страну, где быстро приобрел статус уважаемого человека. Построил отель, возвел бизнес-центр, приобрел главный футбольный клуб Грузии.
Другие за счет спонсорских денег закрывают бюджет частично. “Чихура” по-прежнему просит помощи у города, но уже гораздо меньше — клуб нашел спонсора в Израиле, который взялся покрыть половину его годовых расходов.
Третьи пошли с молотка. Кутаисское “Торпедо” выставили на аукцион в начале года, но летом клубом все еще ведала мэрия города. Вопрос оказался в стоимости: актив изначально оценили в 270 тысяч долларов, однако с течением времени сторговались на 125 тысячах. Сейчас футбол в Кутаиси развивает бизнесмен Заал Чачава. Причем он не только сбросил цену более чем в два раза, но и договорился о двухлетней бесплатной аренде стадиона имени Рамаза Шенгелия, на котором команда проводит домашние матчи! Арена осталась во владении городской администрации, но на какие уступки ни пойдешь, чтобы поднять грузинский футбол с колен.
“Торпедо” — вообще клуб удивительной судьбы. Вторую по знаковости команду Грузии в 2007-м за огромные долги спустили во второй дивизион, несмотря на седьмое место в чемпионате. Кутаисцы оказались настолько ошарашены, что выбирались из “минора” три года — и никому в это время особо не были нужны. Городские власти, пожалуй, даже радовались, что расходы на футбол стали значительно скромнее. Вернувшийся в элиту клуб на четыре года взяла под опеку крупная нефтяная компания “Wissol”. К сожалению, “Торпедо” не оправдало надежд новых хозяев, не завоевало за пятилетку ни одного титула и в 2014-м вновь оказалось на балансе города. И даже умудрилось взять Кубок Грузии-2016 — первый трофей за черт знает сколько лет. В этом состоянии его и настигла футбольная реформа…
Если уж перезагружаться, то ничего не оставлять на потом и решить все вопросы одним махом. Видимо, так подумали в федерации, когда заодно перевели чемпионат на систему “весна-осень”. Никакой подоплеки: в Грузии всю жизнь играли зимой и страдали от полей плохого качества. Изменить время проведения турнира просто не доходили руки — было нормально и так. А когда началось движение, вспомнили, что играть в декабре и феврале не так комфортно, как с июня по август. Под шумок закрыли и эту проблему.
То, что в итоге получилось, переименовали из “умаглеси-лиги” в “эровнули-лигу” и бросили в жизнь.
Забавно, что реанимация грузинскому чемпионату могла сейчас и не понадобиться. Как рассказали местные журналисты, еще в поздних “нулевых” инвестировать в футбол был готов известный предприниматель Бидзина Иванишвили. У него много всего — и денег, и влияния. С 2012-го по 2013-й он был премьер-министром страны, во все годы — спортивным поклонником. Его фонд поддерживает самые разные виды — от дзюдо до водного поло. Помочь футболу Иванишвили собирался в особо крупных размерах, однако в федерации ему тогда сказали: без проблем, перечисляй деньги, но контролировать их ты не будешь, мы сами все перераспределим… Так в Грузии на невиданные высоты поднялся регби.
Иванишвили не устроили условия футбольной федерации, и он начал вкладывать в другой вид. Сейчас сборная Грузии по регби выносит всех в Кубке европейских наций (в 2017-м финишировала второй, а до этого шесть лет подряд становилась чемпионом) и пытается открыть двери в главный регбийный турнир — Кубок шести наций. Грузины уже обходят по рейтингу итальянцев, которые там играют. Однако главная проблема в том, что этот турнир закрытый и коммерчески успешный. Что-то в нем менять организаторы не видят смысла.
А вот в футбольном первенстве Грузии время перемен назрело и вызов был принят. Дебютным сезоном в новом формате там очень довольны. До финиша еще три тура. За золото сражаются тбилисское “Динамо” и кутаисское “Торпедо”, принципиальные встречи которых собирали в этом году до восьми тысяч зрителей. В заключительный день чемпионата у них очная ставка в Тбилиси.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь