День радио. Спорт ушами
Запретная частота
Чемпионаты мира по гандболу 2015 и 2017 годов предваряли скандалы, прогремевшие в западных СМИ, но у нас не слишком освещавшиеся. Спорили из-за диковинных для Беларуси — прав на радиотрансляции.
ИГФ продала все вещательные права на ЧМ компании “BeIN Sports” (прежнее название — “Аль-Джазира спорт”). И здесь ведомство Хассана Мустафы совершило большой промах: вместе с телеправами в пользу катарцев отправились и радиоправа.
Отсюда возник парадокс: все права на прямые радиотрансляции игр из Катара оказались у компании, не занимающейся радиовещанием в принципе. И специально под гандбол в “BeIN Sports”, конечно, не собирались организовывать станцию. Зато воспользовались правом монополиста, заломив нереальные цены за перепродажу.
Запрашиваемые суммы наскребли не все. Французские радиостанции вообще изначально объявили общий бойкот “BeIN Sports”, но в последний момент круговую поруку разорвала частная компания “Europe 1”.
Через два года противостояние достигло максимума. На этот раз чемпионат мира проводился во Франции, где спортивные радиотрансляции должны быть бесплатными. Французское законодательство рассматривает их как часть права каждого человека на информацию. Но и здесь “BeIN Sport” нашла решение. Права предоставлялись бесплатно, а вот обязательное оборудование комментаторской позиции — за 25 тысяч евро. Что, разумеется, намного больше, чем чистые технические траты. Два радио (“Radio France” и хорватское “HRT”) подписали контракты и вышли в эфир. Условия не разглашались. Но очевидно, что одним из пунктов была реклама “BeIN Sports” — телекомпанию затем продвигали на радио целый год!
Во многом из-за сделки с “BeIN Sports” (там и по продаже телевизионных прав были вопросы) и потери потенциальных зрителей гандбол в плане распределения доходов перекочевал с Олимпиады из пула C в пул D, что означает меньше денег. При этом в обратном направлении проследовали дзюдо и стрельба из лука…
Представьте, какой кусок болельщицкого пирога в других странах имеют СМИ, о котором у нас, применительно к спорту, почти забыли. Разве что два ток-шоу на “Минской волне” (“Спор про спорт” и “Свободный удар”). В остальном: шутки-прибаутки, Михайлов — Лепс, утренние шоу и вечерние программы по заявкам.
Спорт, который некогда для радио был крайне важен, в Беларуси скукожился до пары программ и микроскопических новостей.
От Синявского и дальше
Здесь мы снова разошлись с по- настоящему спортивными странами. Хотя начинали примерно с одного — бешеной популярности радиотрансляций и их огромной важности для болельщиков.
В этом году исполнилось 90 лет первому радиорепортажу с футбола. 22 января 1927 года Би-би- си впервые в истории представила вниманию слушателей поединок старого первого дивизиона — “Арсенал” против “Шеффилд Юнайтед” на “Хайбери”.
Событие могло состояться гораздо раньше, но государство долгое время радиотрансляций боялось — считало, что новый метод передачи информации лишит доходов клубы (люди скорее будут слушать бесплатные репортажи, чем ходить на стадион) и газеты (читали тогда в том числе и для того, чтобы просто узнать счет). Право на трансляции Би-би-си получила с королевской хартией только 1 января 1927-го. Совсем скоро радио стало такой же неотъемлемой частью футбола, как и поход на стадион.
Еще раньше первая радиотрансляция состоялась в Канаде — разумеется, с хоккея. 8 февраля 1923 года комментировался третий период матча “Мидленд” — “Норт Торонто” в хоккейной ассоциации Онтарио. В том же феврале в эфир вышел и полный матч из Виннипега.
Но всех опередили США. В апреле 1921-го в Питтсбурге прошла первая голосовая трансляция десятираундового боксерского поединка между Джонни Данди и Джонни Рэем в местном “Мотор Сквер Гарден”. И поехало: в августе того же года на радио впервые попадает бейсбол — “Питтсбург Пайретс” против “Филадельфия Филлиз”. Именно радио стало одной из причин дикой популярности бейсбола.
В СССР первая живая радиотрансляция с футбола прошла 26 мая 1929 года. Играли сборные РСФСР и Украинской ССР. Вели репортаж сразу четверо: комментатор Вадим Синявский и три арбитра — Александр Богданов, Иван Севастьянов и Виктор Зискинд. Микрофон у них был один, они попеременно брали слово, говорили по две минуты и передавали эстафету следующему. Правда, затем от подобной практики отказались. Синявский остался у микрофона один — и стал подлинной легендой. Футболом заболевали люди, которые крайне редко видели матчи. Любили ушами — благодаря артистизму и харизме главного радиокомментатора.
Удивительно, что этот изначальный радийный энтузиазм совершенно по-разному мутировал в различных странах. В Испании, Португалии, Франции, Германии и Великобритании радио — по- прежнему один из важных способов информирования о спорте. “Слушать описание матча всегда интереснее. Каждый раз, когда мяч оказывается у штрафной, ты чувствуешь надежды трибун, все охи и ахи после неточного удара, изменение тембра голоса комментатора, когда мяч летит к воротам. Даже толкотня в центре поля становится интригующей, когда ее описывает Джон Чемпион или Саймон Бразертон!” — так объяснил свою любовь к радио британский комик Тони Кауэрдз. “Я предпочитаю радио телевидению, потому что по радио лучше картинка”, — слова известного английского журналиста Алистера Кука.
Рейтинг есть!
Это можно было бы признать частным мнением отдельно стоящих чудаков. Но цифры говорят об обратном. Спортивные радиостанции во многих странах имеют серьезный охват. По данным “Nielsen”, в США, чтобы попасть в тройку самых популярных спортивных станций, нужно иметь не менее 1,1 млн. слушателей. У лидера — нью-йоркского “Sports Radio 66 AM” — 1,9 млн. У идущего вторым “KNBR-AM 680 KNBR” из Сан-Франциско — 1,3 млн. Замыкает тройку еще один представитель Нью-Йорка — “ESPN New York 98.7”.
Мы привыкли слышать о ценовых войнах за телеправа на английскую премьер-лигу. За радио дерутся не слабее. В 2012-м немало шума вызвала победа на аукционе радио “TalkSport”, которое перехватило у Би-би-си самые лакомые пакеты, включая права на трансляции вне Европы — на английском, испанском и китайском! При этом владельцы радио были готовы в первый год остаться в минусе на 1 млн. фунтов, чтобы выйти в ноль во второй сезон и начать зарабатывать в третьем.
В Испании радио не менее популярно, чем ТВ. На любой матч еврокубков в Беларусь — будь то “Барселона”, “Атлетик” или “Вильярреал” — неизменно прибывали представители нескольких радиостанций. Свои радиостанции есть в том числе у газет “Marca” и “As”. Не меньше, а то и больше уровень “радиоактивности” в Италии.
Популярность объяснима. Во- первых — топ-контент (радио на равных соперничает с другими платформами). Во-вторых — бесплатность. Легально и за ноль фунтов английский футбол в Великобритании можно потреблять только по радио.
Это у них, а у нас — в квартире газ, скажете вы. Но посмотрим на Россию. Там вполне удачно запустили достойный спортивный проект — “Спорт FM”. Единственную в стране спортивную радиостанцию федерального масштаба слушают ежедневно 1,3 млн. пар ушей, а еженедельная аудитория радиостанции составляет более 3,2 млн. слушателей. Радиосеть “Спорт FM” включает 45 передатчиков и охватывает более 500 российских населенных пунктов.
С телевидением у нас не склеилось. Тому есть и объективные причины — в первую очередь дороговизна проекта. Прямые трансляции футбола по радио гораздо дешевле. Почему бы не дать водителям в пробках, парикмахерам, штукатурам, поварам, сторожам и прочим, часто слушающим радио для фона, шанс добраться до спорта?
Что, если нам повременить с футбольным телеканалом, а попробовать создать спортивное радио? В интернете — полные прямые трансляции, в эфире — прямые включения с топовых матчей, новости и музыка (куда ж без нее?).
Если у нас не получается полюбить спорт глазами, может быть, получится ушами?
Андрей ВАШКЕВИЧ
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь