Лига чемпионов. Поднятые целяне
В гандболе этот проект вообще явление уникальное. Хотя для Словении — в принципе типичное.
В балканской стране привыкли концентрировать целый вид спорта в каком-то одном месте. К примеру, чуть ли не половина игроков хоккейной сборной, дважды не пустившей белорусов на Олимпиаду, родились в 13-тысячном Есенице. Полностью на Целе словенский гандбол, конечно, не замыкается. Есть еще сильный клуб “Горенье” из Веленья, главный антагонист и также участник Лиги чемпионов, есть традиции в Копере, Рибнице, Мариборе… Но центр развития, безусловно, Целе. По меркам Словении это город внушительный, третий по величине. А вот в масштабах Европы мелковат. Целе, где проживают 40 тысяч человек, — самый маленький город, команда которого когда-либо практиковала в Лиге чемпионов.
И вот в этом местечке умудряются в промышленных масштабах выращивать топ-гандболистов. Причем сила клуба не в развитой селекции — звезд там умеют делать из местных ребятишек. Если бы проводился чемпионат городов, 40-тысячный Целе оставлял бы позади миллионные агломерации.
При желании Бранко Тамше может выставить в Бресте стартовую семерку из одних только уроженцев Целе. В воротах Лесяк, в розыгрыше Давид Разгор, на полусредних Млакар и Малус, в линии Сухолежник, на краях Кодрин и Гал Маргуч. И это не какие-нибудь там резервисты — состав, близкий к основному!
Впрочем, таланты в клубе-доноре не задерживаются: сверкнув, они быстро переезжают туда, где лучше условия и можно прогрессировать дальше. Звездную семерку целян нетрудно составить и из экс-игроков: Драган Гаич, Гашпер Маргуч, Скок, Благотиншек, нынешние брестчане Симон Разгор и Потеко, братья Жвижеи… Среди героев прошлых лет тоже полно уроженцев здешних краев: Пайович, Пунгартник, Вугринец… Целе мы обязаны даже появлением на свет Томажа Чатера.
С молодежью в Целе любили и умели работать всегда. Но генеральная ставка на собственных воспитанников была сделана в 2011-м. В клубе сократили зарплаты, по другим адресам разъехались лидеры… Малус, Маргуч-младший, 17-летний Макуц — продукты вот этой новой стратегии. Надо ли говорить, что средний возраст команды (23,3 года) наименьший среди всех участников нынешней Лиги чемпионов.
“Думаю, у нас одна из лучших гандбольных школ в Европе”, — констатирует Тамше. “Почти все дети Целе пробуют себя в гандболе”, — говорит Потеко. Учить ребятишек ручной мячу, а вернее, его мини-версии, там начинают еще с первого класса школы. Мальчишки и девчонки (в городе есть и женская команда, выступающая в главной лиге Словении) сначала забавляются с мячом раз в неделю, потом два. А с пятого класса уже начинают тренироваться полноценно.
Будь “Целе” футбольным клубом, он назывался бы “Порту”. И стал бы сверхуспешным бизнес-проектом. Увы, гандбольный рынок устроен по-другому, и заработать на продаже игроков здесь трудно. Смысл жизни нынешнего “Целе” в том, чтобы растить молодежь для других клубов и сборной, набирать новую, и так по кругу. И при этом с годовым бюджетом в 1,8 миллиона евро, который наполняет главным образом пивоваренная компания, клуб умудряется обыгрывать на чужой площадке “Киль” с довольствием в 11 миллионов.
На примере “Целе” можно даже раскрыть секрет балканских стран, умудряющихся выставлять сильные команды по всем игровым видам. Разгадка банальна: дело в хорошей генетике и качественной системе подготовки. А вид спорта уже не важен. Родись 190-сантиметровый Малус в Есенице, он мог бы стать талантливым хоккеистом. Появись на свет в Любляне, уже наверняка уехал бы в НБА (впрочем, Удрих осуществил это, и будучи целянином). Но Яка из Целе, он все детство ходил на гандбол в “Златорог”, хотел быть похожим на Рутенко и Зормана — и в итоге сам стал гандболистом, и завтра, если будет здоров, сыграет против БГК.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь