Большой репортаж: школы Могилева. Спасибо тем, кто не дает упасть на дно
Мол, игроков должного уровня и подходящего возраста в стране надо искать днем с огнем. В общем, работает система детско-юношеской подготовки если не вхолостую, то как-то не так. Кризис и нет денег? Негде играть и заниматься? Не хватает тренерских кадров? Детям больше не нужен футбол?
В поисках ответов на эти вопросы, в какой-то степени уже риторические, “ПБ” решил выехать из столицы и посмотреть, чем живут регионы. А восточное направление было выбрано не случайно. В Могилеве, где футбольные кадры для страны ковались стахановскими темпами, сейчас все скромно. На областной центр осталась одна команда — она же единственная представляет в высшей лиге целый регион. Причем, мягко говоря, не блещет.
В следующем году первому и единственному золотому успеху “Днепра” в суверенной белорусской истории исполнится двадцать лет. С момента завоевания последних наград также минуло немало времени — могилевчане под руководством Андрея Скоробогатько брали бронзу в 2009-м, после чего неплохо пошумели на европейской арене, а затем сникли. На время превратились в “команду-лифт”, которая курсировала между верхними этажами белорусского футбола. Минувший чемпионат “Днепр” также начал в статусе возвращенца и до последних недель не мог спокойно выдохнуть — и обезопаситься от вылета. А теперь о молодежи — в составе команды Александра Седнева за сезон выступили четыре собственных воспитанника: Денис Гречихо, Артем Концевой, Дмитрий Подстрелов и Владислав Федосов, которым от 18 до 19 лет, на всех провели 13 матчей.
Болельщики со стажем смогут прочувствовать контраст с командой двадцатилетней давности, средний возраст которой лишь слегка превышал 20 лет: Шунейко, Болтрушевич, Капов, Лихтарович, Чумаченко, Д.Калачев, Лукашов, Е.Козлов, Ланько, Огородник, ведомые опытными Свердловым и Солодухиным, умыкнули золотые медали чемпионата-1998 у более статусных и опытных соперников. Сейчас это звучит как красивая легенда…
Валерий Стрельцов: двадцать лет спустя
Могилев в первые дни декабря занесен снегом, кажется, даже больше, чем столица. Сезон закончился, и футбол на первый взгляд замер. Поле главной городской арены — “Спартака” — устилает ровный и не потревоженный ни в одном месте снежный покров. Основная команда “Днепра” ушла в отпуск, однако в клубе продолжается работа. В том числе в ДЮСШ — она у днепрян довольно молодая: аккредитация и официальный статус клубного подразделения получены лишь в марте нынешнего года. Возглавил школу один из столпов обороны той золотой команды Эдуард Болтрушевич, с которым мы созванивались накануне. “Я сейчас на больничном, после операции, но ты приезжай, мой заместитель тебе все расскажет и покажет”. — “А кто у вас заместитель?” — “Стрельцов”...
Главный тренер “Днепра”-1998, а впоследствии руководитель клуба, как всегда, говорит быстро, четко и по делу, как и решает вопросы. “Приехал? Где стоишь? Жди, сейчас отправлю машину. Выехала. “Мерседес”. Все, давай”.
Офис “Днепра” — двухэтажное желтоватое здание в промышленном районе рядом с мостом. Его можно и не заметить, если не обратить внимания на небольшую вывеску с эмблемой и названием клуба — белым по синему. Кажется, это самое яркое, что есть в округе на фоне декабрьских монохромных красок и тотальной серости. Валерий Иванович отошел от больших футбольных дел. Он делит большой кабинет с остальными клубными сотрудниками. На сленге 21 века это бы называлось “коворкинг”, если бы речь шла о современном офисе. “Пойдем в музей, там хоть и прохладно, зато поговорить можно спокойно”, — Стрельцов ведет в просторный зал славы могилевской команды. Кубков, наград и дипломов — несметное количество. Разумеется, далеко не все из них принадлежат основе. Здесь же вымпелы множества команд, с которыми “Днепр” пересекался в официальных и товарищеских матчах. Один взгляд на них воскрешает поединки семилетней давности, когда могилевчане прошли три раунда в Лиге Европы — и встречались с именитым испанским “Вильярреалом”.
На одной из стен большой стенд: слева на нем “галерея тренеров”, справа — “галерея игроков”. Причем там, где должны быть фото игроков, пока пусто. Можно было бы поерничать, что это символично — мол, в Могилеве закончились талантливые воспитанники, но это не так. “Да, ярких молодых футболистов у нас, к сожалению, немного, — говорит Стрельцов. — Есть Левицкий, который вызывается в молодежную сборную. Павлюченко, который уехал в брестское “Динамо”, уже сыграл за национальную. Кто-то из дублеров наверняка в следующем году пополнит основную команду. Есть интересные ребята: Концевой, Гречихо, Краснов. Команды 1998, 1999, 2000 годов рождения у нас в целом неплохие”.
С тренерской же части стенда смотрят фотографии всех специалистов, возглавлявших могилевскую команду: от Владимира Мацкевича до Владимира Геворкяна, работавшего с “Днепром” в сезоне-2015. Нынешнего главного тренера Александра Седнева пока на “доске почета” нет, но место зарезервировано. Разумеется, среди фотографий есть и портрет самого Стрельцова. “Не фотографируй меня, пожалуйста, не надо”, — говорит Валерий Иванович и выходит из кадра.
Большая разница
Разумеется, воспоминания о “золоте”-1998 вклиниваются в наш разговор с Валерием СТРЕЛЬЦОВЫМ как будто сами собой:
— Двадцать лет уже прошло. Тогда команда молодая была, средний возраст — 21,5. Да и вообще все по-другому было. Чемпионат только развивался, жизнь заставляла крутиться. Был интернат, было училище олимпийского резерва — большое подспорье, благодаря которому могли привлекать в клуб талантливых ребят из глубинки. Уделяли этому большое внимание. В результате я мог брать 16-17-летних мальчишек уже под основу. Да, где-то рисковал, но уже к 20 годам они были сложившимися футболистами.
Ликвидация системы РУОРа, конечно, нанесла огромный вред футболу в стране. Лучше бы взяли часть денег, которые идут на поддержку молодежного футбола, но оставляли хотя бы пару десятков мест для клубов. Академии сейчас открываются, это только называется так, а на самом деле лишь бы что. Считаю, просто необходимо вернуть ту систему. Правда, не знаю, насколько это вообще сейчас возможно.
— Как оцените нынешнее положение дел в детско-юношеском футболе в городе?
— Работа ведется, надо сказать, неплохо. Другое дело, что есть провалы в переходном периоде от юношеского ко взрослому футболу. У нас нет ни одной команды во второй лиге, а это могло бы стать отличным подспорьем. В основной состав ведь далеко не все воспитанники могут попасть. А где им продолжать рост? Но работа ведется. В следующем году, например, планируем открыть колледж при центре олимпийской подготовки. Ребята после школы смогут на платной основе отучиться два года, а затем поступить сразу на третий курс нашего педуниверситета. Это хороший проект.
— Помнится, недавно во второй лиге выступал ваш фарм- клуб “Днепр”-2. Возродить его невозможно?
— Увы, денег на фарм-клуб не хватает. Бюджет у нас довольно скромный. Однако в перспективе, конечно, планируем иметь такую команду в третьем дивизионе. Но это отдаленные планы. Насколько — сложно сказать.
— Что собой представляет ДЮСШ-“Днепр на сегодня?
— Все команды укомплектованы — начиная от игроков 2000 года рождения и заканчивая 2011-м. Играют, ездят на турниры, участвуют в различных соревнованиях. С ними работают девять тренеров и еще два на полставки. Да, выдающимися результатами при этом пока похвастаться не можем. Хотя есть талантливые ребята. Причем, ты не поверишь, но приток молодежи лишь увеличивается. Казалось бы, и в экономике кризис, и “Днепр” из года в год неудачно выступает. Тем не менее множество молодых родителей заинтересованы в том, чтобы их дети занимались футболом, и готовы помогать в том числе финансово.
— Сколько зарабатывают тренеры?
— В среднем 650-700 рублей.
— Главная проблема, как и везде, — деньги?
— Не скажу, что школа бедствует. Во-первых, по закону клуб должен отчислять 25 процентов бюджета на развитие детско-юношеского футбола. Во-вторых, школа постоянно ищет спонсоров, где-то помогают родители. Мы бережно относимся к своим воспитанникам: они обеспечены формой, мячами, у них неплохой игровой календарь. Помогает и хорошее отношение со стороны городских властей. Клуб курирует лично мэр. В меру сил и возможностей помогают спонсоры и акционеры. Бюджет, повторю, небольшой, но все равно огромное спасибо тем людям, которые не дают “Днепру” упасть на дно. Нам же, безусловно, надо прибавлять и в результатах, и в маркетинге — мы это понимаем.
— Еще одна распространенная проблема — негде тренироваться…
— Безусловно, и в плане инфраструктуры есть проблемы. Однако благодаря работе тренеров практически все команды обеспечены на зимний период спортивными залами и местами для занятий.
Что до полей, то арендуем газон “Олимпийца”, который неподалеку от гостиницы “Могилев”, а также поля СДЮШОР-7. Школе мы платим определенную сумму, хотя этот стадион строился при участии “Днепра”. Да, есть дискомфорт, места не всем хватает, иногда приходится работать на половине или вовсе на четверти поля. Также ежегодно проводим сборы на базе основной команды, которая находится за городом. Я бы даже назвал это скорее спортивным лагерем — все команды вместе тренируются и отдыхают. Все довольны — и родители, и тренеры, и дети. Кроме того, прорабатывается вопрос о передаче на баланс клуба стадиона “Химик”. Уже есть новый паспорт объекта, готовятся документы. В перспективе это будет серьезная база для развития детского футбола. Арена достаточно скромная, но все есть, в том числе здание с раздевалками и душевыми.
Улыбка Горлуковича
Стадион Могилевского завода искусственного волокна, в простонародье названный “Химик”, располагается буквально в десяти минутах ходьбы от клубного офиса по той же улице Челюскинцев. Правда, если бы не футбольные ворота, в зимнюю погоду практически невозможно определить, что перед вами спортивный объект, а не пустырь, через который местные жители проложили тропинки, дабы срезать путь из одного квартала в другой. “Днепр” планирует здесь все переделать: вместо одного поля — два плюс устроить еще пару нестандартных игровых площадок. Благо место позволяет — ожидается, что в распоряжение клуба передадут четыре гектара земли.
Оценив размах территории и посмотрев еще на один снежный ковер вместо футбольного поля, набираю номер руководителя другой городской школы — прославленной могилевской СДЮШОР-7 Дмитрия Радькова, намереваясь напроситься в гости и к нему. К слову, эта самая арена “Химик” сейчас находится как раз на балансе седьмой школы. Что, впрочем, совсем неудобно с точки зрения логистики — мой навигатор показывает, что до офиса Радькова без малого четыре километра.
Темнеет рано, и на улицу Якубовского мы приезжаем незадолго до сумерек. Тренировок на свежем воздухе в декабре уже практически нет. Три естественных поля “отдыхают”, искусственное же готовится к демонтажу — к весне здесь будет уложен новый газон, голландский, последнего поколения. Пока что, разумеется, работы заморожены — в буквальном смысле. К слову, ради замены газона городские власти согласны раскошелиться на 700 тысяч рублей (около 350 тысяч долларов). Сумма немаленькая, но никуда не денешься — прежнее покрытие давно пришло в негодность.
Дмитрий Александрович — брат экс-защитника БАТЭ и национальной сборной Беларуси Артема Радькова, который недавно завершил игровую карьеру. Радьков-старший закончил еще в 2010-м, будучи футболистом шкловского “Спартака”, а до этого выступал за могилевские “Торпедо” и “Днепр”, гродненский “Неман” и новополоцкий “Наф- тан”. Затем успел поработать в городской администрации, где отвечал за развитие спорта, а в СДЮШОР-7 на должность директора пришел совсем недавно — в конце сентября.
С огромного плаката на стене видавшего виды здания школы улыбается один из самых знаменитых ее воспитанников, олимпийский чемпион Сергей Горлукович. Здесь, к слову, проводится традиционный турнир на его призы. “Выцвела уже фотография, надо бы заменить в следующем году”, — бросает Радьков, и мы входим в здание. Кубков и медалей здесь не меньше, чем в офисе “Днепра”. Может, даже больше. Но главный показатель успешности школы — майки воспитанников, занимающие практически все ее коридоры. Здесь одна из греческих футболок Андрея Горбунова, “городейская” Павла Пласконного, форма национальной сборной с фамилией Александра Быченка, борисовская “двойка” Дмитрия Лихтаровича, витебская “десятка” Антона Матвеенко, вратарская “единица” Сергея Игнатовича. Голкипер минского “Динамо”, пусть и считается воспитанником “бело-голубых”, первые шаги также делал в СДЮШОР-7. Рожков, Геращенко, Баранов, Козлов… Вот майка с фамилией “Хилькевич”, легендарная “савитовская”, с яблоками. Уже и вспомнить непросто, что был такой клуб. Есть и более “возрастные” экземпляры: Кляшторный, Колочинский. Майки с фамилиями “Радьков” и “Калачев” висят рядом, что символично — руководители СДЮШОР-7 и “Днепра” находятся в тесном сотрудничестве и постоянном контакте.
“Мы в Беларуси — денег нет никогда”
Дмитрий РАДЬКОВ уже вполне освоился в новом кабинете, где и рассказывает о своих планах.
— В футболе никогда не бывает все замечательно. Проблемы возникают постоянно, стараемся их решать. Главная состоит в том, что ребята занимаются в нашей школе лишь до 14 лет, а затем передаются в “Днепр”. Меня это категорически не устраивает как директора. И тем более не устраивает тренеров, которые знают, что по достижении определенного возраста они будут вынуждены отдать ребенка в чужие руки. Если бы у нас существовала команда на лицензировании, то занятия футболистов под крылом СДЮШОР-7 продлились бы до 16 лет. Это, конечно, очень больной вопрос.
Во-первых, ребенок, попадая в футбольную секцию, делает упор на спорт. А затем вдруг это заканчивается, его никуда больше не взяли — и нужно менять приоритеты, заниматься химией, математикой или чем-то еще. Во-вторых, есть дети, которые в 14 лет еще ничего собой не представляют, серая масса, зато они раскрываются позже. В-третьих, тренеры у нас и в “Днепре” могут работать по совершенно разным методикам, детям приходится перестраиваться. В-четвертых, его вообще в принципе могут в “Днепр” не взять, и молодой футболист оказывается фактически на улице. Будь у нас команда в первой лиге юношеского первенства, игроки, не прошедшие отбор в “Днепр”, могли бы выступать там. Реально ли это? Вполне. Вопрос в деньгах, но там не нужны заоблачные суммы. Затраты будут только на питание и транспорт. Если городские власти и спонсоры пойдут навстречу, постараемся это воплотить в жизнь.
— Понятно: проблема одна — не хватает денег.
— Это понятие растяжимое. Вот власти приняли решение заменить поле, это огромный плюс. Не каждой школе выпадает такая возможность. Частично это будет сделано за счет городского бюджета, частично — за счет областного. Почему поле нуждается в замене? У него загруженность — 300 процентов! С утра до вечера каждый день на нем кто-то занимается. Только в СДЮШОР-7 работают 19 тренеров и тренируются около 600 детей. Если бы сам не увидел, не поверил бы, что это возможно на такой небольшой базе. Ни один газон не справится с такой сумасшедшей нагрузкой.
— Сколько в среднем зарабатывает тренер в вашей школе?
— Это зависит от степени занятости, числа групп, которые он себе возьмет. Но в целом суммы чуть меньше, чем в “Днепре”, — порядка 600 рублей. Понимаю, что это немного. Ведь в любой школе тренер — главный человек, а все остальные — обслуживающий персонал, который должен обеспечить определенные условия его работы.
— Под вашим крылом в чемпионате страны играет и женская команда, от которой в прошлом году отказался “Днепр”. Это экономически целесообразно?
— В нашей школе занимаются 185 девочек. Больше в Могилеве им пойти некуда. Я увидел, что люди, которые отвечают за женский футбол, в том числе старший тренер Владимир Шиндиков, горят работой. Дай бог каждому тренеру, который воспитывает мальчишек, такое желание. Есть стремление и результат, команда участвует в чемпионате страны. Если в школе работает женское отделение, считаю, его нужно поддерживать и по мере возможностей развивать.
— Может, у вас есть соображения, почему в городе да и вообще в стране вдруг перестали расти талантливые молодые футболисты? В офисе “Днепра” мы, например, вспоминали с Валерием Стрельцовым 1998 год…
— Хороший вопрос, на который нет ответа. Можно сказать, что нет больше училища олимпийского резерва — а практически вся команда 1998 года как раз оттуда. Можно сказать, что нет денег. Но мы в Беларуси живем, денег нет никогда. За исключением, разумеется, БАТЭ, “Динамо” и “Шахтера”. Но не в этом дело. И не в условиях — наш Тимофей Калачев вырос не на искусственных полях последнего поколения и не на идеальных английских газонах. Так же как Александр Глеб в Минске, на асфальте тренировался. И финансы — это второстепенно. Условия для подготовки у нас, получается, улучшились, а футболисты — наоборот, “ухудшились”. А в чем же дело? Не знаю точно. Может, в отношении. Когда человек не успел по мячу ударить, а вокруг него уже роятся агенты. И когда он сам в 16 лет уже думает, сколько будет зарабатывать. И в тренерских кадрах тоже — надо заниматься в первую очередь их обучением. Если тренер просто приходит на работу, ничего хорошего не получится.
Не вместо, а вместе?
В Могилеве, как и во многих других городах, неоднократно поднимался вопрос о слиянии крупных городских футбольных школ и профессиональных клубов. Однако дело дальше разговоров по-прежнему не идет. “Все упирается в юридические вопросы, — говорит заведующий сектором спорта и туризма могилевского горисполкома Дмитрий ЛАТЕНКОВ. — В том числе в различные формы собственности. Если СДЮШОР-7 — государственное учреждение, то “Днепр” — закрытое акционерное общество”. Иными словами, имеется множество юридических проволочек. А вот что думают об этом в самих школах.
Валерий Стрельцов. Перспектива объединения нас не смущает, тем более что отношения с седьмой школой хорошие. Да, раньше были какие-то “терки”, но сейчас все нормально. Было бы это лучше или нет? Возможно. Это палка о двух концах. С одной стороны, единой станет инфраструктура, с другой — детей будет меньше. Сейчас же мы выбираем из огромного количества ребят…
Дмитрий Радьков. Лично я не вижу разницы между клубом и нашей школой, не разделяю детей — “мои” или “твои”. Все это наши ребята, наш общий могилевский детский футбол. Мы вместе работаем на конечный продукт. С руководством “Днепра” у меня отличные отношения. Что касается объединения, глупо не думать об этом вопросе. Академия и главная команда — я двумя руками за, чтобы эта вертикаль работала. Но будет ли это возможным и когда, я не знаю.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь