Пхенчхан-2018. Изгнание России. Что делать. Флаг у них из рук
Сядьте и подумайте, чтобы не поддаться истерии. Волшебному состоянию, которое теперь у Олимпиады официально заместо церемонии открытия.
Ноу криминалити?
Решение МОКа в общем и целом оправданное, логичное, выбранное из других зол. Лишать Игр “чистых” спортсменов — бред. “Грязные” отцеплены — поделом. Отсутствие флага и гимна России — личный вопрос отношения к нему каждого. Пожизненный бан Мутко и его бригады пробирочных шулеров — это, пожалуй, самая гуманная часть приговора.
Что им этот бан? Бывали они уже на Играх, мед-пиво пили. Репутация? Ах, оставьте! Чего там с него убудет? Рисуя свою победную сочинскую операцию, Виталий Леонтьевич чем вообще рисковал?
Спортсмены ставили на кон карьеру. Залет — и дисквалификация, может, даже пожизненная. Полное обнуление смыслов существования.
А что мог потерять Мутко? Он ведь, как нынче говорится, крепкий государственник. Спорт — далеко не единственная отрасль, где он может себя проявить. За четыре года, минувших с Сочи-2014, он состриг все возможные дивиденды с грандиозной медальной победы. Звук в фанфары обратно не втянешь.
Виталий Леонтьевич чувствует себя неплохо. В отставку не подает, не кается и выражение лица имеет стандартное — “негодяй Родченков”, “это фальшивка, сфабрикованная в США”. И никак в него не попадешь — ни из какого пенитенциарного “ружья”.
Ему не нужно волноваться за будущее, каким бы жутким ни было его прошлое. Он неуязвим и в меру бессмертен. Ему никто ничего не может сделать — кроме сами знаете кого.
Ни у ВАДА, ни у МОКа, оказывается, просто нет адекватных для этого наказаний — таких, чтобы не задело по касательной тех, кто не виноват: “чистых” спортсменов и болельщиков. Им остается только страдать.
Мутко — не первая инкарнация спортивного начальства этого типа. Ровно так же победа была дороже всего и для феноменальных команд ГДР, и для ряда американских спортсменов, и советского спортивного руководства.
Масштабы тогдашних “операций” мы не узнаем уже никогда. Уникальность “достижения” нынешнего спортивного российского руководства в том, чтобы по той же схеме объехать всех в XXI веке. В принципе почти получилось. Не стоило только связываться с Родченковым.
В результате этой порочной связи прахом могут пойти пот, кровь, тренировки многих честных спортсменов. Которым вообще непонятно, кого сейчас больше бояться — чужих или своих.
Никто не доволен
Страсти бушуют сейчас не только в России. Так называемый Запад вердикт МОКа тоже убедил. “Российский обман стоил этой американке олимпийской медали. Дисквалификация дает надежду, что это не повторится”, — рассказывает “The Washington Post” историю Кэти Уландер, скелетонистки, уступившей 0,04 секунды россиянке Елене Никитиной, у которой впоследствии нашли допинг.
“Не будем поздравлять Международный олимпийский комитет с решением по России. Он и ВАДА остаются ужасно непоследовательным бюрократическим недоразумением, которое даже не смогло заткнуть мышиную нору в лаборатории в Сочи. Просто потому, что не хотело. Мы до сих пор ничего не знали бы об этой норе, если бы не Родченков. И все, что сделал МОК — запретил песню и кусок материи в Пхенчхане и несправедливо обвинил огульно всех российских спортсменов при этом”, — та же “The Washington Post” в другой статье.
“The Winnipeg Sun” приводит цитату скипера канадской женской сборной по крикету Челси Кэри: “Это мухлеж! Нельзя разрешать им участвовать. Как мы узнаем, что на этот раз они чисты? Нечестно, что представители страны, в которой доказан такой уровень коррупции, будут участвовать в соревнованиях, где не должно быть атлетов под допингом! Да, сейчас они выставят полностью другую команду. Но не думаю, что надо пускать даже ее”.
“The New York Times” одно из редких изданий, которое задается дельным вопросом: во что превратятся Игры без сборной России? “Россияне — одна из относительно небольшого количества команд, которые воспринимают Игры очень серьезно и хотят добиться в них хорошего результата. Без их участия в фигурном катании, лыжах и хоккее соревнования на Олимпиаде станут малозначимыми”, — пишет журналист Джер Лонгман.
Против участия России читатели французской газеты “l»Equipe”. Но самое удивительное: сторонников полного отказа от Пхенчхана много среди российских болельщиков. Немалое их количество считает лишение права выступать под своим флагом достаточным, чтобы вообще потерять всякий интерес к Играм.
Парадокс: одни и те же люди с одними и теми же результатами вызывают совершенно разные чувства. Под российским флагом — они обожаемы. Под флагом олимпийским интерес к ним как будто теряется начисто.
Этому можно было бы удивиться, если не знать, что спорт в России — одно из тех трудноформулируемых понятий, которые теперь модно называть скрепами.
Решать не Путину
Давайте честно. Спорт как зрелище в России мало кому нужен. На него нет спроса. В этом легко убедиться, посмотрев на среднюю заполняемость стадионов на чемпионатах по любым видам спорта, особенно самым что ни на есть зимнеолимпийским. Даже хоккей — это не сплошные аншлаги, не говоря уже про лыжи, трамплины и прочий шорт-трек. Ничто спортивное в России толком не окупается — ни футбольные клубы, ни хоккейные, ни арены, ни большинство СМИ.
Но спрос на полную и безоговорочную победу высок как никогда. При этом риторика и стилистически, и по смыслу примерно соответствует песне “Патриотка” группировки “Ленинград”. Спортивный костюм фирмы “Bosco” был для России почти новым пионерским галстуком, комсомольским и партийным билетом.
Спортсмены втянуты в бессмысленную медальную гонку вооружений, в которой, кроме России, никто особо не участвует. Причем втянуты добровольно и по собственному желанию: все хотят зарабатывать, получать квартиры, машины и депутатские мандаты. Их можно понять. Да и что делать несогласным с системой? Уезжать? Менять гражданство? Но ведь это их страна, их флаг и гимн. Им законно хочется, чтобы он был сыгран для них в пиковый момент их карьеры.
Все, что они могут — сказать нет, когда им предложат выпить коктейль Родченкова. Если, конечно, у них хватит опыта, чутья и проницательности, чтобы переспросить, что это за новые “витамины”. И авторитета, чтобы добиться честного ответа. Но я не исключаю, что большая часть просто проглотит то, что дадут. Ведь народ в любом случае за них.
Пойманным на допинге в России многие сочувствуют, обвиняя во всем ВАДА: подмухлевали, демоны! В лучшем случае прием запрещенных препаратов снабжен саркастическим рефреном “жрут все, ловят только наших”.
“Олимпиада без российского флага нам не нужна!” — шумят они. И это совершенно логично, если суть Игр — не красота, не ежедневные подвиги, не рекорды и не невероятные истории успеха и поражения.
И пока Олимпиада воспринимается как священная война, все средства для победы будут хороши. За ценой не будут стоять — цену будут умножать на четыре и дербанить три четверти.
Сейчас жалко ни в чем не виноватых южнокорейцев. Имидж их Игр повис на волоске. Не приедут россияне — и рядом с Олимпиадой-2018 навсегда появится уничижительное уточнение, сродни лос-анджелесскому, датированному 1984-м.
Они должны ехать под любым флагом. И решать вопрос об их участии должен не Путин (тем более он официально не против), а каждый самостоятельно. Без российских флага и гимна у Игр будет шанс сохранить собственный смысл, избавиться от любых “недо-”.
Чего стоят Игры без российских спортсменов вообще? И чего стоят карьеры российских спортсменов без Игр?
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь