Именем министра. Нужно ли сокращать высшую лигу?

22:23, 18 декабря 2017
svg image
1834
svg image
0
image
Хави идет в печали

Министр спорта и туризма Александр Шамко, выступая в эфире программы “Наши новости” на телеканале ОНТ, сказал буквально следующее: “Сегодня назрел вопрос о том, что формат чемпионата Беларуси, на мой взгляд, должен меняться. 16 команд для нашей страны — это, наверное, не совсем позволительное финансовое бремя, с одной стороны. С другой стороны, чтобы увеличить конкурентоспособность и интерес, этот формат должен снижаться. Сколько — 10 или 12 команд? Думаю, нам еще предстоит спокойно обсудить и принять решение. Взаимопонимание с федерацией футбола есть”.
Слово не воробей, особенно если звучит с такой видной колокольни. Излишне говорить, что, попав в новостные ленты интернета, посыл высокопоставленного спортивного госчиновника произвел там сильнейший эффект, разлившись девятым валом комментариев. Уже потому произвел, что любые “сократительные” инициативы встречают в кругу наших футбольных профессионалов многолетнее идейное отторжение. И еще потому, что намеченные масштабы оптимизации радикальны, ведь в качестве ориентира министр обозначил урезание сильнейшего дивизиона аж до десяти команд — то есть более чем на треть!
Какую реакцию в белорусском футбольном мире вызвали негаданные откровения Шамко? Как это все понимать, чего ждать и к чему готовиться? Если все же лигу сокращать, то надо ли снимать такую толстую стружку? Дом футбола на этот счет официальных комментариев пока не дает — и корреспонденты “ПБ” пошли за неофициальными. Мыслями о высоковероятных реформах чемпионата мы попросили поделиться клубы высшей лиги — их пока еще 16…

Михаил ДЕМЕНЦЕВИЧ, генеральный директор БАТЭ:
— Мы не ставили бы вопрос ребром. Но если решение о сокращении лиги все же будет принято, то освободившиеся финансовые средства следует направить на развитие регионального и детско-юношеского футбола. В подобном случае нужна какая-то государственная программа. А к оставшимся в высшем дивизионе клубам федерация футбола должна жестче подходить в части требований лицензирования, особенно по инфраструктуре. В любом случае если и проводить реформы, то не с ближайшего сезона, ведь это приведет к явному нарушению спортивного принципа. А до начала чемпионата-2018 в регламенте следует четко прописать, заняв какие места по итогам сезона, команды покинут высшую лигу, а кто и при каких условиях ее пополнит.

Сергей ГУРЕНКО, главный тренер “Динамо” Мн:
— Я за сокращение. Высшая лига неоправданно раздута, среди команд немало таких, что не соответствуют ее уровню — по финансовым возможностям, инфраструктуре, уровню футболистов. Эти клубы как балласт, они тянут лигу ко дну. Пусть лучше играют в первой — только крепче будет. По большому счету, в Беларуси и десять команд — оптимальное количество для высшего дивизиона. Но тогда придется чересчур мудрить с календарем, ведь проводить 36 туров в наших климатических условиях нереально. Я же двумя руками за круговую систему, ведь при делении на две группы ущемляем интересы тех, кто оказался в нижней части, а этого делать не следует.
К сожалению, люди, ратующие за нынешний 16-командный формат, чаще всего преследуют местечковые интересы. Боятся, что, опустившись в Д2, там надолго и застрянут — ибо не способны переформатироваться, сделать качественный рывок вперед. А потом сгораем от стыда, что в элите есть клубы без своего стадиона и собственной детской школы, где месяцами не платят футболистам и тренерам зарплату, где не уверены, смогут ли добраться в другой город на выезд… Позор!
Кое-кто сетует, что при сокращении пострадает молодежная сборная. А много ли юношей играет сейчас в командах, не претендующих на пьедестал? Да, в ведущих клубах, представляющих страну в еврокубках, сложно вводить в состав необстрелянных парней. Это задача в первую очередь для середняков: расти и продавай, так поступают даже в топ-чемпионатах. Полагаю, и федерация здесь должна занять принципиальную позицию. Проанализируйте, каков средний возраст игроков команд из нижней восьмерки — посчитайте, сколько там ветеранов. Конечно, проще пригласить такого футболиста, чем заниматься с молодыми. Еще хуже, когда подписывают легионеров, а потом они по полсезона просиживают на скамейке. Лучше дайте шанс своему парнишке!
Расширение высшей лиги ничего, кроме минусов, не принесло. Однако и рубить сплеча — не дело. Сегодня обрубить лигу нереально — это будет грубейшим нарушением регламента. Минимум года через два — надо делать это постепенно. Хотя прошедший сезон убедил, что при желании наш футбольный закон можно повернуть и так, и этак — как кому-то выгодно.

Юрий ВЕРГЕЙЧИК, директор “Шахтера”:
— Главную составляющую белорусского футбольного бюджета формирует государство, а не частный бизнес. В нынешней сложной экономической ситуации без господдержки спорт не выживет, о чем недавно в интервью вашей газете говорил и Сергей Боровский. Вот какое развитие получат команды — исходя из тех же финансовых мерок первой лиги, — если мы снова начнем сокращать высшую? Не исключено, руководители на местах вообще охладеют к футболу, когда увидят, что шансы войти в нее резко уменьшатся. В таком случае фактически не оставим перспектив “Славии”, “Нафтану”, “Белшине”… Какие там будут играть футболисты? Насколько конкурентоспособные? Как они смогут подняться в первый дивизион? Как говорил Анатолий Байдачный, в итоге досокращаемся до того, что рано или поздно придем к нулю… Да, в соревновательном плане лучше вообще оставить шесть команд. Но надо учитывать перспективу! Дети перейдут в другие игровые виды, а через несколько лет мы скажем: теперь у футбола благоприятные условия — давайте расширять! А расширять уже нечего…
Еще критики говорят, что на белорусский футбол не ходят болельщики. А разве мы их воспитали? Как везде подается ситуация, в том числе в СМИ? Здесь плохо, там плохо… Если постоянно твердить, что в футболе кругом плохо, человек подумает: а чего я туда пойду? Наоборот, надо привлекать публику всеми способами! И не забывайте про детско-юношеский вектор, развитие которого в высшей лиге не сравнить с низшими — возьмите хотя бы систему турниров лицензирования. Мы должны бороться за каждого ребенка и каждого болельщика. Да, в белорусском футболе далеко не все радужно. Так что, давайте не будем развиваться, а скатимся в никуда? Рискуем угробить периферию до основания — в части что финансирования, что интереса. Ребенок не влюбится, если не увидит праздника футбола в своем городе. А для этого нужно, чтобы туда приезжали команды уровня БАТЭ, минского “Динамо”, “Шахтера”.

Александр КОЛЕДА, председатель “Динамо” Бр:
— На мой взгляд, сегодня 16 команд в высшей лиге — это излишне: считаю, для нормального функционирования чемпионата вполне достаточно 12. Когда непосредственно столкнулся с клубной деятельностью, понял: содержать на достойном уровне 16 команд в элите нереально. В Беларуси сейчас попросту нет стольких заинтересованных в устроительстве серьезных футбольных дел людей и организаций, спонсоров и патронов. Те, кто ратует за “формат-16”, напирают на расширение географии. Однако разве это аргумент, когда в высшей лиге одиннадцать представляют Минск и Минскую область? Давайте доводить до ума первую лигу, укреплять регионы. При должной поддержке и высокой конкуренции матчи там будут собирать хорошую аудиторию. Команды начнут прогрессировать, привлекать внимание — и приходить на повышение подготовленными и не бедными, как церковные мыши.

Михаил ХЛУС, директор “Торпедо”-БелАЗа:
— Свое мнение мы высказали на совете клубов, который собирался 12 декабря, — и первый зампред БФФ Сергей Сафарьян озвучивал эту тему. “Торпедо” за 16 команд — и за то, чтобы не бросаться в крайности. Тем более есть регламент: как его можно менять? Да и вообще для страны с таким количеством детских школ это хороший формат. А урежем, и что? Уменьшим группы подготовки? В клубах высшей лиги их четыре, а в первой — две. То есть подобное решение снова ударит рикошетом по детскому футболу.

Игорь КОВАЛЕВИЧ, главный тренер “Немана”:
— Мы проходили путь сокращения и чего добились? Что-то повысили? Футболисты молодежной сборной опять будут играть в первой лиге? Я это испытал на себе, когда возглавлял “молодежку”. А спросите у Людаса Румбутиса, как он набирал футболистов для U-21? Если до тех сокращений перспективные ребята выступали в сильнейшем дивизионе, то потом сидели в запасе или отправлялись на понижение. Разве они повышали уровень? Да и как тренер “Немана” я против подобных решений. На мой взгляд, оптимальное количество команд — шестнадцать.

Виталий ПАВЛОВ, главный тренер “Слуцка”:
— Нынешний вариант считаю оптимальным. А опять сокращать — и в три или четыре круга? Вообще неинтересно. Мне тот опыт совсем не понравился: у не попавших в первую шестерку вообще не остается стимула играть. Честно говоря, надоели все эти эксперименты. Имеем “классику” — пусть остается. Ну в крайнем случае можно сократить до 14, но не до 10-12. Какие преимущества у теперешней системы? Больше задействовано людей. Должна же быть популяризация футбола. Командам первой и второй лиг надо куда-то выходить. Необходим стимул, поэтому я против перемен.

Сергей ЯСИНСКИЙ, главный тренер “Витебска”:
— Рассуждаю просто: Беларусь не Украина, которой сейчас совсем не до футбола. Не Молдова, Эстония или Литва, значительно уступающие нам по числу жителей. Количество населения на территории нашей страны — довольно большое, по европейским меркам, — по моему мнению, позволяет проводить чемпионат с 16 клубами. Оперирую и спортивным принципом. Вот завершилось очередное первенство — интересное, интригующее. Ломать нужно, когда все плохо, а наш чемпионат сейчас разве плох? Если не хватает денег на 16 команд — необходимо включать механизм ПФЛ. Нельзя, чтобы девяносто процентов средств распределялись между тремя клубами, а десять — между всеми остальными. Деление финансов должно быть равномерным.

Александр МАРЧЕНКО, директор “Городеи”:
— Я за шестнадцать команд. А финансовые проблемы были, есть и будут. Кто-то не испытывает трудностей сегодня, но может столкнуться с ними завтра. Не согласен, что разница между фаворитами и аутсайдерами велика. Лидерам в этом году было непросто: БАТЭ потерял очки с “Нафтаном”, минское “Динамо” — со “Славией”… Двенадцать команд у нас уже было. Возвращаться — это неправильно. Тем более финансовая яма, по заверениям правительства, вроде пройдена — ситуация начинает выравниваться. Каждые два года менять формат не стоит. И не считаю, что десять или двенадцать команд в высшей лиге приведут наш футбол к прогрессу. В случае сокращения на высоком уровне будет выступать меньше игроков. Первая лига усилится, но все равно останется первой. Соответственно ухудшится отбор для национальной и особенно молодежной сборных. Плюс детско-юношеский футбол. Сразу урежется количество клубов, выставляющих детей на “лицензирование”. Это позиция “Городеи”, и она не связана с тем, что при нынешней схеме команде проще оставаться в элите. За выживание мы не боролись ни в прошлом году, ни сейчас. А ставим цель быть еще выше.

Вячеслав ГЕРАЩЕНКО, главный тренер “Гомеля”:
— 16 клубов — оптимальное число и самая объективная система с четким ритмичным календарем. Нет никаких делений на шестерки или игр в три круга, как однажды было. Впрочем, возможно, сокращение в каком-то смысле способствовало бы росту интереса болельщиков — увеличилось бы количество встреч ведущих клубов. Так что однозначно ответить сложно. Наверное, резких и быстрых реформ проводить не стоит — пока лучше сохранить статус-кво. Хотя в целом у каждой схемы есть плюсы и минусы. Федерации надо как следует все взвесить, прежде чем решать. Сейчас в высшей лиге играют пять представителей областных центров, остальные из минского региона. А если в результате сокращения во втором дивизионе окажутся областные клубы? Это затронет вопросы лицензирования, дубля, работы с молодежью. Не хотелось бы лишать футбола детей в регионах. Может, в таком случае надо реформировать первую лигу, делать ее сильнее.

Виталий ЖУКОВСКИЙ, главный тренер “Ислочи”:
— Если вдруг “утопим” еще четыре команды, нужно понимать, что речь пойдет в том числе о детско-юношеском футболе. В ситуации, когда в стране острая нехватка молодых игроков высокого уровня, это не будет правильным шагом. Кроме того, ребята в этих командах имеют возможность расти и со временем пополняют составы тех же БАТЭ или минского “Динамо”. Это стало бы большим ударом по кадрам, потому я за сохранение нынешней системы.

Александр СЕДНЕВ, главный тренер “Днепра”:
— Клубы должны соответствовать высшей лиге — по инфраструктуре, экономическим возможностям и всему прочему. С этой позиции их однозначно должно быть меньше. А в смысле охвата регионов, конечно, хочется как можно более широкой географии. Но я, наверное, просто увеличил бы количество лиг. Допустим, в высшей 12 команд, однако и первая со второй не должны существовать в том виде, как сейчас. Повторюсь, каждый должен соответствовать своему уровню. Если ты в элите — значит, не формально, а реально проходишь лицензирование, имеешь серьезных специалистов на всех уровнях. Если же не можешь обеспечить ни возможностей для тренировок, ни полей, вообще ничего — зачем ты тогда в ней? Условно говоря, такой клуб изначально убогий. Начинает выступать — результаты никудышные. Ну и все: “бездари, иждивенцы, а такие деньги получают”… Готов регион создать клуб — без проблем, пусть даже хоть двадцать создает. А не может — и все идет просто так, чтобы поучаствовать, — тогда это наносит больше вреда.

Денис ШУНТО, председатель “Крумкачоу”:
— Когда был болельщиком, поддерживал вариант с 12 командами. Но говорить о сокращении после чемпионата, который, наверное, стал лучшим в истории, глупо. Все четыре аутсайдера (“Нафтан”, “Славия”, “Минск”, “Крумкачы”) отобрали очки либо у БАТЭ, либо у минского “Динамо”. При всех своих финансовых, психологических, кадровых проблемах мы обыграли БАТЭ и ни в одном из туров не пропускали больше трех мячей. Не думаю, что стоит сокращать лигу, руководствуясь повышением конкуренции. Если же брать во внимание экономию государственных расходов — мне этот вопрос, видимо, надо задавать последнему. Не уверен, что в первой лиге у “Славии” или “Белшины” сильно урезается бюджет. У того же “Днепра”, когда мы с ним боролись за “вышку”, он был миллионным. Если преследовать эти две цели, смысла в сокращении не вижу. Я не за 16 команд и не за 12.
Конкурентоспособность наших клубов на евроарене от этого сегодня абсолютно не зависит. Если есть четкая программа на пять- десять лет, пусть сокращают. Если имеется обоснование оставить 16 — надо оставлять. Решения у меня нет. Не вижу для нашего клуба большой разницы.

Игорь ШЛОЙДО, директор “Минска”:
— Всегда выступал за 16 команд. Во-первых, хочется, чтобы была широкая география. Во-вторых, чтобы футболу уделялось больше внимания. А слова министра полностью понимаю. У него железная логика. Как показывает практика, в нынешней экономической обстановке такому количеству команд существовать тяжело, ведь почти все они зависят от дотаций государства. Может, в этом и есть смысл. Однако не спешил бы и еще раз крепко подумал. Покажется, что сам себе противоречу, но в Беларуси достаточно цельный чемпионат. Нет большой разницы в классе между лидерами и аутсайдерами. Посмотрите, кто отбирал очки у БАТЭ? “Минск”, “Крумкачы”, “Нафтан”… У нас не настолько бессильные клубы. Да и страна, по европейским меркам, совсем не маленькая, чтобы не могла себе позволить 16-командный чемпионат.

Дмитрий КАРПОВСКИЙ, директор “Луча”:
— Примут решение о чемпионате с 14 участниками — и условия, при которых высшую лигу по итогам 2018 года покинут три клуба, — будем адаптироваться к ним. А сделают чемпионат-2019 из восьми команд — тоже будем корректировать цели и задачи. Но вылетать в любом случае не собираемся. Повторюсь, какие бы требования ни выдвигали, к ним надо стараться адаптироваться. У кого это получится — молодцы. У кого нет — ничего страшного: нужно работать дальше.

Сергей МИХАЙЛОВ, директор “Смолевичей”-СТИ:
— Считаю, оптимальный вариант для высшей лиги — шестнадцать команд: они у нас есть, и хорошего уровня. В этом сезоне до последнего тура не было ясно, кто станет чемпионом, а кто вылетит вместе с “Нафтаном” — конкуренция просто выдающаяся! Да и пополнившие элиту новички, уверен, статистами не окажутся. Белорусский футбол проходил различные реформы: и 14, и 12… Но ведь неспроста вернулись к классической схеме. Да, с финансированием есть проблемы, но они решаемы — никто по этой причине с турнирной дистанции не сошел. Так что к процессу сокращения, на мой взгляд, федерации следует подходить взвешенно, не спешить с принятием революционного решения. Если уж сокращать, то обязательно постепенно, не нарушая действующий регламент.

О регламенте и речь. Ломать его прямо сейчас, внедряя иную систему ротации уже на ближайший сезон, — идти против документально закрепленных правил. Хотя на сегодняшнем заседании исполкома поднятая Шамко тема сокращения лиги явно возникнет — но, думается, только на уровне предварительных мнений. А вот на следующем заседании главного рабочего органа БФФ можно ждать новостей по регламенту-2018. И какими они будут в январе, пока остается лишь догадываться.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?