Торрес удрал в Мексику. “Это вопиющее нарушение регламента ФИФА”
Как вдруг ни с того ни с сего новое лихо разбудил Леандро Торрес — аргентинский полузащитник, признанный брестскими болельщиками лучшим игроком клуба в 2017 году. И теперь у динамовских юристов другая головная боль — разбираться с коллизией, за которой отчетливо проглядывается расставание с одним из лидеров команды.
Вынырнул в “Атлетико”
Грубо говоря, Торрес исчез. Пропал по-английски. Команда отправилась на сбор в Белек — с расчетом, что латиноамериканец, отгуляв отпуск, прилетит в Турцию своим ходом и присоединится к тренировкам. Но Торрес не прилетел и не присоединился. Вместо этого он неожиданно “вынырнул” в “Атлетико Сан-Луис”. Это клуб второго мексиканского дивизиона, причем не сильно преуспевающий. После трех туров недавно стартовавшего чемпионата он занимает предпоследнее, 15-е, место в таблице с одним-единственным очком. Правда, мнение о нем несколько повысится, если узнать, что это фарм-клуб мадридского “Атлетико”. Торрес, как сообщают мексиканские СМИ, уже заключил с ним контракт. Надо полагать, с появлением аргентинца там связывают надежды на улучшение табличных показателей.
Казалось бы, дело хозяйское — мало ли кто и куда переходит. Но это не наш случай. Потому как Торрес в июне заключил с “Динамо” новый контракт сроком на два года. И никуда брестчане его не отпускали. Он сам ушел. И вернуться не обещает.
От имени “Динамо” недоумение по поводу ситуации с исчезновением Торреса выразила Ольга Хижинкова. “Торрес к назначенному сроку не явился в расположение команды, — рассказала корреспонденту “ПБ” пресс-секретарь “Динамо”. — После этого нам стало известно о его намерениях перейти в другой клуб. Позицию мексиканской стороны я, естественно, прокомментировать не могу. Возможно, их ввел в заблуждение аргентинский агент Торреса. Сейчас мы находимся в диалоге и с этим агентом, и с представителями “Атлетико”. Трансферные права на Торреса принадлежат нам, получается, он уехал в другой клуб с действующим контрактом на руках. Мы намерены потребовать соответствующую компенсацию. Будем решать вопрос в юридической плоскости”.
Вскоре за официальным комментарием Хижинковой последовал неофициальный — от футболиста- беглеца. Торрес написал длинное и сентиментальное сообщение в своем инстаграме. Он долго-долго рассыпался в благодарностях всем и вся (клубу, персоналу, болельщикам и проч.), прежде чем перейти к сути. “Члены моей семьи имели трудности при проживании в Бресте. Они не смогли полностью адаптироваться в Беларуси, привыкнуть к местным обычаям, к языку. Лучше всего в стране освоился мой сын Франциско — он даже научился немного говорить по-русски. Мне грустно осознавать, что я не вернусь в Брест, но на первом месте — моя семья”.
“Трудности при проживании” — это не юридическая дефиниция, поэтому со стороны все выглядит так, будто Леандро Торрес действительно имеет два контракта. Один — с “Динамо”, другой — с “Атлетико”. Регламентом ФИФА это, разумеется, запрещено. Под угрозой санкций — от штрафа до дисквалификации.
Лучший легионер Беларуси
Болельщики “Динамо” признали Торреса лучшим игроком команды методом голосования. И это свидетельствует не только об особом расположении публики к заезжему иностранцу. Аргентинец получил статус по трудам. За полтора года в Бресте (куда парень прибыл из перевалочной “Белшины” летом 2016-го) он провел в чемпионате страны 42 матча, в которых забил 13 голов и отдал семь результативных передач. В прошлом сезоне его чемпионатные показатели — 10+5 — лучшие в “Динамо”. Можно добавить, что, согласно персональным оценкам “ПБ”, 29-летний Торрес — лучший легионер высшей лиги. И становится окончательно понятно, футболиста какого калибра теряет амбициозный Брест.
Нет оснований считать, что уроженцу солнечного Росарио по прозвищу Чино в Беларуси некомфортно. Напротив: всегда открытый для прессы он не уставал признаваться, насколько ему хорошо в нашей стране. Однажды Торрес договорился даже до того, что ему “очень хотелось бы выступать за белорусскую сборную”. И даже от слов перешел к делу — сделал себе татуировку с изображением Брестской крепости.
Пилигрим по натуре Леандро, перед тем как появиться в Беларуси, изъездил мир основательно: помимо родины, выступал в Эквадоре, Чили и даже в Таиланде. Возможно, и сейчас взыграла тяга к перемене мест, хотя пресс- секретарь Ольга Хижинкова видит иные резоны: “На наш взгляд, Торрес поддался на увещевания ближайшего окружения — жены, а также агента, который, судя по всему, решил заработать на переходе игрока в мексиканский клуб, не соблюдая обязательств с нами и не заплатив компенсацию”.
Как бы то ни было, сегодня в “Динамо” аргентинца нет. Намерения Бреста прозрачны: он чувствует себя обманутым и хочет если не вернуть игрока, то хотя бы истребовать за него компенсацию. Сейчас все в стадии переговоров и чем они закончатся — неизвестно.
Сергей Новиков: это какой-то нонсенс
Что-то подсказывает: Торрес и его аргентинский агент, будучи людьми неглупыми, по-своему трактуют свои обязательства перед “Динамо”. И в действующем контракте с Брестом видят легальную возможность демарша в одностороннем порядке — вероятно, там даже прописан специальный пункт на этот счет. Впрочем, Сергей НОВИКОВ уверен: ничего подобного нет и быть не может. Новиков — учредитель агентской компании “СТМ-спортменеджмент”, которая вплотную занималась делами Торреса в Беларуси. Мы связались с ним — и говорили долго.
— Как вы можете прокомментировать произошедшее?
— Это просто какой-то нонсенс. Футболист решил самовольно поменять команду, хотя летом продлил контракт с “Динамо”. Красиво продлил — об этом писали в прессе, на сайте клуба. Был комментарий самого игрока — Торрес говорил, что счастлив в Бресте, что рад за свою семью. Как говорится, ничего не предвещало. Чтобы сейчас в одностороннем порядке расторгнуть контракт и уехать.
— В Бресте утверждают, что контракт не расторгнут.
— Все верно. Но, видимо, сам Торрес и люди, которые сегодня ведут его дела, так не считают. Юридически Леандро — футболист брестского “Динамо”. И новость о подписании контракта с клубом в Мексике — это вопиющее нарушение регламента ФИФА.
— Со стороны все так и выглядит — и Торресу грозят санкции. Но тогда получается, что он и его аргентинский агент — юридически безграмотные люди. Как они могли этого не понимать?
— Наверное, не безграмотные. И видят ситуацию как-то по-своему. Думают, что умнее всех, раз решили так поступить. Но могу сказать со всей ответственностью, что никаких правовых оснований покидать “Динамо” у футболиста не было.
— Контракт с “Динамо” Торрес продлил в июне. Это происходило с вашим участием?
— Наша компания была задействована в переговорах. Также в них участвовали аргентинские агенты, которые приезжали в Беларусь еще перед финалом Кубка. С руководством клуба обо всем договорились, а подпись под новым соглашением Леандро ставил в офисе “Динамо” уже без нас. Но я точно знаю: контракт составлен четко. Никаких специальных пунктов, что при каких-то обстоятельствах он может в одностороннем порядке прервать сотрудничество, там нет.
— В своем прощальном послании Торрес написал, что в Бресте было некомфортно его семье.
— Честно скажу, эта ситуация возникла не вчера. Когда Леандро уехал в отпуск, мы часто и подолгу общались. И с его стороны звучали мотивы, что, возможно, он не вернется, перейдет в какую-то другую команду. Он действительно говорил про комфорт семьи. Я же пытался убедить, что так делать нельзя. Что закон этого не позволяет, что из-за вероятных санкций есть риск остановиться в развитии, много потерять. Но в итоге случилось то, что случилось.
Если говорить об условиях, то для Торреса и его родных они были великолепные. В Бресте о его жизни заботились каждый день, он ведь лидер команды, лучший ее футболист. И быт, и все остальное было на максимально высоком уровне. Хай левел. Любой каприз. Чуть что — клуб сразу приходил на помощь. Да и не существовало никаких проблем. Леандро ни разу ни на что не пожаловался, ничего не попросил. Поэтому теперешние доводы про семью… Не знаю. Могу сказать, что мы со многими зарубежными футболистами работаем. В разных странах им помогаем — в Беларуси, России, Казахстане, Узбекистане… Точно могу сказать: таких комфортных условий, как у Торреса, нет и не было ни у кого. То, что он так сделал, просто уму непостижимо. У меня нет объяснений.
В конце концов любой может сказать, что ему некомфортно. Но если ты профессионал и у тебя контракт, то, кроме прав, есть и обязательства. Ответственность перед работодателем. Как быть с этим? Я могу понять, что в чужой стране бывает определенный дискомфорт. Что супруге Торреса было одиноко, что старшей дочери мешал языковой барьер. Но опять же это личные вопросы. Ты профессионал, здесь твоя работа — и у тебя нет права разорвать сотрудничество по решению семьи. Повторюсь, это нонсенс. Ситуация настолько нестандартная, что мне даже тяжело подобрать слова.
Хотя вот у сына Леандро ментальных проблем в Бресте не было. Он хорошо адаптировался, заговорил по-русски. А главное — хорошие перспективы в Беларуси были у самого Торреса. Я ему об этом говорил. Он лучший футболист команды и один из лучших — чемпионата страны. В будущем мог бы получить статус резидента, возможно, заиграл бы за сборную Беларуси. Уехал бы в сильную европейскую лигу — в ту же Россию, например. И вместо всего этого отправиться во вторую лигу Мексики…
— Может, там предложили много денег?
— Я не знаю, какие финансовые возможности у клубов второго мексиканского дивизиона. По высшей лиге мы вели переговоры, там зарплаты иногда и вправду предлагают очень приличные — на уровне топовой пятерки клубов России. Про “Атлетико Сан-Луис” же знаю только то, что это фарм-клуб мадридского “Атлетико”. У двух клубов один владелец.
— Брестское “Динамо” активно укрепляет состав, пришел новый тренер. Мог Торрес приуныть из-за того, что в новом сезоне в команде намечается острая конкуренция?
— Нет, конечно! Конкуренции Леандро никогда не боялся, все и всем он доказывал игрой. В прошлом году в Бресте тоже за место в составе нужно было бороться. Торрес справлялся с этим и был счастлив. Все свои задачи он решил — отлично играл, был признан лучшим футболистом команды. Помню его после матча последнего тура в Гомеле — радостный, довольный…
— Хорошо, тогда почему он все-таки сбежал? Ваша версия?
— Я уже сказал: уму непостижимо. Может, это было и не его решение. Допускаю вмешательство какой-то третьей силы — из Латинской Америки.
— Сейчас все говорят про аргентинского агента Торреса. Поясните функцию вашей фирмы в этой коммуникации?
— Да, у Леандро есть агент-аргентинец. Они сотрудничают согласно договору. Наша роль — партнерская. Мы помогаем аргентинской компании с трудоустройством игроков на постсоветском пространстве и в Восточной Европе. Кстати, работаем не первый день, и раньше никаких вопросов не возникало. Случай с Торресом — первый форс-мажор в нашей практике.
— Чего не скажешь о “Динамо” — у них в пассиве еще и “дело Савицкого”. Может, все-таки юридическая служба брестчан работает плохо?
— Мне это сложно представить. Поверьте, в футбольном Бресте все организовано на самом высоком уровне. Юристы работают сильные, все другие специалисты также очень квалифицированные. Тем более постоянно стажируются за границей, получают ценный опыт. Не думаю, что со стороны клуба был какой-то просчет.
— Брест собирается взыскать с мексиканцев компенсацию.
— Это правильно. Нужно договариваться или обращаться в ФИФА. И требовать либо компенсацию, либо дисквалификацию футболиста — на срок, равный сроку его нового контракта. Учитывая, что Торресу не 25 лет, получить бан будет очень болезненно. А что еще делать?
— Можно попробовать вернуть его в Брест и все простить.
— Не уверен, что “Динамо” захочет этого после всего случившегося.
— Сайт “Трансфермаркет” оценивает Торреса в 700 тысяч евро. Адекватная сумма?
— Сложно сказать. “Трансфермаркет” — известная футбольная биржа, думаю, в какой-то степени на нее равняться можно. Если бы я был владельцем “Динамо”, наверное, примерно столько и требовал бы. Хотя если бы по Торресу было реальное предложение за такие деньги, вероятно, клуб его и не продал бы. Потому что найти за 700 тысяч равноценного игрока такого класса, уже адаптированного… Это очень сложно. Велик риск промахнуться. Так что компенсацию за Торреса есть смысл измерять по максимуму.
— И какие шансы? Вообще — ваш прогноз дальнейших событий?
— Из опыта знаю, что в случае трений между клубом и футболистом ФИФА часто принимает сторону футболиста. Как это может выглядеть в истории с Торресом? Пока процесс будет тянуться, ему дадут временное право выступать за мексиканскую команду. До принятия окончательного решения. Каким оно окажется — уже другой вопрос. Но если “Динамо” не получит ничего, то это будет какой-то невероятный прецедент. После этого, выходит, любой футболист сможет в любой момент собрать чемодан и уехать в другой клуб. Зачем тогда вообще нужны контракты?
— Вижу, вы полностью на стороне “Динамо”. Будете помогать клубу, если что?
— Чем смогу — всегда готов. Мне и сегодня обидно за клуб, а если он окажется в проигрыше и завтра — будет обидно вдвойне. “Динамо” заслуживает компенсацию. Торрес ведь именно в Бресте и раскрылся — первый раз забил столько голов, отдал столько голевых передач. Все это — благодаря клубу, интересной команде, болельщикам, потрясающей атмосфере на стадионе. Казалось бы, честь и хвала руководству “Динамо”. А вместо этого — плевок в спину.
Будет, как с Ковелем?
Новиков, безусловно, прав в той части, что в правилах ФИФА делать так, дабы футболист в любой патовой ситуации не терял игровую практику. Такие случаи уже бывали — в том числе в белорусской истории. Помните дело имени Леонида Ковеля десятилетней давности?
Молодой форвард в 2007 году уехал из минского “Динамо” в “Карпаты”, из которых впоследствии перебрался в раменский “Сатурн”. В какой-то момент получилось так, что на руках у нападающего оказались сразу два контракта — с украинским и российским клубами. Пострадавшей стороной — как сегодня Брест — тогда посчитали себя львовяне. И пока Ковель играл по временному разрешению (в “Сатурне”, затем снова в “Динамо”, “Минске”), “Карпаты” упорно боролись за компенсацию. И в конце концов выиграли — из ФИФА футболисту пришло извещение о штрафе в 240 тысяч долларов.
Тогда, чтобы не попасть в долговую яму, Ковелю пришлось снова стать игроком “Карпат”. Правда, второй раз в ту же реку он вошел неудачно — провел всего два матча, да и те за дубль. Это был уже другой Ковель — разбирательства по его делу затянулись на шесть лет.
Сколько времени займет тяжба имени Торреса — уравнение с множеством неизвестных. Как и то, чем все в итоге закончится. Ясно, похоже, одно: для брестского “Динамо” аргентинец Леандро — еще трансферный актив, но уже не футболист. Отрезанный ломоть. В новом сезоне забивать будут другие.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь