Пхенчхан-2018. Олимпийская надежда. Лихих наездниц нет

22:28, 25 января 2018
svg image
1144
svg image
0
image
Хави идет в печали

Фристайл на несколько дней становится не только самым успешным белорусским видом, но и по-настоящему национальным, когда восемь из десяти домохозяек уверенно отвечают на вопрос, кто такой Антон Кушнир. С пяти подряд предыдущих Олимпиад наши лыжники-акробаты триумфально возвращались с медалями, добиваясь успеха под неизменным руководством Николая КОЗЕКО. В эксклюзивном интервью “ПБ” маститый тренер рассказал, с какими картами на руках белорусы отправляются в Пхенчхан.

— По какому времени сейчас живут белорусские фристайлисты?
— Еще по американскому, и перестроиться не успеем: только в понедельник вернулись из США, а в пятницу уже улетаем в Японию. Будем там акклиматизироваться. Запутаем организм окончательно.

— В каком состоянии команда подходит к Играм?
— В оптимальном. Если все так и сохранится до соревнований, будет здорово.

— Кушнира перестали мучить травмы, которые преследовали по ходу олимпийского цикла?
— Сейчас все нормально. В конце декабря Антон съездил в Израиль, там его немного подлечили. Так что пока никакого негатива. На тренировках он работает в полную силу.

— На заключительном этапе Кубка мира в Лейк-Плэсиде Кушнир исполнил тройное сальто с пятью винтами, хотя в заявке стоял прыжок попроще. Почему?
— Мы так договорились: если попадаем в финал, то делаем прыжок с пятью винтами. Решили попробовать перед Олимпиадой.

— С этой же комбинацией Кушнир взял золото в Сочи. Во фристайле еще возможен прорыв или человек вышел на предел своих возможностей?
— Появилась новая генерация фристайлистов, которые уже исполняют принципиально другие прыжки. Совсем иной амплитуды и красоты. Они поменяли почти все. Пока держится только сложность, но и это, думаю, ненадолго. Женщины совсем скоро перейдут к более сложным вариантам.
Сейчас шлифуется качество исполнения. Молодые ребята из России привнесли в вид волну лихости. Китайцы выпрыгивают с трамплина на очень эффектную высоту. Полагаю, уже подходит время, когда во фристайле начнут выставлять оценки за высоту прыжка. Как в батуте, где оценивается время, проведенное в воздухе. А все потому, что разница старой и новой техники действительно существенна. Меняется скоростной режим. Все элементы исполняются быстрее, прыжки выглядят более лихо.

— Кушнир — претендент на медаль. На что рассчитывают Гладченко и Густик?
— Пока анонсировать высокие цели преждевременно. Для Гладченко многое будет зависеть от того, как пройдет заключительный этап подготовки. Если выполним все, что запланировали, Станислав шагнет на более высокий уровень конкурентоспособности.

— За две недели до старта действительно можно что-то концептуально доработать?
— Да. Фундамент ведь закладывался раньше. Сейчас Гладченко стоит на этом фундаменте, надо сделать шажочек вперед. На тренировках будем пробовать тройное сальто с пятью винтами. С Максимом Густиком пока не получится.

— Осипов не смог завоевать путевку в Пхенчхан, слабо выступив в Лейк-Плэсиде. Что не получилось?
— Если говорить о сезоне в целом, то Денис, начиная с китайских этапов, ни разу не смог реализовать свой потенциал. После годичного простоя из-за травмы он так и не включился в соревновательный режим. Хотя, конечно, надеялись на него.

— В Лейк-Плэсиде Осипов исполнял непривычные для себя прыжки…
— Пробовали и одни, и другие… На тренировках вроде получалось неплохо, а в официальных стартах вышло так, как вышло. К сожалению, это надо констатировать. Ну а молодежь пока не созрела.

— Четвертую путевку от Беларуси мог завоевать Башлаков, однако на заключительных этапах Кубка мира он даже не выступал.
— В арсенале Артема вообще нет прыжков с тройным сальто. Он поехал с командой на первый сбор, но и в Китае не вышел на тройное сальто. Его рейтинг поднялся за счет хорошего выступления на Универсиаде, однако там не тот уровень конкуренции.

— Тем не менее на этапы Кубка мира ездил Мазуркевич.
— Он чемпион мира среди юниоров. У него есть перспектива, скажем так. А главная беда Артема Башлакова в том, что он не выдерживает нагрузки. Ему нужны длительные тренировочные сессии, чтобы освоить сложные прыжки. Пока у него не получается.

— Насколько тяжело дается возвращение Алле Цупер?
— Ей непросто. Если говорить о сложности прыжков, то она уже близка к оптимальному состоянию. Однако по качеству исполнения еще есть вопросы. Тройное сальто с двумя винтами — для Аллы несложный, рядовой прыжок. Психологически она к нему готова, хотя технические пробелы имеются. А вот тройное сальто с тремя винтами пока не пробовали даже на тренировках. Сейчас восстанавливаем. В этом сезоне не ставили перед ней задачу занять определенное место в Кубке мира — все старты, по сути, были подготовительными к Олимпиаде.

— В 38 вообще можно приземлиться после сложного прыжка, чтобы в коленях ничего не хрустнуло?
— Все-таки Алла тренируется в усиленном режиме на протяжении двух лет — фундамент у нее нормальный. И еще. В свое время я увлекался цирком: так вот 60-летний Владимир Довейко исполнял тройное сальто с подкидной доски. Он выступал на манеже в 60 лет! А нагрузки при приземлении во фристайле на самом деле не критические. Там ведь склон под тридцать семь градусов — это не плоская поверхность. Даже приземление на воду более чувствительное. Главное — координация, правильная постановка лыж.

— Говорят, что в Пхенчхане фристайлистам будет мешать ужасная погода, сильный ветер.
— Были там в прошлом году на этапе Кубка мира — ничего сверхъестественного. Может, сейчас что-то изменилось. Передают, что и в Японии какие-то необычные снегопады, сходы лавин… Ну, не будем забегать вперед. Потерпим и все увидим. Немного времени осталось.

— Американцы, испугавшись корейских морозов, экипировали своих спортсменов куртками с подогревом.
— Я читал, что во время пекинской Олимпиады “Nike” заново экипировал их команду, изъяв все, что было пошито в Китае. Американцы к этому делу относятся очень серьезно. Не думаю, что мы способны тягаться с ними в плане технологий.

— Насколько конкурентоспособны Гуськова и Романовская?
— Сегодня реально претендовать на медали они могут только при удачном стечении обстоятельств. Хотя… Знаете, в конкурентках тоже не очень лихие наездницы. И австралийки, за исключением Лассилы, могут дрогнуть, и китаянки. Сю Ментао, как показала практика, также дрожит и падает. Так что соревнования у девочек — отдельная песня.

— Однако прогресс за прошедший олимпийский цикл заметен?
— У Ани и Саши рост налицо, а вот у Сю Ментао и австралиек практически отсутствует. Наши девочки как раз вошли в новую генерацию, исполняют прыжки по-новому и развиваются в этом отношении. А насколько их прогресс будет сочетаться с морально-волевыми качествами, посмотрим на Играх. Аня имеет свойство преображаться в соревновательной среде и может прыгнуть выше головы, а Саша обычно выступает в рабочем режиме.

— Руководство ставит перед вами конкретные задачи?
— Они нигде не озвучиваются, но мы сами ставим перед собой высокие цели. Все видят, что на международных стартах белорусы регулярно оказываются в призерах. Хотя бы это говорит, что наша планка где-то там, на уровне борьбы за медали. Может, это и давит. А может, наоборот, приободряет. Ты понимаешь, что реально претендуешь на медаль. А решать большие задачи приятнее, чем просто присутствовать и смотреть со стороны, как кто-то что-то разыгрывает.

— Сколько вам сейчас приходит звонков за день?
— Много, много…

— Есть на что пожаловаться перед Играми?
— Пожаловаться можно всегда. Ни разу еще не было такого, чтобы все сложилось как по нотам. Но я стараюсь не заострять на этом внимания. Ищу не огрехи в подготовке, а пути решения проблем.

— Вы все время отвечаете очень спокойно и рассудительно. Вас можно вывести из себя?
— Это кажется. На самом деле многое выводит — и еще как.

— Последний такой случай…
— Во вторник мы должны были провести тренировку на велодроме у “Минск-Арены”. Однако в выходные там проходили соревнования по велоспорту, и нашу лонжу убрали, а администратор не проконтролировал, чтобы все вернули на место. Мы собрались, просидели два часа — и разъехались по домам. Хотя были люди, которые должны были отслеживать процесс.

— И что вы сделали?
— Ничего. А что можно было сделать?..

— Когда последний раз орали на человека?
— В среду утром. На того, кто сорвал мне тренировку. Одну из трех, которые были запланированы в Минске до отлета в Японию. Точнее, не сорвал, а не проконтролировал ситуацию.

— Среди судей, которые работают на этапах Кубка мира, есть наша соотечественница Наталья Шерстнева. Это подчеркивает белорусский авторитет в виде спорта?
— Да, заслужили. В этом сезоне она работала на этапах в Москве и Лейк-Плэсиде. Но в Пхенчхане белорусского судьи не будет. На Играх еще никогда не было.

— Пока не определено, кто понесет белорусский флаг на открытии Игр. Хотели бы, чтобы знаменосцем стал фристайлист?
— Думаю, это будет неправильно. Все-таки у нас есть героиня предыдущей Олимпиады в биатлоне. В Сочи флаг нес Гришин. Алексея мотивировали тем, что он первый зимний олимпийский чемпион из Беларуси. Тогда действительно было надо. Важно ведь не только, кто позже стартует на Играх, но и знаковость фигуры для отечественного спорта. Хотя, с другой стороны, и Алла Цупер, и Антон Кушнир — тоже чемпионы. Для них пронести флаг было бы почетно, для всех — понятно и логично. Но я абсолютно не навязываю свою точку зрения.

— Гришин нес в Сочи флаг на церемонии открытия — и выступил не очень здорово. Вы суеверны?
— У меня есть какие-то свои заморочки, но сказать, что я суеверен, — нет.

— Что больше всего беспокоит?
— Все. Все-таки тревожное время наступило. (Улыбается.) Соревнования — всегда испытание. Не только для спортсменов, но и для тренеров. Кто выстоит. Многое должно сойтись.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?