Пхенчхан-2018. Две светлых повести. Патриарх и патриот Николай Иванович
Позже эту фирменную изготовку скопировали коллеги-наставники из других сборных. Но законодателем во многих аспектах фристайла был, есть и будет наш патриарх — и в тренировочной методике, и в новаторских прыжках, и, прежде всего, в отношении к делу.
Мужчина, чье испещренное морщинами лицо вы не увидите в телерекламе или на билбордах, а имя — среди завсегдатаев спортивных празднеств. Ведь их 67-летний трудоголик никогда не предпочтет работе или отдыху с любимой женой. И в то же время этого подтянутого, энергичного человека все равно узнает чуть ли не каждый второй, когда в редкие отпускные дни Николая Козеко мы временами встречаемся в Минске ради разговора на диктофон.
“Любая награда заставляет держать голову выше, хотя не могу сказать, будто я зазнался. С командой общаюсь больше, чем с сыном. Немудрено, что в отношениях есть что-то семейное”, — отмечал Николай Иванович четыре года назад после обретения статуса полного кавалера ордена Отечества. Ничуть тогда, по-видимому, не лукавил, да и нынче наверняка считает так же. Что всевозможные государственные признания — всего-навсего приятный бонус к благодарности учеников и их успехам на трамплине. Иной и не надо. Главное — те знают и помнят, кому обязаны становлением. Не только во фристайле, но и затем в повседневной жизни.
А счет его воспитанникам идет на десятки. Козеко в разные годы — факт известный! — звали в Канаду и США, Россию и на Украину, не говоря уже о контрактах-вариантах из прочих держав. Естественно, не столь привлекательных с точки зрения кадров и инфраструктуры, но зачастую в несколько раз превосходящих по финансам. Однако он остался здесь, где комфортнее и роднее. В национальной сборной, которую возглавляет на протяжении почти 26 лет — с 1992 года.
В качестве предводителя команды Николай Иванович прошел с ней все шесть Олимпиад в суверенной истории. Сейчас отправился на седьмую. И лишь однажды — из далекого норвежского Лиллехаммера-1994 — вернулся без драгметалла.
За четверть века он подготовил — с учетом грядущего Пхенчхана-2018 — 16 участников Игр. В общей сложности они выиграли шесть медалей. Трое — Алексей Гришин, Антон Кушнир и Алла Цупер — стали олимпийскими чемпионами, а Дмитрий Дащинский — двукратным призером.
Кстати, о Дащинском, а также об одном из первых видных спортсменов, возмужавших под руководством Козеко, — Александре Пенигине. Утверждают: плох тот наставник, который не готовит смену и оставляет после себя выжженную землю. Это не про нашего орденоносца! Пенигин, выступавший за белорусскую сборную еще на Олимпиаде-1994, давно является правой рукой главного тренера. Нельзя исключать, что в обозримом будущем в число его непосредственных ассистентов войдет и Дащинский, нынче усердно оттачивающий тренерские навыки в работе с ближайшим резервом.
Правда, это будем потом. А пока — Пхенчхан и отчасти беспокойные его ожидания. По ходу нынешнего цикла мужская команда столкнулась со сменой поколений — такой, какой не наблюдалось с 1998 года! Помимо уже упомянутого Дащинского, карьеру завершил Гришин. В результате в Южную Корею полетел только один фристайлист с опытом участия в Играх — триумфатор Сочи Антон Кушнир. Максим Густик будет дебютантом в 29 лет, Станислав Гладченко — в 23. Бывалый 34-летний Денис Осипов, замученный травмами, квалификационный отбор не прошел, впервые с Солт-Лейк-Сити-2002 оставив страну без максимальной квоты.
Тревожный сигнал? Безусловно. Однако вспомните предварявший Олимпиаду-2014 чемпионат мира, где лучший из белорусов Дащинский стал лишь 12-м. Так почему бы Густику и Гладченко не заявить о себе во весь голос именно в Пхенчхане? Ведь оба в тройки на этапах Кубка мира уже попадали.
И почему бы — перейдем к женской составляющей команды — не выкрутить свои лучшие прыжки именно там Анне Гуськовой и Александре Романовской? Ведь и они под чутким руководством мудрого рулевого уже доросли до лидерских ролей. Козеко бережно ограждает каждую от чрезмерных олимпийских ожиданий, но мы-то с вами знаем: и та, и другая на этапах Кубка мира уже побеждали, а значит, способны штурмовать пьедестал, как это четыре года назад внезапно сделала Цупер. Алла Петровна, естественно, тоже в строю — и с боем заново овладевает сложными элементами, прежде прекрасно знакомыми.
Какой из перечисленных фамилий на подиуме вы удивитесь? Пожалуй, ни одной. Впрочем, Козеко о конкретных планах никогда не рассказывает. Он слишком долго живет, чтобы смешить бога. О планах и мы не будем, лучше о надеждах — надеждах через пару недель встретить с цветами десант фристайлистов в минском аэропорту. И увидеть главный букет в руках того, на ком много лет держится белорусская лыжная акробатика.
Удачи вам, Николай Иванович!
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь