Отставка капитанов. Сергей Тетерин: Волчкову и Дуброву будет полезно посмотреть со стороны...
Впрочем, причина “хирургического вмешательства” легко угадывалась: последние матчи в Кубке Дэвиса и Кубке федерации белорусские команды проиграли. Парни в гостях потерпели поражение от Австрии (0-5), девушки в родных стенах уступили ослабленному составу сборной Германии (2-3). И все же поспешность оргвыводов и столь кардинальный вердикт вызвали много вопросов в спортивном сообществе. Корреспондент “ПБ” попросил главу БТФ Сергея ТЕТЕРИНА прояснить ситуацию.
— Как прокомментируете отставки Дуброва и Волчкова?
— Комментарий здесь простой. В последних матчах Кубка Дэвиса и Кубка федерации сборные Беларуси потерпели два поражения. Если взять матч против немок, то я имел возможность наблюдать как за подготовкой к нему, так и за самими играми. И могу сделать вывод о ненадлежащем положении дел. Мы играли дома, мягко говоря, не с сильнейшим составом соперниц — обязаны были побеждать эту команду. Особенно при такой поддержке зрителей, которые, несмотря на стартовавшую Олимпиаду, пришли на “Чижовка- Арену” и болели за наших девчат до последнего розыгрыша. Они верили в победу, но сборная надежд не оправдала. Значит, она в долгу перед белорусским народом. А поражение, считаю, стало следствием ошибок капитана. То же можно сказать и о проигрыше мужской сборной австрийцам.
К слову, Владимир Волчков сам принял решение оставить пост — чтобы на время отойти в сторону, посмотреть на процесс незамыленным взглядом. В течение месяца тренерский совет должен представить кандидатуру его преемника. Может, даже Максиму Мирному предложим, хотя он пока еще продолжает карьеру. Что касается женской команды, то не исключаю возвращения на капитанский мостик Татьяны Пучек. Если помните, Эдуард Владимирович как раз пришел ей на замену, когда Татьяна уходила в декретный отпуск.
Но мы ни в коем случае не расстаемся с уважаемыми специалистами — они продолжат трудиться в теннисе. Волчкову в должности главного тренера сборной вообще предстоит перелопатить огромный объем работы. Но, я считаю, и Волчкову, и Дуброву будет полезно посмотреть на выступления команд в Кубке Дэвиса и Кубке федерации со стороны.
— Давайте уточним: что конкретно в вашем понимании входит в функциональные обязанности капитана теннисной команды?
— Капитан должен нести персональную ответственность за каждый проведенный матч. Давать оценки, определять ошибки, зарядить коллектив общей идеей, объединить усилия игроков, тренерского состава, врачей, массажистов… Все это задачи капитана. В общении с теннисистами он должен найти правильные слова: в какой-то момент поддержать человека, в другой — потребовать с него. Полагаю, некоторые из перечисленных аспектов Волчковым и Дубровым были упущены.
— Допускаете, что им на смену могут прийти иностранные тренеры?
— Пока такой вариант не рассматривался. Но уже сейчас мы начинаем плотное сотрудничество со шведскими тренерскими кадрами. Такими, например, как Магнус Норман, который работал с Седерлингом и Вавринкой. Думаю, скоро подпишем договор о сотрудничестве двух федераций. Нужно поднимать уровень знаний наших тренеров, специалистов по общефизической подготовке и самих игроков.
— Поясните, что не так сделал Дубров в матче с немками?
— Я сам был капитаном и понимаю, что в решающие моменты матчей он всегда должен находить правильные слова. Где-то ускорить теннисистку, где-то притормозить. Надо чувствовать, когда стоит взять паузу или даже медицинский тайм-аут. Мне кажется, в ключевые мгновения встречи с немками капитан не воспользовался возможностью сбить настрой соперниц, не нашел оптимальных решений и нужных слов. Не было заметно, что матч управляется со скамейки. И еще: команда должна быть единым целым — только тогда придут большие победы. А сейчас вроде все хорошо, девчонки общаются, парни общаются, а настоящей командной “химии” явно не просматривается.
— Следовало ли так спешить с важными кадровыми решениями? Не логичнее ли было предоставить тому же Дуброву возможность сыграть со словачками и отстоять наше место в Мировой группе?
— Вы разве забыли? Эдуарду Владимировичу уже предоставлялся шанс дать результат. Тот же финал против США, где мы были как никогда близки к завоеванию исторического трофея. Там тоже имелись нюансы, не докрученные капитаном до конца. В итоге у нас два близких по срокам матча с аналогичными негативными проявлениями и отсутствием результата. Что, для полноты картины нужно было бы провести в таком же стиле важную домашнюю встречу с сильной командой Словакии?
— Внезапный вирус Александры Саснович во время игры с Германией — тоже зона ответственности Дуброва?
— Пусть состояние здоровья Александры комментируют врачи. Для меня совершенно очевидно, что капитан должен нести персональную ответственность за все переговоры с личными тренерами спортсменок, врачами команды. Он отвечает за полноту информации, которую получает. Если ее недостаточно — это только его проблема. А по факту получается, что Дубров выпустил на корт не готовую к поединку теннисистку.
— Но у нас совсем короткая скамейка. Саснович можно было заменить только на Лапко, а мы видели, как робко сыграла Вера перед домашней публикой…
— Мне очень нравится эта спортсменка, я верю в ее перспективы. В плане построения игры Лапко имеет богатое техническое оснащение. А то, что она на “Чижовка-Арене” провалила смэши, говорит только о ее внутреннем состоянии. Ведь смэш в теннисе — это как пенальти в футболе. На тренировках забиваются десять из десяти, а вот в игре, в условиях психологического напряжения итог может быть противоположным — один из десяти. У Веры получился как раз второй вариант. И такое положение дел, конечно, ее угнетало.
— Давайте о теннисистах и Кубке Дэвиса. У тех, кто не видел игры, может сложиться впечатление, что нас там буквально разорвали. Но ведь практически в каждом поединке белорусы навязывали борьбу. В чем тогда можно упрекнуть Волчкова?
— Вы абсолютно правы, подметив этот нюанс. Тот же Ивашко мог спокойно приносить команде очко, однако во втором сете не столь эффективно стала работать подача. Хотя в игре Илья явно прибавил, особенно в скорости. Но в данном случае он не поддавливал соперника, мало выходил к сетке и нечасто играл с лету. Даже “земляной” игрок Мельцер, который более тридцати побед одержал на этом покрытии, постоянно выходил к сетке и обострял ситуацию. В итоге мы получили там 0-5 — результат сугубо отрицательный, ответственность за который, естественно, лежит на капитане. Волчков должен был найти для Ивашко нужные слова, объяснить Илье, что во втором сете при равной игре он обязательно должен поддавливать оппонента, испугать его, побежать вперед к сетке, пусть где-то и наугад. Неужели не видно было, что австриец совершенно спокойно чувствует себя при игре на задней линии?! Так передерните игру, найдите два-три удара, которые смогут переломить ситуацию! Возможно, Волчков и обращал внимание Ивашко на это. Но тот его не услышал. Значит, это тоже проблема капитана.
Еще одно важное обстоятельство. Мы же сейчас не вслепую играем — у нас есть мощная статистическая группа, которая предоставляет исчерпывающую информацию о соперниках. И если там записано, что Тетерин предпочитает подавать по центру, значит, в критические эпизоды матча он обязательно туда подаст. Этими данными тоже нужно пользоваться, анализировать, корректировать свой теннис, отталкиваясь от выкладок, собранных на оппонентов.
Я с Володей об этом говорил. На мой взгляд, вокруг нынешнего главного тренера сейчас крутится очень много “закулисных” людей. Они без устали “ходят по ушам” молодым теннисистам, предлагая им разные методики подготовки, врачей, тренеров. Такое ощущение, что на их неокрепшие умы специально влияют подобным разнобоем, пытаясь перетянуть на свою сторону. Сколько Волчков вложил сил в того же Герасимова, вытянул его на рубеж первой сотни. Логично, что при этом спортсмен должен идти в кильватере тренера, слушать его указания и претворять их в жизнь. Но какие-то маленькие конфликты все равно возникают. Помните тот решающий матч на стадии плей-офф Мировой группы против швейцарцев, который мы проиграли 2-3 без Ивашко и Герасимова? Нужно было потерпеть, отработать в команде через “не могу”, но наши лидеры тогда не полетели на игру из-за своего физического состояния, из-за травм. А потом Ивашко уехал играть личные турниры. Может, и поэтому Володе потребовалась передышка.
— И последнее: как дела у Виктории Азаренко? Правда, что суд Калифорнии действительно встал на ее сторону в деле опеки над сыном? Если это так, почему она до сих пор не выходит на корт?
— Это правда, суд она выиграла. Но сторона Билли Маккига подала апелляцию. Это было сделано на исходе регламентированных трех недель. Поэтому их протест будут рассматривать, по сути, в новом судебном заседании. Надеюсь, в ближайшие дни ситуация разрешится. Вика и так уже намучилась с этим делом — дальше некуда. Мне жалко ее и как элитную теннисистку, и как молодую маму. Ну, такое испытание выпало на ее долю. Верю, что оно сделает Азаренко еще сильнее духом.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь