Официально. Жиросжигание

22:50, 22 февраля 2018
svg image
840
svg image
0
image
Хави идет в печали

Оное утвердило ряд серьезных новшеств, ожидающих национальный чемпионат в экстралиге уже со следующего розыгрыша. Здесь и возвращение возрастного лимита (на клуб не более пяти игроков старше 28 лет). И резко сузившееся (по сути, единственно до России) легионерское селекционное поле. Заодно также втиснутое в дополнительные возрастные рамки — хоккеист не старше 25 лет и только не заигранный за сборную родины. Наконец, зарплатные пол и потолок для обеих (экстралига “А” и экстралига “Б”) взрослых лиг. Впрочем, к последнему вопросов как раз минимум — все понятно и логично. В отличие от первых инициатив, где логика выглядит сколь очевидной, столь и небесспорной. Позицию ФХРБ для “ПБ” любезно согласился пояснить временно исполняющий обязанности генерального секретаря федерации Павел БУРБА, в недавнем прошлом руководивший административным штабом минского “Динамо”.

— Предлагаю начать обсуждение новшеств по мере резонансности. Первое — замыкание селекции в постсоветских рамках. Не слишком радикально?
— Встречный вопрос: а для чего существует чемпионат?

— По памяти — строки из устава, продублированные в регламенте каждого сезона: популяризация хоккея, подготовка игроков для сборной…
— Все верно. А теперь ответьте: экстралига в ее нынешнем виде с этими задачами справляется?

— С точки зрения популяризации где как: в Гомеле или Гродно — вполне. В большинстве других точек — с разной степенью провальности.
— Предпочитаю в таких случаях оперировать статистикой: средняя посещаемость матчей экстралиги на сегодня не дотягивает и до полутысячи зрителей. И где популяризация? И это только продолжение тренда, наметившегося давно. Его причина банальна: зрителя не обманешь. Мало кто захочет смотреть на поединок команд с заранее известным исходом, а таких, увы, много больше половины. По-другому быть не может, если разница бюджетов клубов из верхней и нижней половин достигает десятка раз.

— Но явно не в паре, скажем, “Юность” — “Неман”.
— Да. Но что делать: сокращать лигу до четырех команд и проводить национальный чемпионат из 64 игр в четырех же городах? Тоже не решение. Остается искать компромисс. Поэтому появляются два дивизиона, расширяется география за счет четырех новых клубов. Вводятся возрастные и финансовые ограничения. Это комплексное решение, направленное на уравнивание возможностей клубов и предоставление возможностей прежде всего белорусским игрокам.

— То есть “все поделить” по рецепту Шарикова?
— Нет. Богатым просто указывается на необходимость разумнее распоряжаться выделяемыми средствами. И помочь бедным стать более жизнеспособными. Установить стандарты, по которым все должны работать и которым хотя бы минимально соответствовать.

— И все равно получается “отнять и поделить”…
— Давайте называть вещи своими именами: у клубов ничего “их” не отбирают. Потому что средства из разных карманов и источников — это все равно, так или иначе, государственные деньги. Никто из клубов ничего серьезного не зарабатывает.

— То есть теперь за средства условного нефтепровода “Дружба” возможно спонсирование не только конкретного “Гомеля”, но и условной “Лиды”?
— Скорее конкретного “Металлурга” — все-таки один регион. “Лида” же вполне может получить поддержку из Гродно за счет снижения расходов “Немана”. И это абсолютно нормально. Суть перераспределения — это, если хотите, жиросжигание, перераспределение излишнего. Невозможно иметь конкурентную лигу, когда одни жируют, а другие перебиваются с хлеба на воду. Это, кстати, понимают и озвучивают уже и в КХЛ, как это недавно сделал в интервью Вячеслав Фетисов. Возможно, это проблема роста. Но надо как-то ее решать.
При этом средний уровень зарплат, который предлагается, вполне соответствует ему в других сопоставимых с нашей лигах, включая, например, словацкую — соседствующую с нами в рейтинге. Да, на бумаге он в любом случае выглядит выше среднего по стране. Но далеко не все понимают: на то, чтобы стать профессиональным игроком, нужно затратить 15 лет без гарантии им стать. И даже у тех, кто стал профессионалом, карьера длится 10, максимум 15 лет, в течение которых нужно заработать на оставшуюся жизнь. И хорошо если закончишь не инвалидом. Так что подобные, далеко не миллионерские, зарплаты — плата игрокам за риск и многолетний труд.
Ну и второй упомянутый, но пока не обсужденный нами аспект — чемпионат как плацдарм подготовки игроков для сборной. Много он их подготовил за последние пять лет, здорово национальная команда обновилась? Хорошо если пяток фамилий наскребем. Вратаря — ни одного. Кто нам мешал? Сборная не первый год пребывает на плато результатов, на котором нас уже догнали, если не обогнали, ряд конкурентов. Матчи с которыми еще относительно недавно воспринимались нами как проходные: норвежцы, датчане, немцы, французы. Нужно же с этим что-то делать.

— Но никто из упомянутых стран не догнал нас за счет сужения селекционного поля до одной соседней страны, пусть и такой кадроемкой, как Россия.
— Хотите пример из личной практики? Меня немало упрекали за отказ от услуг в “Динамо” Крайчека и Бэйлена. Но, поверьте, не расстанься мы с ними, Лисовец не прибавил бы настолько в кратчайшие сроки. И это речь о Лукаше и Нике — действительно сильных квалифицированных защитниках. В экстралигу же, будем честными, приезжают легионеры отнюдь не их уровня. Не уровня Эллисона, Скривенса или Граньяни. Приезжают те, кто так-сяк помогает клубам решать узкотурнирные задачи по завоеванию мест и соответствующих премий. На выходе же в основном нет ни популяризации, ни отдачи для сборной. Нужно дать возможность прогрессировать нашим молодым игрокам, рядом с сильными партнерами — таковых для нашего чемпионата найдется достаточно и в СНГ.
Однажды Игорь Анатольевич Рачковский в интервью — кажется, вам же — отметил, что в идеале здорово было бы не иметь вообще никаких запретов и лимитов. Согласен абсолютно. Но это в идеале, а его не существует. Нет нигде в мире ни идеальной рыночной экономики, ни идеальной конкуренции.

— “До 25 лет из стран СНГ и не заигранные за сборные”. Откуда здесь ветер дует — понятно без флюгера: опять становимся на рельсы натурализации…
— Мы расширяем таким образом кадровый ареал для сборной. Надо жить в реальном мире — миграцию необходимой трудовой силы стимулируют все страны. Через три года нам принимать чемпионат мира и возможное точечное усиление не повредит. При этом никто не намерен, как прежде, просить государство раздавать паспорта вместе с подписанием первого контракта. Только по истечении карантина и только тем, в ком сборная будет действительно заинтересована.
При этом, уверяю, никто не сбрасывает со счетов работу со своими школами — за то небольшое время, которое я нахожусь в федерации, убедился, какое внимание этому вопросу уделяется. Сложность здесь заключается в том, что у каждой школы свои индивидуальные проблемы, и решить их общими подходами невозможно. Нужно время.

— Наконец, лимит на 28-летних. Мало того что отдает не спортивным принципом, а дискриминацией по возрастному, так еще ведь и было опробовано в начале 2010-х — безуспешно.
— Давайте опять обратимся к цифрам: сейчас в 11 клубах (“молодежка”, понятно, не в счет) 71 хоккеист старше указанного возраста. Несложно подсчитать, что при семи взрослых клубах в экстралиге “А” и восьми в учреждаемой экстралиге “Б” никто не останется без работы. При этом имея возможность получать достойную зарплату. Во втором случае — меньшую, но, во-первых, это будет означать невостребованость более сильной лигой, а во-вторых, вполне может быть использовано возрастными игроками как первая ступень на пути будущей тренерской карьеры.
Хуже всего здесь то, что большая часть игроков под и за 30 сейчас в составах команд первой четверки экстралиги. То есть опять же клубы таким образом решают свои узкие задачи. Отдача же для сборной минимальна вплоть до нулевой. Введение лимита — попытка исправить и этот перекос. В нынешней среде просто не может вырасти достаточное количество молодых игроков… По-прежнему вижу ваш скептицизм: “Все это уже было и не сработало”.

— Скептицизм больше опирается на иное. Никто из прогрессирующих в хоккее стран не делал ставку на наши методы, хотя стратеги там тоже имеются. Отчего вы решили, что у нас будут плоды?
— Опять встречный вопрос: а почему вы решили, что нет? В конце концов, это решение коллегиальное — на исполкоме были все участники экстралиги. Единственной альтернативой было — оставить все как есть. Исходила она от “богатых” клубов. Это нам сильно поможет? Да, принятые решения многих выведут из зоны комфорта. Но, только выйдя из нее, в современном мире можно чего-то добиться.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?