Реформирование футбола. Четвертая замена, видеоповтор… И аут ногой?
Вас не раздражают судейские ошибки при определении офсайда или назначении пенальти? Не мешают наслаждаться игрой бесчисленные нарушения правил, умышленные выносы мяча в аут? Как сделать игру номер один более зрелищной и совершенной, знает Джавад ОГАНЕСЯН, человек, одержимый идеей обновления футбольных правил.
Свободная зона
Джавад — человек не из общего ряда. Гражданин Армении давно проживает вместе с семьей в нашей стране. Последние 25 лет обращался в футбольные инстанции Беларуси, России и Армении, но чиновники, как правило, избегали встреч, когда речь шла об изменениях в правилах игры. Ради реализации своего проекта весной 2000-го Оганесяны вынужденно продали загородный дом. За эти годы появились долги и кредиты, которые семья выплачивает до сих пор. Свои соображения реформатор изложил в книге “Футбол ХХI века” и многочисленных интервью.
— Я всегда недоволен тем, что знаю. Мне кажется, когда человек всем доволен, это финиш. Все знают только дураки. Мой главный жизненный стимул — стремление разобраться в природе вещей. Там, где много споров, истина далеко. А в футболе конфликтов очень много. Почему? Размышления натолкнули меня на идею предложить что-то новое.
Посмотрите, как неразумно начерчена штрафная площадка. Если защитник нарушил правила в 17 метрах прямо против ворот, пенальти не будет. Но если в 22 метрах, да еще по диагонали, одиннадцатиметровый неизбежен! Где логика? Налицо игнорирование элементарных законов геометрии. Чтобы устранить эту несправедливость, предлагаю ограничить штрафную площадь не прямоугольником, а полуокружностью радиусом 16 метров. Тогда ее границы будут равноудалены от линии ворот.
Впрочем, полуокружность — лишь приближение к истине, но еще не сама истина. Известно, что наиболее сложное для арбитра и нередко вызывающее горячие споры — определение офсайда. Конфликтность подобных ситуаций можно предельно минимизировать, если преобразовать штрафную площадь в свободную зону. Для этого предлагаю продлить 16-метровую границу штрафной, параллельную линии ворот, до боковых линий, и не фиксировать офсайды в свободной зоне. Положение “вне игры” будет возникать лишь в том случае, если футболист, находящийся в свободной зоне, получит мяч из-за ее пределов.
Или возьмем нарушения правил. Одиннадцать футболистов одной команды могут получить по одному предупреждению и сохранить состав, тогда как их соперники после двух желтых карточек одного игрока останутся в меньшинстве. В баскетболе на этот случай имеется лимит командных фолов. А можно просто не фиксировать голы команды-нарушителя в течение нескольких минут после конфликта…
Предложения Оганесяна
Преобразовать форму штрафной площадки из прямоугольной в полукруглую, как в гандболе, чтобы нарушения в ее пределах фиксировались на равнозначном от линии ворот 16-метровом расстоянии.
Преобразовать штрафную площадь в свободную зону, продлив ее 16-метровую границу, параллельную линии ворот, до боковых линий поля. В свободной зоне офсайд не фиксируется.
Не считать офсайд, если: а) пас отдан головой, а не ногой (по аналогии с пасом вратарю); б) если игрок, находившийся “вне игры”, с ходу переправил мяч в ворота, не дав ему опуститься на газон.
Ввести боковую дубль-линию шириной 1 метр, в площади которой игра не прерывается.
Создать бонусную площадку для вратаря шириной около метра. На ее территории голкипер неприкосновенен.
Точку пенальти преобразовать в звезду, ближние углы которой находятся в 11 м от линии ворот, дальние — в 14 м. Послематчевые пенальти поочередно пробиваются с каждой из угловых точек звезды.
Ввести вторую полукруглую микроплощадку для дифференциации наказаний.
Учредить “моральный допинг”: а) вратарь, пропустивший три мяча, покидает поле; б) при разнице в пять голов удаляется тренер пораженцев; в) при разнице в семь мячей матч прекращается за явным преимуществом победителей.
Для усиления зрелищности забитые мячи оставлять в воротах.
Суммировать предупреждения, как в баскетболе. После четырех (или пяти-шести) командных желтых карточек игрок удаляется на пять (десять) минут. Такие же удаления после каждой следующей карточки.
За предупреждение лишать команду нарушителей права исполнять “стандарты” (штрафной, угловой удары) или в течение двух минут не фиксировать голы в ворота пострадавшей команды.
Атакующая команда на чужой половине поля ауты вводит ногой.
Считать голы, как в баскетболе: гол с игры — 2 очка, с пенальти — 1.
С этими нетривиальными мыслями Оганесян проторил путь к футбольным авторитетам, которые дали им высокую оценку.
Никита СИМОНЯН, вице-президент РФС, олимпийский чемпион-1956
— Идеи, предложенные в брошюре “Футбол ХХI века”, на первый взгляд вызывают удивление. Однако, поразмыслив, чувствуешь, что они построены на основе логики и здравого смысла.
Эдуард МАРКАРОВ, участник ЧМ-1966, чемпион СССР-1973
— Интересно, заставляет думать. Заслуживает внимания предлагаемое изменение формы штрафной площадки. Не секрет, что все открытия удавались нестандартно думающим людям.
Евгений ЛОВЧЕВ, лучший футболист СССР 1972 года, бронзовый призер Олимпиады-1972
— Для меня это — открытие, революция в футболе. Желаю вам всколыхнуть это болото. Сил, терпения и нервов на этом благородном пути!
Леонид ГАРАЙ, заслуженный тренер Беларуси
— Эти идеи заслуживают тщательного изучения специалистами… Было же отменено правило четырех шагов для вратаря, и в то же время голкиперам запретили брать в руки мяч, отданный игроками своей команды. И ничего, мир не перевернулся. А зрелищность и динамика от нововведений только выиграли. Почему же не пойти дальше по пути прогресса?
Сберегающий консерватизм
Корреспондент “ПБ” попросил высказать отношение к футбольным реформам, в том числе к идеям Джавада, известных белорусских специалистов.
Валерий ПЕТРОВИЧ, арбитр высшей национальной категории, судья-инспектор БФФ
— Прежде чем комментировать предложения господина Оганесяна, замечу, что не являюсь сторонником изменений футбольных правил, которые были приняты еще в ХIХ веке Международным советом футбольных ассоциаций. Основная задача этого авторитетного органа — развитие и сохранение правил игры. Изредка, когда это продиктовано практикой жизни и многократно опробовано в турнирах различного ранга, совет решается на новации. Но лишь при условии, что они повышают привлекательность, динамику и безопасность игры.
— Вам не нравятся видеоповторы спорных эпизодов?
— Да, я против видеоповторов с так называемыми видеопомощниками судьи. По-моему, они приемлемы лишь при фиксировании взятия ворот, поскольку это прямо влияет на результат. В других ситуациях они не нужны. За мониторами будут такие же судьи, как и в поле. Где гарантия, что их подсказки главному арбитру приведут к абсолютно правильному решению? В недалеком прошлом я в числе ведущих инспекторов входил в судейско-экспертную комиссию судейского комитета БФФ. При разборе конфликтных ситуаций, случалось, мы многократно просматривали спорный момент и не могли прийти к единому мнению. Приходилось ставить вопрос на голосование. А судьям во время матча за монитором нужно установить истину в течение 20-30 секунд. При тестировании системы уже были ошибочные решения, переданные видеопомощниками главному арбитру. Считаю, лучший выход из самых сложных ситуаций — профессионализм судейского корпуса.
— Как смотрите на предложения Оганесяна?
— Он не первый призывает отменить правило “вне игры” в штрафной площади. Все же пришли к выводу, что отмена выхолостит игру между штрафными. Футболисты при каждом удобном случае станут “грузить” мяч в безофсайдную зону. На мой взгляд, самое интересное его предложение — ввод аута ногой на чужой половине поля. Действительно, игроки защищающейся команды при благоприятном счете нередко тормозят игру, постоянно выбивая мяч за пределы поля. Ввод мяча ногой из-за боковой линии заметно обострил бы ход событий. Сейчас во многих командах есть мастера исполнения “стандартов”, способные подать мяч едва ли не в любую точку поля.
— А разве не логично утверждение, что прямоугольная форма штрафной не вполне справедлива?
— Логика в этом есть. Как и в предложении суммировать предупреждения до определенной цифры. Возможно, со временем и мы пойдем по пути, проторенному коллегами из хоккея и гандбола. Но футбол тем и хорош, что за многие годы он мало изменился и потому по-прежнему привлекателен. Если же принять все реформы Оганесяна, это будет совсем другая игра.
Александр ЛУХВИЧ, главный тренер ФК “Минск”
— Честно говоря, большинство предложений Оганесяна не кажутся мне серьезными. Интересными показались лишь два — введение мяча из аута ногой и прекращение игры при разнице в счете в семь мячей.
Первое, очевидно, придаст матчам большую динамику. Игроки обороняющейся команды станут опасаться без нужды выбивать мяч за боковую, так как в ответ получат “стандарт”, а это опасно — можно и пропустить. Что касается второго, да, бывают такие матчи. При подобной разнице в счете игра теряет интерес и для болельщиков, и для футболистов обеих команд.
— Введение свободной зоны будет способствовать росту результативности?
— Возможно, забивать станут чуть больше. Но, по-моему, это также добавит сумбура. Альтернатива свободной зоне — введение системы видеоповторов. Думаю, это очень полезное новшество. Его опробование на Кубке конфедераций прошло успешно. Каких-то заметных затяжек времени не было, а качество судейских решений, наоборот, стало выше. Внедрение видеосистем, конечно, потребует дополнительных инвестиций и подготовки новых специалистов. Но сейчас в большом футболе крутятся такие деньги, что затраты с лихвой себя оправдают.
— Разве не стоит перенять у баскетболистов лимит командных фолов?
— Недавно в чемпионате России судья забыл удалить игрока, получившего второе предупреждение. А если лимит будет пять карточек или семь, представляете, какая может случиться путаница, какие паузы могут возникать из-за подсчета нарушений? Вряд ли это понравится болельщикам. Кроме того, в этом нет необходимости. Сейчас арбитры пресекают малейшие поползновения к нарушению правил. Футбол становится менее грубым.
— Нынешняя форма штрафной площадки не напрягает?
— Наверное, полуокружность будет справедливее. Но все так привыкли к классической прямоугольной форме, которую используют уже полтора века. Футбол, конечно, нуждается в изменениях, но не огульных, как предлагает Оганесян, а точечных. Я, например, приветствую введение четвертой замены в дополнительное время. Как по мне, так ее стоило бы разрешить и в основные 90 минут. А ведь когда-то играли вообще без замен. Обновления нужны, но разумные и постепенные.
Видеореволюция
Международный совет футбольных ассоциаций (IFAB) 3 марта в штаб-квартире ФИФА в Цюрихе одобрил внедрение системы видеопомощи арбитрам (VAR) во время матчей. Судьи смогут пользоваться системой для решения следующих вопросов: а) был ли забит гол; б) надо ли назначать пенальти; в) надо ли удалять игрока; г) кто именно нарушил правила?
Система видеопомощи арбитрам тестировалась два года. За этот период ее опробовали 20 национальных ассоциаций в турнирах различного уровня — от юношеских до Кубка конфедераций, от клубного чемпионата мира до чемпионата Польши. Результат выборки по без малого тысяче матчей впечатляет: количество верных судейских решений приближается к 99 процентам. По словам президента ФИФА Джанни Инфантино, изначально он был категорически против видеоповторов, но в процессе тестирования изменил мнение. Инфантино полагает, что нововведения знаменуют новую эру в развитии футбола и помогут сделать игру более справедливой. Как известно, его предшественник Йозеф Блаттер был ярым противником видеоконтроля.
Отныне также позволено проводить четвертую замену в дополнительное время. Совет ФИФА постановил: новые правила будут использоваться уже на чемпионате мира-2018 в России.
Напомним, Международный совет футбольных ассоциаций регулирует правила игры в футбол. В его состав входят родоначальники футбола — национальные ассоциации Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, — а также ФИФА. Британские ассоциации имеют в совете по одному голосу, у ФИФА — четыре. Решения должны быть одобрены тремя четвертями голосов, то есть как минимум шестью членами.
Теперь появилась надежда, что могут быть реализованы некоторые предложения Джавада Оганесяна и куда более известного реформатора Марко ван Бастена, технического директора ФИФА. Другая знаменитость, Арсен Венгер, в 2009-м заявил: “Будь у меня возможность, я изменил бы футбольные правила. Давайте вводить мяч из аута ногами! Почему нет? Это сделает игру еще более быстрой. Футбол — самый популярный вид спорта на планете именно потому, что когда-то один сумасшедший предложил играть без рук”.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь