Точка зрения. Путь “воронов”: главного не заметили
Архитектура
Тревожит, что пятерым из приглашенных в сборную футболистов — за тридцать, семеро перешагнут этот рубеж в нынешнем году, двоим — 29, троим — 28. Двоим из отсутствующих (Риос, Гордейчук, Поляков) — тоже около того. 19 из 26 — почти три четверти. Находясь в золотом возрасте, эта генерация “проспала” два цикла подряд. А ведь идет речь и о Глебе с Калачевым, которым 1 мая стукнет 37. Это означает, что нынешняя сборная без будущего и, очень вероятно, — без настоящего. Сборная — надстройка; базис же — национальный чемпионат, который готовит для нее игроков. Под ними фундамент — детско-юношеский футбол. Его состояние не менее плачевно, и это давно не секрет.
Вся эта архитектура проектируется федерацией футбола. Люди старательно трудятся, но итоговый результат далек от желаемого. Для изменения ситуации к лучшему построен технический центр национальных команд, и на его базе создана футбольная академия. Это может дать результат лет через пять-семь. А может и не дать. Такие центры нужны в каждом регионе, и в Доме футбола это понимают. Но пока у нас даже футбольных манежей — раз-два и обчелся.
Чемпионат страны стал более конкурентным? Вряд ли. Профессиональной лиги по-прежнему нет — и у клубов отсутствует воля к ее созданию. Появление сильной команды в Бресте, конечно, обострит интригу, но общей картины, боюсь, не изменит. Потенциальные медалисты уповают на легионеров, а их в сборную не позовешь.
Во всем мире футбол существует для зрителей, которые покупают не только билеты на матчи (это не главное!), но и футбольные телетрансляции. Пищевая цепочка: зритель платит за канал — канал платит клубам за право трансляции и зарабатывает на рекламе. У нас же клубы получают разве что за еврокубковые телепоказы, да и то символические деньги. Создание коммерческого телеканала, который стал бы их хоть как-то подкармливать, заблокировало руководство страны. При этом образуются новые хоккейные команды — они неизбежно тянут на себя денежное одеяло. Пинск и Гомель уже сняли дружины СДЮШОР с турнира второй лиги.
Белорусский футбол не сдвинется с мертвой точки, пока клубы не станут вместо бюджетного финансирования зарабатывать деньги ногами, то есть телеправами. Впрочем, прямо сейчас это даже представить трудно — из-за отсутствия в белорусском спорте (не только в футболе!) элементарных рыночных механизмов.
Прожектеры
И вот на фоне всего происходящего недавно случился крах одного самобытного футбольного проекта. Да, речь о “Крумкачах”, которые сегодня если и существуют, то лишь на бумаге.
“Вороны” свалились в наш футбол будто с неба — как и положено пернатым. Они взорвали информационное пространство бесчисленными интервью Дениса Шунто, системными пиар-акциями с участием спонсоров, музыкантов, руководителей клуба, футболистов, проникновением в соцсети. “Крумкi” впервые на моей памяти разорвали дистанцию между производителями и потребителями футбола. Ибо сами вышли из болельщицкой гущи. Они открывали для себя неизведанный мир и делились этим с недавними коллегами по футбольному общению.
Оно же было возведено в культ. Игроки с удовольствием следовали примеру лидеров клуба. В большинстве своем ремесленники, они вдруг стали медийными фигурами. Чтобы это произошло, в клубе продуктивно трудилась группа молодых людей, заряженных идеей. Их усилия сформировали неповторимое болельщицкое комьюнити, в корне отличавшееся от ершистых фан-групп. О нем теперь с теплотой вспоминают едва ли не все ушедшие из команды футболисты. Самих же зрителей привлекли нетривиальная история рождения клуба, белорусский бренд, сквозное шествие из Д3 в Д1. И, конечно, беспримерная открытость.
Какое-то время я наблюдал за “Крумкачамi” скептически. В Д3 Шунто и Леонтьев выходили на замену, а вслух мечтали о первой лиге. Прожектеры! Но, получив оплеуху от “Барановичей” 1:6, в паузе между кругами они кардинально сменили состав и поднялись на новый уровень — амбиций, дисциплины, самоотдачи и, как следствие, результатов. Ключевым моментом в первой лиге стало приглашение изголодавшегося по самостоятельной работе Олега Дулуба. Тот слепил команду “из того, что было”.
В элите потребовались новые люди и другие деньги. Шунто, знающий белорусский трансферный рынок лучше иного спортивного директора со стажем, довольно быстро сколотил интернациональную дружину. С деньгами неожиданно помог Анатолий Капский. Не сделай тогда босс БАТЭ великодушного предложения — все бы очень скоро рассыпалось. А так “Крумкачы” продолжали лететь — и, получив в руки сказочный подарок, Шунто решил замахнуться на королевский бал. На Лигу Европы…
Увы, погнавшись за журавлем, босс “пернатого” клуба упустил синицу — господдержку. Он ее искал, однако натыкался на отказы. Возможно, был недостаточно настойчив и изобретателен, но… У нас не любят тех, кто привлекает к себе повышенное внимание и стяжает популярность. Результат при этом значения не имеет.
Шунто явно не понимал, в какой системе координат находится. Вместо того чтобы направить энергию на выстраивание отношений с федерацией, которая теоретически могла бы помочь получить господдержку, он продолжал порхать над реалиями. Вел переговоры с дорогостоящими коучами Подпалым и Максимовым, не особо задумываясь, что завтра погрязнет перед ними в долгах. В итоге нашелся украинец Пятенко, навязавший еще и помощника Ковалева. При этом под рукой уже тогда был Алексей Кучук, готовый рвать себя за идею и творивший чудеса с дублем. Украинских кудесников команда не приняла. Их выставили после девятого тура, опять-таки не подумав, что придется выплачивать неустойку, а клуб и так уже утопал в долгах. Безденежье придавило “Крумкачоў”, из команды стали уходить лидеры. Но вожак стаи продолжал раздавать интервью с лейтмотивом, что все будет хорошо. Журналисты этим пользовались — так возник известный спич про “двоечников”. Трудно избавиться от ощущения, что именно он ускорил сход клуба с большой орбиты.
Вообще странно: руководитель предприятия, не способный заплатить работникам за труд, вслух рассуждает о высоких материях и запросто обрубает тонкие нити, связывающие его с власть предержащими.
Не разглядели
Сергей Румас в принципе не обязан помогать клубам. Но время от времени глава БФФ занимается этим, включая режим личного влияния. Не среагируй он когда-то на проблемы брестского “Динамо”, как знать, произошло бы сейчас чудесное преображение на капитале арабских шейхов? Не протяни он руку помощи Житковичам, команды Минчука давно не было бы. Однако смычка с “Крумкачами” не состоялась. Вина Шунто в этом велика. Но и Румас, полагаю, совершил ошибку. Возможно, из-за занятости на госслужбе он не разглядел в “Крумкачах” главного — умения за счет малых ресурсов делать результат.
Это тоже — наряду с маркетингом, хайпом и всем остальным — составило уникальную методологию “воронов”. И это то, чего не хватает федерации в работе по развитию института национальных команд. Мы выбираем главных тренеров, расширяем высшую лигу, учреждаем новые стратегии, но на выходе — падение результатов всех сборных по вертикали.
А что такое на этом фоне “Крумкачы”? Команда, возникшая из воздуха, почти без денег и с бесперспективными, по сути, игроками. И она за два сезона прошила минорные лиги, а в элите успела разбить и БАТЭ, и минское “Динамо”, и “Шахтер”! Почти все футболисты, проведшие в “Крумкачах” не меньше сезона, достигли карьерного пика и теперь востребованы другими клубами. И тренеры тоже! Уникальный этот опыт нужно бы осмыслить и конвертировать в национальном масштабе.
БФФ могла бы сделать шаги навстречу “воронам” исключительно с прагматичными целями. Почему бы не сохранить яркую нестандартную команду, а талант ее плавающего в управленческих вопросах создателя использовать в благих целях? Но этого не произошло. Случилось другое. Раскаркавшихся “крумкачоў” перемолола бюрократическая машина, а вместо них на авансцену подняли другую “народную” команду, в которую пока деньги вкладывать не надо. Зато можно спокойно готовить “сборную ветеранов” к Лиге наций.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь