В хоккее полыхнуло. Душа и дело
Так вот в конце минувшей недели полыхнуло. Причем сразу на двух уровнях.
Высший
В пятницу на уровне президента страны обсуждали… Нет, не хоккей. В смысле — не хоккей вообще, а зимние виды. Инфоповод очевидный — прошедшие Игры-2018 в Пхенчхане. Впрочем, даже несмотря на второй кряду пролет мимо них нашей сборной на стадии отбора, совсем без “шайбы” не обошлось. Тональность президентских оценок была, можно сказать, умеренной. Создалось впечатление, что в конкретном хоккейном случае пятничное совещание носило в целом профилактический характер. Александр Лукашенко сыпанул солью на раны невыигранного минского отбора в сентябре 2016-го. В олимпийском феврале 2018 года это вновь ощутилось остро. Особенно на фоне устроенной сборной Германии феерии: “Совсем недавно, два-три года назад, мы вообще всерьез не воспринимали немецкую сборную… И где сегодня немцы, а где мы? Опять скажете, чего-то вам не хватило?” — цитата президента по ленте БЕЛТА.
Нашлось место и для динамовской темы. Кстати, очень актуальной для разгара весны. Ибо часто на этой стадии непозволительно долго затягивается ответ на два фундаментальных вопроса: размер и обеспеченность бюджета на следующий сезон и легионерская формула. В том, что “денег хватит” руководство “зубров” широко заверило общественность еще в марте. Президент же в пятницу внес частичную ясность в их распределение по статьям: “Большую зарплату, чем было в прошлом сезоне, никто не имеет морального права получать. Они пролетели мимо плей-офф КХЛ. Поэтому тех, кто не хочет играть на прежних условиях, отправьте в Россию”.
Тему легионерской формулы на совещании поднял глава наблюдательного совета “Динамо” министр внутренних дел Игорь Шуневич: “Мы обратили внимание на молодых хоккеистов. Ведем переговоры со всеми потенциальными белорусскими игроками. Как я и докладывал, легионерский состав будет уменьшен”. Пока остается догадываться, зависит ли напрямую число “легов” от сговорчивости выступающих за рубежом немногих белорусских сборников и перспективного молодняка. А также имеются ли варианты лимита на каждый из случаев. В прошлом году он по ходу весны-лета колебался от самоубийственного “ноль” до разумного и в итоге реализованного. Хотя то, что “зубры” знают по крайней мере фамилию своего тренера, — уже прогресс по сравнению с 2017-м.
Но в общем, повторюсь, хоккейная тема в пятницу звучала больше дидактически. Даже не без торжественной нотки: присутствовавший на заседании главный тренер “Немана” Сергей Пушков принял поздравления со вторым кряду чемпионством. При этом (возвращаясь к теме сборных) одна из президентских фраз как бы намекнула: “Но поживем — увидим. На носу чемпионат мира”. ФХРБ подобралась…
Высокий
Подобралась настолько, что менее чем через сутки национальной хоккейной федерацией была созвана пресс-конференция. Что уже само по себе удивило сразу по двум причинам. Первая — председатель ФХРБ Семен Шапиро вообще не любитель публичных выступлений. Вторая — срок, за который был организован брифинг, — менее суток. Обычно СМИ скликают в таком темпе, когда инфоповод действительно резонансный. Оказалось — ничего космического. Хотя как посмотреть…
Импонирует уже то, что пресс- конференция состоялась в принципе. Да еще с таким расширенным составом спикеров: помимо шефа ФХРБ — его зам Дмитрий Басков, спортивный директор федерации Владислав Клочков, начальник центра подготовки национальных команд Алексей Калюжный… Наконец, оба главтренера финалистов двух последних национальных чемпионатов Сергей Пушков и Михаил Захаров. При сем регламент брифинга был превышен едва ли не вдвое.
Обсуждались же все те же перспективы развития нашего хоккея. Понятно, что в этом контексте более всего пришлось напрягать голосовые связки главе федерации. По ходу диалога в числе прочего он предпринял своеобразные контратаки на репортерские ряды: “Не надо всюду искать противоречия. Зачем вы везде их находите?” — этот вопрос прозвучал из уст председателя несколько раз в ответ на журналистские. Прежде всего — об анонсированных ранее реформах национального чемпионата. Да не искали мы их, Семен Борисович! Просто потому, что не надо искать то, что существует объективно. Что-то умы и сердца просто не принимают.
И тем приятнее было в субботу услышать, что недавний реформаторский радикализм также ослабили. Где — чуток, но дышать уже легче, а где и существенно. Пожалуй, лишь в одной части противоречия если кто и искал, то точно не СМИ — в вопросе установления единого для всех коридора зарплат. Здесь больше бурчали в клубах. И то в основном из числа тех, что побогаче. Окончательно (хочется верить) озвучена вилка: минимальная ставка в обоих (экстралиге “А” и создаваемой сейчас “Б”) взрослых дивизионах 150 долларов в эквиваленте в месяц. Максимальная — 3 тысячи. На команду первой “экстры” — не более 50 тысяч в месяц, ступенью ниже — половина этой суммы.
Это — голая ставка, примерно столько же (а в случае с “минимальщиками” и значительно больше) можно добрать премиальными. Далек от мысли, что “все поделить” непременно сработает и придаст немедленный импульс развитию национального чемпионата. Да и уравниловка очень условная: в коридор-то можно вписываться и у нижней, и у верхней планки. Наконец, в премиальных таится неслабый такой чертенок: на их выплаты еще нужно изыскать средства. А с этим, если верить “Юности”, бывают проблемы даже у нее. Но уже хорошо, если всем клубам обеспечат хотя бы гарантированную “минималку” и хоть что-то сверху на материально- техническое обеспечение. А то и вправду же местами доходило до абсурда.
Что еще умеренно порадовало — расширение лимита на возрастных (старше 28 лет) хоккеистов с предполагавшихся пяти до семи. Учитывая актуальное количество таковых в “экстре” это фактически равно его отмене. То есть можно было не городить огород, а просто исключить этот пункт за ненадобностью. Ну да бог с ним — останется формальностью. А вот что откровенно приободрило, так это объявление о полном развороте наиспорнейшей инициативы по привлечению в национальный чемпионат исключительно “хоккеистов из стран СНГ”. Параллельно глава федерации отверг мнение, что его ведомство склоняло клубы к паспортизации россиян и пояснил свою позицию: “Сейчас у нас в чемпионате играют 35 иностранцев, 25 из них — россияне. СМИ вырвали из контекста фразу: дескать, мы преимущественно приглашаем россиян. Это не так. Просто считаем, что спортсмены из соседней страны — наиболее оптимальный вариант, учитывая равные права, один язык”. Насчет языка не поспоришь, но едва ли он должен быть главенствующим над чисто игровыми качествами. В конце концов, немцы, упомянутые на наивысшем уровне, в свое время начинали рывок аккурат без оглядки на немецкоязычных “легов”. Как и их единоязычные (в большинстве своем) соседи швейцарцы, кстати. Ладно, это уже риторика: здоровая умеренность взяла верх — это главное.
И еще за одно главное в субботу нельзя было не зацепиться. Речь о многострадальном легионерском статусе белорусов в российских клубах. “Вопрос недавно обсуждали на конгрессе ИИХФ с российскими коллегами. Думаю, очень скоро к беседе подключится глава нашего государства и поговорит с президентом России. Но к этому надо тоже относиться с пониманием. Нормально, если наши соседи заботятся о своих национальных интересах, о своем хоккее”, — отвечая на вопрос, заметил председатель. Было бы здорово. Чтобы не только поговорили, но и решили. Правовая-то база равенства налицо. Вариант решения вопроса, конечно, небезупречный — жаль, что для разруливания ситуации без первых лиц государств, кажется, не обойтись. Но, в конце концов, и в ЕС в свое время для распутывания легионерского узла понадобилось целое “дело Босмана” — автоматически равноправие не работало.
Заработает в нашем случае — милое дело. Тогда, уверен, многие лимиты можно будет обнулять за ненадобностью. К слову, такой вариант руководство ФХРБ тоже косвенно озвучило. В общем, уик-энд в хоккее удался…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь