Штанга. Урезание квот. Тяжелая таблетика

22:05, 23 апреля 2018
svg image
19619
svg image
0
image
Хави идет в печали

Только тогда мировое агентство передало эту информацию со ссылкой на свои источники, без официального подтверждения. Но уже 13 апреля 2018-го новая система получила подтверждение исполкома ИВФ и (внимание!) исполкома МОКа, одобрившего механизм очистки тяжелоатлетического сообщества от допинговой скверны.
Шлейф скандалов за “железными играми” шел еще с процедур перепроверок проб Олимпийских игр 2008 и 2012 годов, когда львиная доля отложенных “залетов” выпала как раз на штангистов. Ситуация обострилась настолько, что вполне серьезно встал вопрос об исключении этого вида спорта из программы Олимпиад, начиная с Игр-2024. Пока атаки недоброжелателей отбиты, штанга оставлена в программе Токио и Парижа, но с условием беспощадной борьбы с допинговыми проявлениями.
Квинтэссенцией этой борьбы как раз и стала новая квалификационная система отбора на Олимпийские игры, которая в корне отличается от прежних правил. Раньше ведь как было — никаких персональных квот не существовало, все штангисты работали на общекомандную копилку, и в зависимости от количества набранных очков каждая страна в итоге получала соответствующую квоту. Основными стартами считались два чемпионата мира, предшествовавшие Олимпиаде, максимальной квотой была десятка (6 мужчин и 4 женщины). К слову, сборная Беларуси по итогам ЧМ ее практически всегда выбирала.
Отныне все будет принципиально иначе. Никакой командной копилки, только индивидуальный отбор атлетов согласно таблице мирового рейтинга, построенного на основании коэффициентов престижности конкретного соревнования. При этом всех соискателей путевок в Токио обяжут принять участие как минимум в шести отборочных соревнованиях в период с 1 ноября 2018-го по 30 апреля 2020 года. Внутри каждого турнира, как и перед ним, штангист может быть подвергнут трем и более допинг-контролям. То есть избирательно выйти на пик формы и выступить за олимпийский цикл всего на двух-трех чемпионатах мира уже не получится.
В связи с реорганизацией весовых категорий — их станет по семь и у мужчин, и у женщин (окончательный вариант официально будет представлен до 6 июля 2018 года) — прежняя максимальная олимпийская квота на страну (10 участников) отменяется. Со своей стороны ИВФ гарантирует каждой сборной лишь минимальную квоту в два человека (1 мужчина и 1 женщина). Выше этого барьера уже не смогут подняться пять национальных команд — Беларуси, России, Казахстана, Азербайджана и Армении, у которых с 2008 по 2020 год зафиксировано более 20 случаев нарушений антидопинговых правил.
Пятерка этих стран, начиная с 2008 года, принесла ИВФ более 130 случаев употребления допинга. В сборной Беларуси из числа медалистов Игр-2008/12 после перепроверок проб сохранилось лишь пекинское золото Андрея Арямнова. Наград по итогам допинг-ревизии лишились Андрей Рыбаков (серебро), Анастасия Новикова (бронза), Марина Шкерманкова (бронза) и Ирина Кулеша (бронза).
Шансы отправить на Игры более двух участников будут иметь только те страны, у которых допинг-история выглядит не так мрачно. В частности, федерации, чьи спортсмены нарушили антидопинговые правила за 12 лет от 10 до 19 раз, в лучшем случае смогут отправить на Олимпиаду четырех представителей, а сборные с менее чем 10 нарушениями за 12 лет — восьмерых штангистов. Кстати, это и есть максимально возможная квота в новой редакции правил (4 мужчины и 4 женщины).
Но и это еще не все. Новая квалификационная система позволит при необходимости применить более строгие санкции к нарушителям антидопингового законодательства. Если в период квалификаций к Токио-2020 (1.11.2018 — 30.04.2020) федерация-участник заработает три или более допинг-прокола, то независимая санкционная группа ИВФ может отозвать все олимпийские квоты команды или вообще приостановить членство национальной федерации. Если на Олимпиаде в одной сборной будет зафиксировано два или более случая употребления запрещенных препаратов, то этой команде не разрешат заявляться на следующие Игры.
Буквально на днях глава МОКа Томас Бах поприветствовал новый подход ИВФ, призвав другие международные федерации также ограничить олимпийские квоты для стран с плохой допинговой историей. “Этот механизм, с одной стороны, уважает индивидуальные права атлетов, с другой — делает ответственность федераций и Национальных олимпийских комитетов более прозрачной”, — добавил Бах.
Президент ИВФ Тамаш Аян также не скрывал удовлетворения от внедрения новаций: “Мы очень рады объявить о нашей новой системе квалификаций для Токио-2020, которая получила одобрение от исполнительных органов МОКа и ИВФ. Мы уверены, что этот инновационный процесс принесет пользу спорту и обеспечит чистую конкуренцию на Олимпийских играх. В рамках этой системы спортсмены из всех НОКов по-прежнему смогут претендовать на участие в Играх. Речь идет о поощрении тех, у кого не было многочисленных допинговых нарушений за последние десять лет. Мы хотим продвигать чистых атлетов и ограничивать заявочные возможности для стран с высоким уровнем допинга”.
К каким последствиям для олимпийского турнира мастеров “железных игр”, развития мировой тяжелой атлетики и белорусской штанги могут привести эти новации? Честно говоря, пока негативный прогноз преобладает над позитивным. Не исключено, что этот вид спорта в принудительном порядке повысит процент чистых атлетов, однако в плане спортивного уровня тот же олимпийский турнир очень сильно подсядет. По самым скромным подсчетам Игры в Токио могут потерять около 50 очень сильных тяжелоатлетов, которые подпадут под секвестр для проштрафившихся сборных, и во что тогда превратится титул олимпийского чемпиона, лучше не проговаривать.
В свете новых правил олимпийского отбора неизбежно потеряется престиж чемпионатов мира, которые ранее в полном объеме определяли квоты на Игры, отчего были предельно насыщены конкуренцией. А какой смысл сейчас рвать жилы ради общекомандной копилки, если заранее знаешь, что “мир” никак не расширит квоту твоей страны в два человека? Даже если команда со скелетами в старом шкафу гипотетически выиграет все 14 весовых категорий, 14 чемпионов мира никак не расширят ее представительство в Токио.
Эти правила вполне могут вызвать и внутренний кризис. Из белорусской тяжелой атлетики начнется отток талантов, которые попросту будут лишены олимпийской перспективы. Навскидку нынешняя сборная Беларуси до Игр-2020 может сгенерировать примерно шесть-семь реальных претендентов на медали Токио плюс о своих нерастраченных амбициях заговорил герой вчерашних дней Андрей Арямнов, но по факту шестеро из них на сто процентов будут лишены олимпийских радостей. Это известно уже сейчас, как бы события ни развивались и как бы люди самоотверженно ни пахали в зале. И от этого реально веет безнадегой.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?