Новости. У Веремеенко золото Турции
Только что завершившийся сезон украсил успешную медальную серию — помимо золотого дубля в первенстве и Кубке Беларуси, “драконы” добавили серебро Балтийской лиги — и убедили, что кардинальный шаг по резкому омоложению состава, предпринятый два года назад, оказался решением хоть и рискованным, но абсолютно верным. Впрочем, тренер-победитель по натуре максималист и потому самокритично уточняет: не все из задуманного удалось выполнить. В частности, в Восточно-европейской лиге могли бы выступить успешнее.
— Обидно, что не сумели там прорваться в плей-офф. Ведь играли неплохо. Фактически провалили лишь один матч — с рижским ТТТ. Во всех остальных было “тепло”. Шансы не теряли до последнего: обыграй мы московское “Динамо”, попали бы в четверку. Должен сказать, что Восточно-европейская лига — великолепное для нас подспорье. С каждым годом она становится все сильнее. Посмотрите: половина ее участников вышли в плей- офф Еврокубка, плюс клуб из Ливана, где в составе шесть американок. Если и дальше продолжит так стремительно развиваться, то и нам надо думать о серьезном повышении уровня, иначе, если будем всем проигрывать, долго там не задержимся. Не люблю ссылаться на травмы, ведь в спорте без них не обходится. Однако объективно они не позволили добиться поставленной в лиге цели — всего два матча мы провели оптимальным составом. На туре в Кошице серьезно травмировала колено Муравская, потом сломалась Териот.
— Рейчел выбыла надолго, уехала лечиться в Америку. Ее отсутствие обнажило острую проблему?
— Естественно, ведь мы остались с одной неопытной разыгрывающей. Когда человек не имеет конкуренции — это худо. Дело не в том, хорошая Сущик или плохая. Перебор фолов, малейшая травма или болезнь, и мы вообще оставались бы без первого номера. Просто некому было бы водить мяч. Может Муравская, но после травмы она набрала форму только в феврале. И что толку от наших сильных “больших”? Им ведь надо все организовать, завести куда надо, отдать удобную передачу. Вот тогда они смотрятся. Так что пришлось многое в игре перестраивать. На “двойки” не могли зайти, как это делали с Териот. У нее стабильный бросок и очень хорошие передачи. Пусть в защите не так быстра, зато грамотно выбирает позицию. Здорово видит площадку — все четыре партнера в фокусе ее внимания. К тому же с ее ростом 182 сантиметра спокойно может закрывать позиции от первого до третьего номеров. Так что потерю по ходу сезона мы понесли значимую.
— Связь с ней поддерживаете?
— Конечно. Вроде бы в Америке классная медицина, а первую операцию ей сделали неудачно: пустили связку через кость, и та за полтора сезона перетерлась. Сейчас все исправили. Восстанавливается. Мы были бы рады снова поработать с Рейчел. Она, похоже, тоже хотела бы вернуться к нам. Так что осталось решить технические вопросы.
— Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: Териот заменила Мария Черемисина, в итоге ставшая лучшим защитником чемпионата. Как удалось заполучить россиянку из курского “Динамо”?
— Искали везде, где только можно. С Черемисиной, можно сказать, повезло. Когда всплыл этот вариант, обсудили со штабом, вечером я позвонил в Курск, а через день она уже ехала в Минск. Адаптация в новой команде заднего игрока — самый тяжелый и продолжительный процесс. Плюс ко всему Маша серьезной игровой практики в “Динамо” ведь не имела. Что такое выйти на две минуты? Человек перспективный, возраст — самый сок, только играй. Она молодец, старалась. Но времени на шлифовку взаимосвязей все равно потребовалось немало. Пожалуй, стабильно играть мы начали только к апрелю.
— Как Черемисина восприняла аренду в Минск? Все-таки приехала из клуба на тот период чемпиона Евролиги — звездных замашек в поведении не присутствовало?
— Нет. Абсолютно нормальный человек, работящий. Побольше бы таких было среди белорусок.
— И второй ваш легионер стал лауреатом сезона: Кай Афи Джеймс назвали сильнейшей центровой.
— Такого плана игрока, как Джеймс, мы искали два года. По тому, как работает Гаспер, видели, что ее можно вытаскивать из- под кольца. Вика разносторонний “большой”: может и под щитом задавить опекуна, и сыграть в подыгрыше, а неплохой бросок у нее всегда был. Ее игровой потенциал значительно расширился. Поэтому нужен был под кольцо “бульдозер”. Когда нам предложили Джеймс, прикинули, что может выйти толк. Хотя с трудом верилось, что подпишем ее за такие небольшие деньги. В своем университете Кай играла совсем мало. И у нас, когда приехала, больше двух минут не могла бегать по площадке без замены. А заканчивали сезон — уже отрабатывала по шесть с половиной минут. Капитально прибавила.
— Рассчитываете на Джеймс в следующем сезоне?
— Такое желание у нас есть.
— Ваша характеристика Гаспер подтверждается решением федерации вручить ей приз как самому ценному игроку чемпионата.
— В целом Вика выдала очень хороший сезон. До января вообще выглядела блестяще. Давненько у нее не было, чтобы так отпахала и в клубе, и в сборной, и нигде не выпадала. Рад за нее.
— В “Цмоках” много перспективных баскетболисток. Ощущается их прогресс?
— Петь дифирамбы молодым опасно — могут зазнаться. Серьезный прогресс возможен у Шевченко. Если Саша сама захочет понять, что надо высекать искры из глаз соперника и одноклубников на тренировках, а не плавать. Вот год в таком режиме отработает, тогда сразу будет виден прогресс. Лаппо тренируется здорово, физические данные такие, что можно ее двигать по позициям четвертого и третьего номеров. Но надо быть храбрее на площадке.
— Не хватает характера?
— Не знаю, чего ей не хватает. Бывает, все здорово сделает, а иногда руки дрожат. Объясняем каждый день: ты — “большая”, иди и вырви мяч на чужом щите, сделай один удар и буром пронесись под кольцом — тебя никто не сможет поймать. Упрись в защите — и гарантированно будешь играть. Вроде бы все просто, но не выполняет. В этом году у нас появилась Венская. Ей надо определяться с приоритетами. Это не значит, что не учиться. Учиться в любом случае надо, чтобы иметь в жизни страховку. Детство закончилось, сейчас переходный период — самый сложный. Надо понимать: время идет, и желательно его не упустить. В спорте можно попробовать себя только здесь и сейчас. Отложишь это на четыре года — и будет поздно. Если сегодня, образно говоря, ты мог бы ногой открыть перед собой дверь во взрослый баскетбол, то завтра будешь стучать в нее, а она закрыта — все места там уже заняты другими.
— Но, согласитесь, на равных соперничать с Гаспер, Джеймс, Муравской, Черемисиной молодым сложно.
— Вот с этой целью мы и собираемся в клубе создать вторую команду. Когда девчонки почувствуют ответственность за результат, станут прогрессировать быстрее. Одно дело отсидеться за спиной лидеров, и совсем другое, когда именно от тебя зависит, выиграет твоя команда очко или проиграет.
— Удивило, какой невнятный сезон провела в “Цмоках” Ксения Малашко, которую Анатолий Буяльский в свое время заиграл в национальной сборной.
— Ей тоже надо определиться, что важно, а что нет. Приехала доучиваться — пожалуйста. Но если хочешь играть, надо усердно тренироваться. Иначе толку не будет ни в Беларуси, ни в Америке, куда она собирается на учебу.
— В прошедшем сезоне в Балтийской лиге выступили всего четыре команды. Чересчур скромно…
— Это была агония, лига, судя по всему, тихо умирает. Может, останется только предсезонный Кубок Балтлиги или что-то еще.
— В таком случае в Еврокубок “Цмокi” не намерены возвращаться?
— Обсуждаем это с клубным руководством. Есть много нюансов, от нас не зависящих. В Восточно-европейской лиге мы несем меньшие расходы, хотя имеем большее количество игр. Если заявимся в Еврокубок, то наверняка придется начинать с квалификации, и неизвестно, на кого там попадем. Что в свое время отпугнуло от этого турнира? Постоянно нас определяли в группу, где две российские и турецкая команда, или две турецкие и российская. А это заведомо губительный вариант. Поставь туда хоть венгров, хоть поляков — однозначно будут последними. Потому как по бюджетам с ними тягаться невозможно. Так что надо все хорошенько взвесить.
— Перед плей-офф внутреннего чемпионата у “драконов” выдалась значительная пауза, которую, помнится, вы поминали недобрым словом.
— А как иначе?! Тот, кто не был спортсменом, вряд ли поймет, как трудно в конце сезона две недели только тренироваться, не имея игр, а тренеру заставить баскетболисток, потому как грядут самые важные матчи. Такая пауза — полнейшее безобразие. Вообще, сезон получился сильно растянутым. То же количество игр вполне можно было вместить в меньшие сроки. Ладно, простой в октябре почти на месяц: сборная — это святое. Но почти столько же перед плей-офф — это перебор. То проводим по двадцать игр за месяц с хвостиком, то шесть за тот же период. Календарь абсолютно неритмичный.
— Несмотря на сложности подготовки, финальный раунд с “Горизонтом” вы выиграли “насухо”. Все, что готовили, удалось реализовать?
— Не все, но многое. “Горизонт” играет за счет броска. Вариантов зацепиться с нашими “большими” у него просто не существовало. Поэтому главное было — перекрыть бросок. Под это все и подстраивалось в защите — тогда шансы противника становились мизерными.
— Какой из матчей выдался самым сложным?
— Пожалуй, третий. Последний шаг всегда дается тяжелее всего.
— Довольны тем, как сработал ваш тренерский штаб?
— Второй сезон отработали на крепкий кол.
— ?
— Ха, в устах моего учителя Семена Львовича Халипского, светлая ему память, это была наивысшая оценка.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь