Межсезонье. Размытые контуры, туманные перспективы
Контуры тренерского штаба размыты, в женской команде фактически нет в наличии основного состава (хотя на бумаге он аттестован), а в публичное поле поступает информация о предстоящем завозе в страну очередной партии россиян для последующей натурализации.
Одна за всех
Ситуация и вправду тревожная. Несмотря на то что в официальные списки на новый сезон включены и Дарья Домрачева, и Надежда Скардино, нет никаких гарантий, что этот самый сезон лидеры национальной команды вообще отработают на лыжне и стрельбище. По крайней мере заявлений о продолжении карьеры от опытнейших олимпийских чемпионок до сих пор не поступало.
Изначально Дарья и Надежда были готовы определиться с будущим к первым числам мая, что вполне логично. Вот уже Кайса Мякяряйнен сообщает, что по- прежнему в деле, за ней Анастасия Кузьмина информирует о нежелании покидать биатлон побежденной и о начале подготовки к сезону. Двукратная чемпионка Пхенчхана Лаура Дальмайер вовсю постит фото с кардио- тренировок на велотренажере, намекая на продолжение банкета. Даже Юлия Джима после скандалов и раздраев в украинской команде вдруг передумала завершать карьеру. И только от ведущих белорусок нет никакой информации касательно биатлона. Из последнего, что есть: Скардино запечатлена на греческом острове Крит в компании тренирующейся там… сборной Швейцарии.
Так и выходит, что если у мужчин на установочном сборе в Раубичах была полна коробочка, то у женщин из основного состава прошлого сезона тренируется лишь Ирина Кривко. У которой, кстати, была весьма веская причина отсутствовать — бракосочетание, медовый месяц и все такое. Однако Ира приехала, чуть отдалив ситуацию от абсурда, когда участвовать в сборе было бы просто некому.
Некому — потому что Динара Алимбекова сейчас на реабилитации после операции на левом плече (застарелая травма потребовала хирургического вмешательства). Дарья Домрачева и Надежда Скардино на паузе, Надежда Писарева и, по данным “ПБ”, Дарья Юркевич карьеры завершили. Анастасия Киннунен в числе кандидаток тренерским штабом не рассматривалась, Кристина Ильченко на основу не тянет, Анастасия Ануфриева к взрослым разборкам еще не готова. Остается разве что Анна Сола, которую в список включили, но перспективы ее возвращения в большой биатлон после грандиозного спада минувших сезонов — под огромным вопросом.
Страсти по Владимиру
Получается, что стоит только Домрачевой и Скардино объявить о завершении карьеры, как наши перспективы в традиционно важном виде спорта резко устремятся к плинтусу. По идее это должны понимать непосредственные руководители биатлона, вот только их планы, похоже, препятствуют положительному решению олимпийских чемпионок.
Не нужно обладать даром прорицателя, чтобы понять: Дарью и Надежду не устраивают задуманные пертурбации в тренерском штабе. В частности — анонсированный приход в команду Владимира Королькевича и отказ от сотрудничества на постоянной основе с Альфредом Эдером. Впрочем, не исключено, что уход австрийца связан не столько с решением белорусской стороны, сколько с возможным возвращением в сборную Королькевича, как это уже было в сезоне- 2015/16.
Но инициаторы приглашения Владимира Борисовича будто сознательно пошли на обострение, продвигая эту кандидатуру. Ему прочат роль консультанта мужской команды Беларуси, где старшим тренером будет Олег Рыженков. Его приглашение можно только приветствовать — негоже, чтобы такая заметная фигура закисала в работе с резервом сборной Литвы. Но Королькевич — совсем другое дело.
Репутация у этого специалиста в биатлонном мире весьма неоднозначная, особенно после допинговых проколов работавших под его началом россиянок Екатерины Юрьевой, Ирины Старых и Ольги Вилухиной. Королькевич тогда лишился европейской лицензии, на что два года назад обращала внимание Скардино. Его сезон- 2015/16 оказался единственным в белорусской команде, которая, по большому счету, не приняла нового наставника. Особенно радикальным вышло противостояние с женской командой.
Домрачева сразу самоустранилась от сотрудничества — Даше это стоило недорого, поскольку, переболев мононуклеозом, она еще в августе приняла решение пропустить сезон. Скардино же какое-то время поработала под эгидой Королькевича, после чего жестко и по собственной инициативе высказала на страницах “ПБ” все, что думает по этому поводу. В частности, из монолога мы тогда узнали, что тренер называл белорусских сборников непрофессионалами, а персонал — обслугой. И, что главное, никаким пиком формы на чемпионате мира в Холменколлене у команды не пахло. В итоге противостояние достигло такого градуса, что дилемму “или мы, или он” в экстренном порядке решили в пользу спортсменок, а Королькевич не получил предложения продлить контракт.
И что же — после всего произошедшего, рискуя наступить на старые грабли и вызвать новую негативную реакцию со стороны команды, мы готовы вернуть Владимира Борисовича?
Постойте, скажет читатель, но с какой стати та же Скардино должна переживать по этому поводу? Ведь Королькевича зовут в мужскую команду, а не в женскую! Все просто. Ранее этого специалиста также приглашали консультантом мужской сборной, но по факту он больше времени уделял женской.
Судя по всему, возвращение тренера к истокам (Королькевич родился в Минске в 1952 году) готовилось давно, по крайней мере сразу по окончании олимпийского сезона. В информационное пространство тема попала в начале апреля. Тогда состоялось заседание тренерского совета Белорусской федерации биатлона, наметившее контуры будущего сезона. Предполагалось, что наряду с приходом Рыженкова будет возвращен и Королькевич, причем функции старшего тренера будут возложены на Олега Владимировича.
В женской же команде должность рулевого закреплялась за Федором Свободой, при этом его решили отправить в автономное плавание — уже без опеки и партнерства со стороны Альфреда Эдера. Мол, белорусский тренер после многолетнего сотрудничества с опытным австрийцем созрел для самостоятельной работы. Помощника Свободе должны были подобрать из своих: по сведениям “ПБ”, переговоры велись с тренером-преподавателем могилевского УОРа Олегом Перепечкиным.
Промахи в тумане
Все изложенное можно считать предысторией, поскольку время идет, а официально Королькевич до сих пор в белорусский биатлон не вернулся. Например, его фамилии не оказалось среди тех, что рассматривались в Минспорта еще 18 мая. Тогда специальная комиссия одобрила кандидатуры Юрия Альберса (главный тренер), Олега Рыженкова (старший тренер мужской команды) и Федора Свободы (старший тренер женской команды). Фигура же Королькевича, как потом оказалось, на заседании даже не называлась. Правда, спортивное ведомство сделало важное уточнение: федерация биатлона вправе привлечь Владимира Борисовича своим решением и за собственные средства в роли консультанта.
Состоялось ли такое решение, пока неизвестно. Сайт БФБ на сей счет молчит не первый день, что в общем-то неудивительно. Журналистам снова приходится по крупицам вылавливать информацию из разного рода источников. Так было и в случае с Рыженковым — сведения об участии Олега Владимировича в первом установочном сборе мужской сборной в Раубичах репортеры получили не из ленты новостей портала федерации, а из фотоотчета Ольги Назаровой. По счастью, белорусский наставник попал в кадр.
Аналогичная ситуация и с Королькевичем. Официальной информации нет, неофициальная же свидетельствует: в паре с Рыженковым на втором мужском сборе работает Владимир Борисович.
Один к одному
Кстати сказать, неясности вокруг Королькевича хватало не только в белорусской команде. В олимпийский сезон он точно так же приходил и в российскую — в сплошной завесе тумана. Еще в апреле 2017-го сказал: мол, буду рад вернуться в сборную России. Как писал “Спорт- экспресс”, у него даже состоялась встреча с тогдашним президентом СБР Александром Кравцовым, и стороны якобы обо всем договорились. Но время шло, а официального утверждения наставника в роли тренера российской сборной не происходило. В какой-то момент он даже занервничал: как так никто на связь не выходит.
И вдруг на официальном сайте СБР появилось коллективное фото со сбора “националки”, на которой присутствовал Владимир Борисович. Журналисты сразу к Кравцову — тот на попятную: “Он не является тренером сборной. Будет ли включен в тренерский штаб? Нам сначала надо довести до конца все основные вопросы”.
Королькевича поначалу не было в утвержденных Министерством спорта списках сборной России на олимпийский сезон. То есть он везде с командой присутствовал, но в официальных бумагах не значился. И лишь осенью пресс-служба СБР прояснила ситуацию: Королькевич не является тренером женской сборной, он — консультант. По итогам провального для России олимпийского сезона “СЭ” весьма емко выразился о работе белорусского наставника: “Роль Королькевича в команде была непонятна, наверное, даже ему самому. Вроде он есть, а вроде и нет. Вроде за что-то отвечает, а вроде и нет”. Ситуация ничего вам не напоминает?
Гости, гости, гости…
А может, причина столь упорного желания вернуть Королькевича в сборную Беларуси вовсе не его тренерские таланты, а совсем другие умения? Не случайно ведь вместе со слухами о втором пришествии тренера появились данные о том, каким образом белорусский биатлон на фоне давно назревшего кадрового дефицита собирается прикрыть очевидный провал в работе с резервом. По имевшейся информации, нашу женскую команду ожидало внушительное пополнение российскими спортсменками. Переговоры будто бы велись и ведутся примерно с десятком биатлонисток, включая представительницу “запаленного” списка. И как раз в подобных контактах важную роль может сыграть Королькевич, который некогда поспособствовал приглашению в Беларусь Сергея Бочарникова, Марии Панфиловой и Кристины Ильченко.
К слову, с родины последней, из Лабытнанги, что в Ямало-Ненецком автономном округе, прибыла в Раубичи 27-летняя Лариса Куклина. До этого уже прошла информация, что под Минском тренируются несколько российских биатлонисток, которые рассматривают вариант смены спортивного гражданства на белорусское. А Куклина просто оказалась первой, кого расшифровали представители СМИ, в частности — интернет-ресурс “Чемпионат”. Примечательно, что в 2014 году спортсменка тренировалась именно у Владимира Королькевича.
Впрочем, пока Лариса опровергает свой переход под белорусский флаг. Но это вполне объяснимо. Еще не время раскрывать карты — в биатлонной России сейчас жизнь бурлит. Причина на поверхности — избрание нового главы СБР в лице хорошо нам известного Владимира Драчева. Составляются новые тренерские списки и ростеры сборников… Все в ожидании — кого же привлекут к централизованной подготовке в преддверии грядущего сезона? Можно не сомневаться, что предметные переговоры с белорусской стороной возможны лишь в отношении тех, кто в стране-соседке окажется за бортом.
Следует добавить, что и в Минске намерение подпитаться кадрами с востока мягко отрицают. “ПБ” обратился в пресс-службу БФБ с “легионерским” вопросом и получил лаконичный ответ: “Иностранных спортсменов, тренирующихся в белорусской команде, в Раубичах нет”. Чуть более многословным в интервью “Советской Белоруссии” был Рыженков: “Целенаправленного массового приглашения россиян точно не предполагается. Но если появится очень сильный спортсмен мирового класса, который захочет защищать цвета белорусской команды, то почему бы и нет?” В общем, интрига и здесь сохраняется.
Уход на разворот
И наконец. С тренерским штабом женской белорусской сборной тоже все не так просто. Крутой поворот здесь неожиданно совершил Федор Свобода. Как рассказал БелаПАНу пресс-секретарь Минспорта Владимир Нестерович, от предложенной должности старшего тренера Федор Анатольевич отказался, согласившись лишь на роль второго номера. Если не вдаваться в детали, это решение может показаться в высшей степени странным и нелогичным. Во-первых, Свобода уже бывал старшим тренером, причем в самый важный для команды олимпийский сезон. И тогда в период максимального напряжения всех сил ответственность его почему-то не пугала. Во-вторых, фамилия Свобода была озвучена еще на апрельском тренерском совете в присутствии самого кандидата — она была одобрена федерацией и никаких самоотводов собравшиеся тогда не услышали. Так что же изменилось за прошедший месяц? Может, наставник, гораздо лучше нас всех информированный о делах коллектива, узнал нечто новое, что делает невозможным его пребывание на знакомой уже должности? Или все дело в отсутствии рядом привычного партнера-консультанта Альфреда Эдера? Как знать…
Конечно, в скором времени туман развеется и мы все узнаем. Но пока Дарья Домрачева и Надежда Скардино молчат — и, возможно, в этом есть добрый знак. В конце концов, будь дело совсем плохо, чемпионки давно объявили бы об отказе продолжать карьеры. Они этого не делают — а значит, надеются, что все образуется.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь