Финляндия — Беларусь. ТМ. Вокруг матча. Видишь счастье? А оно есть!
Затем мне показали, где стоят швабра и пылесос. Затем — с десяток стандартных пунктов.
Через полчаса перезвонила хозяйка. Для начала она спросила, нашел ли я щетку для обуви, затем еще что-то в том же духе. Пришлось сказать, что мой английский совсем плох, но вообще квартира отличная, все в порядке, спасибо за гостеприимство, кругом позитив. Так делал экс- рулевой сборной Беларуси Бернд Штанге, когда вопрос был ему крайне невыгоден.
От моей квартиры до стадиона “Ратина” было примерно два с половиной километра пешком, практически по прямой. Этого расстояния хватило, чтобы сделать вывод: хозяйка заботилась не о сохранности квартиры, она заботилась обо мне. Если вы считаете, что в Минске чистые улицы, то вы не были в Тампере. Приезжайте и убедитесь: у всякого подъезда вас встретит конструкция из трех щеток для обуви, метла с суровой щетиной и мусорное ведро. У каждой входной двери со стороны улицы — щетка для одежды и мягкий веник. Судя по всему, в Тампере не знают, что такое прихожая — здесь это бесполезная площадь. Есть версия, что местные даже по улицам не ходят — не потому, чтобы не испачкать обувь, а дабы не повредить тротуар. Причем автомобильного движения это тоже касается.
Бог весть, как они концентрируются на фестивальных площадках, в барах и клубах, где яблоку негде упасть. Как они вообще попадают в центр города, где жизнь идет, но как-то у них это получается. То ли на велосипедах, то ли на такси, то ли в Тампере все в пешей доступности.
В этом месте необходимы важные пояснения. Во-первых, речь о втором по количеству населения городе Финляндии — не мегаполис, но и далеко не деревня. Во-вторых, на выходных в Тампере проходил грандиозный фестиваль тяжелой музыки, поэтому весь номерной фонд города оказался востребован. На популярном ресурсе по бронированию жилья оставались лишь мажорные номера в фешенебельных гостиницах да пару мест в хостеле — в комнатах на 30 квадратов с шестнадцатью койками в два этажа.
По этой причине белорусская группа поддержки из пяти человек, приехавшая из Минска на автомобиле, ночь перед матчем провела в ста километрах от Тампере. В самом городе мы встретились там, где могли встретиться только рожденные в СССР — в музее Ленина. Того, который Владимир Ильич. Он был здесь в эмиграции и, как считают финны, сказал несколько важных для них фраз. На памятной табличке у входа в музей значится, что вождь мирового пролетариата выразил “сочувствие воле нашего народа к независимости”. Нашего, то есть финского.
Что было, то было: когда пала российская империя, Финляндия, “как завещал великий Ленин”, действительно получила независимость, пусть и относительную. В любом случае сегодня это не часть России и не территория Швеции, как могло бы быть. Если верить свежему докладу ООН, Суоми — страна, занимающая первое место во всемирном рейтинге счастья. При этом Тампере, уже по мнению самих жителей Финляндии, — самый удобный город на ее территории.
А музей Ленина, конечно, не без иронии. Особенно в части экспозиции из эпохи социализма. Здесь можно поиграть в черно-белый тетрис, послушать пластинку фирмы “Мелодия”, на которой четыре самые популярные песни конца 90-х. Юра Шатунов, Жанна Агузарова, Алла Пугачева, но есть и Борис Борисович со своим “Поездом в огне”.
…На прощание с городом сборной Беларуси подали пустой аэропорт — в полдень выходного дня, то есть в горячее для перелетов время. Единственный терминал, отсутствие магазинов и кафе, билеты, выписываемые от руки. Следующий после нашего рейс планировался лишь через два часа — на Хельсинки, куда 170 километров по хорошей автодороге. Какое оно финское счастье — вопрос, на который за два дня не ответить.
Но оно, конечно, есть…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь