Вадим Скрипченко. Увольнение Дулуба логике не поддается
Мы предвкушаем битву титанов с именитым экс-игроком БАТЭ и горняков Вадимом СКРИПЧЕНКО. А заодно касаемся злободневной темы: 31 мая наш наставник покинул пост главного тренера российского “Анжи” из Махачкалы вдогонку вылету клуба из премьер-лиги.
— Чем занимаетесь в творческом отпуске?
— Сейчас появилось больше свободного времени. Провожу его с семьей. Можно спокойно смотреть чемпионат мира. Для меня это учебный материал, теоретическое пособие. Разные сборные, тренеры высокого уровня, тактические нюансы, реализация плана на игру. В общем, хорошая возможность увидеть, что за четыре года изменилось в мировом футболе.
— Главное впечатление первого круга?
— Очень высок процент реализации “стандартов” — и их розыгрышей, и прямых ударов со штрафных. Впрочем, они имеют огромное значение уже далеко не первый год. Сейчас это один из основных факторов в достижении результата.
— Вы, кажется, следите и за чемпионатом Беларуси?
— Выбирался на два матча с участием брестского “Динамо”. Было интересно посмотреть за игрой этой команды. Пока работал в России, клуб стал позиционировать себя способным побороться за чемпионство. Но уже растерял много очков, и выиграть золото будет крайне трудно.
— У нас в прицеле поединок БАТЭ и “Шахтера”. Собираетесь смотреть?
— Обязательно. БАТЭ, как обычно, на первом месте. А “Шахтер” после неудачного старта и смены тренера набрал хороший ход. Недавно прочитал слова директора клуба Андрея Леончика, сказавшего, что предстоящий матч — момент истины. В общем-то так и есть. В случае поражения отставание от лидера составит уже не семь, а десять очков. Разница — огромная. Тем более зная, как БАТЭ выступает на протяжении всего турнирного пути. Поэтому, пожалуй, только победа оставит “Шахтеру” шансы на чемпионство. Главное, чтобы на команду это не давило. Не выиграет — медали как обычно все равно никуда не уйдут. А чтобы сделать шаг вперед, преодолеть барьер, все эти годы чего-то не хватает. Так что против БАТЭ, конечно, нужно сыграть открыто, смело и раскованно. Только благодаря спортивной дерзости можно взять верх — и остаться в гонке за золото. Действовать без психологического груза, с позиции силы, с верой в способность победить в Борисове — вот это хотелось бы увидеть со стороны “Шахтера”. Есть и общее пожелание участникам встречи. Они ведь тоже смотрят чемпионат мира. Так пускай зарядятся энергетикой мундиаля и покажут хороший, классный, зрелищный, бескомпромиссный, интересный футбол. Этому способствует все — и “Борисов-Арена”, и болельщики, и наши ведущие команды. Все-таки в чемпионате Беларуси не так много топ-матчей, которые можно посмотреть с удовольствием.
— С Сергеем Ташуевым знакомы? Он ведь тоже тренировал и “Кубань”, и “Анжи”?
— Лично — нет. Пересекались всего раз — на кипрском сборе в контрольном матче моего “Урала” и его “Кубани”.
— Олег Дулуб недавно покинул БАТЭ. Сильно удивились?
— Да. На мой взгляд, увольнение тренера логике не поддается. Он одержал в чемпионате восемь побед. Да, потом были ничья и поражение. Правда, команда осталась на первом месте. А Дулуб уволен. Но здесь, конечно, надо учитывать, что я сужу со стороны и всех подробностей не знаю. Может, ему не простили поражений в Суперкубке и финале Кубка.
— Тоже громкая новость: Юрий Вергейчик с недавних пор генеральный секретарь в Доме футбола.
— У меня “Шахтер”, каким мы его знаем, ассоциируется как раз с именем Юрия Васильевича. Сформировавшийся стиль игры команды, золото в 2005-м как апогей подъема, удержание на высоких местах до сих пор. В Беларуси он как тренер добился всего. Требовался новый вызов — возможно, в более сильном чемпионате. Но со временем Вергейчик перебрался в “Шахтере” на руководящую должность директора клуба. А сейчас пошел на повышение в федерацию. Человек с таким послужным списком и опытом, в том числе административным, — шаг вперед для нашего футбола. Юрий Васильевич готов ему служить и сделать все от него зависящее, а это подкупает. Хочу пожелать, чтобы все задуманное осуществилось.
— Давайте о вашей работе с “Анжи”. Дебют в команде — и сразу 0:6 в Казани…
— Я принял ее после неудачного старта — три очка в шести турах. Первое, что делает тренер в таких случаях, — пробует поднять психологический тонус. Плюс необходимо определить оптимальный состав на предстоящий матч. Однако организация игры соперника, индивидуальное мастерство его футболистов оказались несравнимы с тем, что были готовы предложить ему мы. Все же знают, что команды Курбана Бердыева как раз и отличает высокая организация. А здесь еще и нужно понимать, что на подготовку к матчу было всего три дня. Может, 0:6 и не заслуживали. Но даже на ничью рассчитывать не приходилось.
— Перенесли тот удар философски?
— Более того, он оказался полезен. Нас оглушили. Мы с ходу осознали, что находимся в плохом положении. Все сплотились. Я понял, что команду нужно поднимать на другой функциональный уровень. Пришлось подтягивать физические кондиции. По сути, после того поражения от “Рубина” стали тренироваться, как в предсезонке. Аэробная работа, силовая. В некоторых микроциклах случались и двухразовые занятия. И результаты пошли вверх — начали потихоньку набирать очки. Команда стала совсем другой.
— Какой “Анжи” настоящий? Осенью на последних минутах упускавший победы над “Спартаком” и “Зенитом”? Или завершивший чемпионат шестью поражениями?
— Не стал бы так разделять. Под моим руководством это была одна и та же команда. Но осенью требовалось выкарабкиваться, не отстать от группы конкурентов в борьбе за выживание. И до зимнего перерыва эту задачу мы решили. Чтобы в весенней части чемпионата рассчитывать на нечто большее, требовались победы. А одержали, увы, всего одну, но важнейшую — над “Тосно”. Мы ведь набрали в итоге с этой командой поровну очков, а прямого вылета избежали как раз благодаря тому выигрышу. Не случись его — возможно, не было бы даже переходных матчей с “Енисеем”.
— Почему в первом поединке в Красноярске уступили 0:3?
— Сработали неправильно во всех отношениях. Стратегически поставил перед командой неверную задачу. Посчитали, что мы способны играть против “Енисея” первым номером. Но нужно было учитывать все внешние факторы. А это и долгий перелет в Красноярск, куда через Москву добирались в общей сложности почти восемь часов. И немалая разница во времени. И непривычное для нас поле в манеже, где проходил матч. В общем, следовало понимать, что не сможем быть в оптимальном состоянии. И, исходя из этого, выбрать более закрытый вариант игры. Иначе говоря, действовать плотно, организованно, в контратакующей манере. Сейчас, конечно, выбрал бы другой план на ту встречу. Но жить прошлым нельзя. Это большой опыт и подспорье для дальнейшего тренерского прогресса. Если в карьере снова окажусь в такой ситуации, наверняка поступлю иначе. А так… В ответном матче с “Енисеем” забили столько, сколько требовалось — и даже больше. Но нельзя было пропускать. А победили 4:3.
— Специфика работы в Дагестане — с учетом особенностей региона?
— Никаких проблем. Разве что нужно было проявлять толерантность в смысле того, что местный народ — мусульмане. В том числе и некоторые наши игроки. Их веру нужно уважать, а она, как известно, предполагает молитвы несколько раз в день. Порой ради этого приходилось переносить тренировки. Ненадолго — минут на пятнадцать. Но и это, по большому счету, не трудности. В целом же вполне доброжелательные люди, готовые выполнять все твои требования. А что касается руководства клуба — и его президента Османа Кадиева, и спортивного и генерального директоров, то все они были постоянно рядом с нами в Каспийске. Все процессы, проходившие в команде, держали под контролем. Так что, опять-таки, никаких проблем.
— Дагестан — это уже спокойный регион?
— Вполне. Да, иногда звучали новости о происшествиях. Но столкнуться ни с чем таким не довелось. Лишь один инцидент вспоминается. Какой-то безумец в Кизляре в православной церкви расстрелял людей.
— В Жодино на острие атаки выступает Павел Долгов — россиянин, взятый в аренду у вашего “Анжи” в разгар сезона. Почему его отпустили?
— Паша мощный нападающий. Габаритный, действующий в силовом стиле. Хорош на “втором этаже”. До прихода к нам выступал в ФНЛ — в “Зените”-2. Несколько раз выходил на замену в основе “Зенита”, когда ее возглавлял Андре Виллаш-Боаш. Оказавшись в “Анжи”, проиграл конкуренцию аргентинцу Лескано — лучшему бомбардиру команды. Теперь ему нужно проявить себя в Жодино. Если он амбициозный парень, хочет вернуться в премьер-лигу, быть там на виду и доказать свою состоятельность, то ему нужно стремиться к тому, чтобы забить в чемпионате Беларуси как минимум десять-двенадцать мячей.
— В “Анжи” у вас играл вратарь Александр Будаков. Не смущало его темное прошлое — участие в договорном матче в составе “Ислочи”?
— Честно говоря, до прихода в Махачкалу не был с ним знаком. И только потом узнал, что он выступал в чемпионате Беларуси — и его фамилия фигурирует в скандальном деле. Но, знаете, это не смущало. Совсем другая команда. И другие задачи. Мы эту тему даже не обсуждали. А что касается Будакова, то он конкурировал за место в составе с Лорией, которого арендовали у “Крыльев”. Саша сыграл меньше. К сожалению, в переходных матчах с “Енисеем” нам его очень не хватало. В Красноярске рано получил травму — заменили его уже на 12-й минуте. Так что фактически обе те встречи в воротах провел Владимир Сугробов. У 21-летнего голкипера это были первые матчи в основе.
— Ваши команды — в прошлом году еще и “Крылья Советов” — покинули премьер-лигу второй сезон подряд. Серьезный удар по репутации?
— Дорогу осилит идущий. Для меня это не отрицательный момент. Прекрасно понимаю, что за три года работы в России в качестве главного тренера приобрел огромный опыт. Стал более сильным по сравнению с периодом занятости в Беларуси. Испытал накал больших матчей с ведущими клубами премьер-лиги. Конечно, имеется негатив в смысле спортивного результата. Но тренерская работа — далеко не только это. Сейчас я уверен в себе. И знаю, что следующий шаг будет только вперед.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь