ЧМ-2018. Вячеслав Колосков. Телячьего восторга по поводу выхода сборной России в плей-офф не испытываю
С 1979 по 2005 год Вячеслав Иванович руководил советским, а затем российским футболом, на протяжении 16 лет занимал пост вице-президента ФИФА. Он еще в 80-х боролся за то, чтобы чемпионат мира прошел в СССР. Он же, уже после выхода на заслуженный отдых, в статусе почетного президента РФС приложил усилия и к победе российской заявки на ЧМ-2018. И вот праздник пришел на поля наших восточных соседей, а 77-летний функционер по-прежнему принимает активное участие в футбольной жизни своей страны. После выхода команды-хозяйки в плей-офф Вячеслав Иванович согласился уделить полчаса беседе с корреспондентом “ПБ”.
— Российская команда впервые вышла в плей-офф чемпионата мира. Есть чувство, что произошло историческое событие?
— Для меня все-таки это достижение не является чем-то из ряда вон выходящим. Я на своем веку многое повидал, это мой десятый Кубок мира. Да, радостно, но сказать, что испытываю сейчас какой-то телячий восторг, не могу. Есть просто чувство удовлетворенности от того, что команда выполнила задачу-минимум и вышла из группы. Я человек опытный, трезво оцениваю ситуацию и понимаю, с кем мы играли. Ни сборная Египта, ни тем более команда Саудовской Аравии не представляют собой сколь-нибудь грозной силы. Во всех интервью утверждал, что россияне выйдут из группы, скорее всего, с первого места. Так что сейчас я просто удовлетворен. Конечно, разделяю радость футбольных болельщиков, но эйфории и близко нет.
— Сборную России и, в частности, ее главного тренера Станислава Черчесова много критиковали перед турниром.
— И делали это заслуженно. За два года тренерский штаб так и не смог определить стартовый состав. Уже фактически по ходу чемпионата появляется схема с четырьмя защитниками, в обойму добавляется Газинский, который раньше вообще почти не вызывался в сборную, а в итоге забил первый мяч турнира. Качество игры? Оно хорошее, однако я видел и более высокое — взять тот же чемпионат Европы десятилетней давности. Так что критика была справедливой. Возможно, она подействовала. И в итоге хорошо, что все так сложилось.
— После победы над аравийцами не было опасений, что сборную сейчас перехвалят?
— Конечно, было, но в то же время понимал, что игроки и тренеры профессионалы. Они отдавали себе отчет, какого соперника победили. Судя по той игре, любая команда нашего второго дивизиона сильнее азиатской сборной. Так что если в расположении нашей дружины и имела место какая-то эйфория, уверен, она быстро прошла.
— Показалось, что перед поединком с египтянами в российских масс-медиа практически все внимание уделялось Мохамеду Салаху, а не российской команде.
— И правильно. Во-первых, это подогревало интерес к матчу. Не случайно на стадионе в Санкт- Петербурге в итоге был установлен рекорд посещаемости — зрители в том числе пришли на нападающего “Ливерпуля”. Во-вторых, это на самом деле феноменальный футболист, который определяет лицо сборной Египта. Выбыв на три недели из-за травмы из тренировочного процесса — вряд ли ведь он ее залечил до конца, — тем не менее Салах вышел на поле и выделялся на нем. Так что все внимание и комплименты ему совершенно справедливы.
— Насколько, по-вашему, реально побороться за первое место в группе в игре с уругвайцами?
— Пожалуй, это будет испытание, которое даст настоящую оценку состоянию российской команды — оселок, который позволит определить уровень ее притязаний и ответит на вопрос, способна ли она пройти в плей-офф дальше первой стадии.
— Несколько вопросов по составу: с чем может быть связано столь разное выступление форвардов Дзюбы и Смолова?
— Подобные вопросы лучше адресовать тренерскому штабу. Да, было видно, что Смолов не готов ни физически, ни психологически. Почему — большой вопрос. Однако хорошо, что Черчесов вовремя это уловил, и уже во второй игре в стартовом составе вышел Дзюба.
— Игра Черышева для вас откровение?
— Признаться, да. Все последние годы он ничем себя не проявлял, в составе сборной появлялся эпизодически, был постоянно травмирован. Разве что изредка выходил на замену. Однако, видимо, наконец нашел себя. Судя по всему, Денис подошел к турниру в оптимальном состоянии. Все необходимые качества у него есть: и хорошая скорость, и футбольное мышление. Дай бог все будет хорошо со здоровьем, и Черышев продолжит прогрессировать.
— Распространенно мнение, что лидер нынешней сборной России — Головин. Согласны?
— Вокруг него создан ажиотаж, однако Александр может играть куда сильнее, нежели в этих двух матчах. Головин — игрок незаурядный, пока выразимся так. Интерес “Ювентуса” и “Челси” не случаен, однако внимание к себе он заслужил отнюдь не выступлениями во встречах с аравийцами и египтянами. Там Саша, помимо огромной работоспособности, к сожалению, больше ничего не продемонстрировал.
— В плей-офф российская команда, скорее всего, встретится либо с испанцами, либо с португальцами. Незавидная перспектива?
— Это было понятно сразу после жеребьевки. Уже тогда начали гадать, выбирать, на кого лучше попасть. Большинство предпочитают португальцев, и это, наверное, справедливо. К примеру, против марокканцев они сыграли не так мощно и вовсе не выглядели соперником, которого нельзя обыграть. Конечно, в любом случае это совершенно иной уровень, нежели у команд, против которых мы уже играли. И по классу исполнителей, и по уровню индивидуального мастерства, и в плане коллективных взаимодействий сборная Португалии — элитный коллектив. Ну и, разумеется, одно наличие Криштиану Роналду чего стоит. Испанцы продемонстрировали отличный футбол в очной встрече с португальцами. Они тоже, безусловно, хороши. Однако в то же время пока не увидел той команды, которая господствовала в мировом футболе лет десять назад.
— Тем не менее на прошлом чемпионате Европы португальцы также не впечатляли игрой, однако выиграли трофей.
— Действительно это так. Похоже, они и дальше идут этим путем, видя, что такая тактика работает. Забить гол, коллективно его отстоять до финального свистка — и тихой сапой двигаться дальше.
— В России сейчас всеобщая футбольная радость. Однако, исходя из раскладов, есть риск, что она в ближайшую неделю сменится совсем другими эмоциями…
— Все может быть, однако пока еще рано рассуждать на этот счет. Сейчас нужно просто порадоваться вместе с болельщиками. Дождемся риска — будем о чем-то говорить. А заранее ставить перспективы своей сборной под сомнение я не хочу.
— Кто вас больше всего впечатлил на этом чемпионате в других группах?
— Считаю, после первого тура рано делать какие-либо выводы. Это вообще не показатель. И немцы, и бразильцы, и аргентинцы сыграли невыразительно, однако это команды с огромным потенциалом, и, уверен, во втором и третьем турах, и затем в плей- офф они его раскроют.
— А в чем, по-вашему, причина подобной невыразительности?
— Если говорить о матче немцев против сборной Мексики — а я поражение чемпионов мира видел вживую, — их обыграли совершенно по делу. Почему так случилось — хороший вопрос к Йоахиму Леву и его тренерскому штабу. Особенно о выступлении его команды в первом тайме. Она играла в ритме вальса-бостона, неспешно, вальяжно, за что и поплатилась. Впрочем, уверен, тренеры примут все необходимые меры, и уже ко второму туру вся эта вальяжность пройдет.
Что касается бразильцев, то с ними та же история. Иногда такое случается с грандами — они выходят покрасоваться. То же самое и с латиноамериканцами: они забили, а потом слишком расслабились, фактически прекратили играть. В итоге пришлось в муках сначала отстаивать минимальное преимущество, а после пропущенного гола пытаться снова вернуть себе превосходство.
— Возможно, есть на этом форуме футболисты, за которыми следите особенно пристально?
— Оригинальным здесь не буду — больше всего в современном футболе импонирует игра Месси и Криштиану Роналду. И приятно, что они выступают на российских полях. У аргентинца в первом туре мало что получилось, португалец же провел его феноменально, однако во второй встрече, забив в дебюте гол, затем практически полностью ушел в тень до финального свистка. Что до других игроков — да я и не знаю больше особенно никого.
— В каком режиме вы следите за чемпионатом?
— Все игры, которые проходят в Москве, смотрю на стадионах. Пока пропустил лишь одну — как раз встречу Португалии и Марокко. Остальные — по телевизору.
— Есть ли у вас какой-либо контакт с российской сборной — с игроками или штабом?
— Нет. Разумеется, я постоянно общаюсь с первым вице-президентом РФС Никитой Симоняном и другими руководителями федерации, но не более того.
— Опустим выступления сборной России, но сам факт того, что мировой форум наконец проходит в вашей стране, наверняка особый повод для гордости.
— Да, это именно гордость! Тем более я к этому причастен. Все-таки на протяжении двух лет отработал в заявочном комитете. И когда 2 декабря 2010 года в Цюрихе исполком ФИФА выбрал местом проведения чемпионата Россию, это было нечто потрясающее. Это чувство гордости не проходит с тех пор. Сейчас, правда, все уже улеглось, турнир идет в рабочем режиме. Осталось лишь ощущение удовлетворенности от проделанной работы.
— В предыдущие годы у Советского Союза ведь также была возможность провести чемпионат мира при вашем участии?
— Всего один раз. Речь шла о чемпионате мира 1990 года, мы боролись за право принять мундиаль с итальянцами. Но то, что советская сторона бойкотировала Олимпийские игры в Лос-Анджелесе, обнулило наши шансы уже на начальном этапе.
— Как в целом сейчас проходит ваша жизнь — она по-прежнему насыщенная?
— Замечательно! Я почетный президент РФС, почетный член ФИФА, УЕФА. Со всеми вытекающими отсюда “последствиями”. Часто участвую в различных мероприятиях — пропагандистских, или, как я их называю, “банкетных”. Разумеется, практически каждый день бываю в Российском футбольном союзе. Хотя не выполняю там никакой официальной нагрузки, участвую в разработке стратегических направлений развития.
— Вы, как и раньше, дружны с бывшим главой ФИФА Йозефом Блаттером?
— Да. Мы познакомились еще в далеком 1980 году, с тех пор поддерживаем отношения. Правда, давно не виделись. Он прилетел в Москву, и в среду был на стадионе, но меня не было. Затем отправился в Санкт-Петербург, однако в субботу будет на игре Бельгия — Тунис. Думаю, там его и увижу.
— Об уходе Блаттера с поста руководителя ФИФА и сопутствующих историях вы, конечно же, говорить не станете?
— Конечно, нет. У меня хватает других дел, чтобы обсуждать какие-то там истории. И вообще, давайте заканчивать уже…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь