ЧМ-2018. С места события. Критика чистого разума “Русских не бросим”

22:03, 25 июня 2018
svg image
753
svg image
0
image
Хави идет в печали

Но все-таки он есть, и белорусов здесь, похоже, больше, чем где бы то ни было.

Европа плюс

В Калининграде идет свой чемпионат мира. Не тот, что в Сочи, Санкт-Петербурге или Москве. Такова в принципе особенность региона, который не имеет с Россией общей сухопутной границы. Тогда еще Советскому Союзу он достался на основании Потсдамского соглашения 1945 года. СССР отошла северная часть Восточной Пруссии.
Понадобилось не так много фантазии, чтобы дать немецким городам новые названия. Тильзит нынче Советск, Лазденен — Краснознаменск, Тапиау — Гвардейск, Фридланд — Правдинск. Кенигсберг нынешнее название получил в честь всесоюзного старосты Михаила Калинина, хотя он не имел никакого отношения к городу. Нынче хватает голосов в пользу возвращения исторической вывески, но, видимо, их недостаточно.
До любого российского населенного пункта за пределами региона от Калининграда-Кенигсберга дальше, чем до Минска. Невидимую связь с остальными городами чемпионата мира здесь поддерживают разве что при помощи субсидированных тарифов на авиабилеты. Относительно недорого сюда можно прилететь из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Сочи. Но не в день матчей и не всем.
Из Калининграда бесплатные поезда для болельщиков ходят лишь в Москву — по четыре до и после каждого матча. Но есть нюанс: необходимо наличие шенгенской визы, хотя бы транзитной. Нигерийские болельщики, приехавшие на матч с хорватами, этого не учли. В результате примерно полторы сотни человек остались ночевать на вокзале — поезда уходили за полночь, поэтому особых вариантов не было. Утром африканцев разобрали по домам сердобольные местные жители — в ожидании авиарейсов.
В отличие от остальных российских городов в Калининград приезжают только поклонники тех сборных, которые играют в городе. Здесь вы не найдете мексиканцев, панамцев или бразильцев, которые есть везде. Сюда не высаживаются аравийцы или иранцы, почувствовавшие в России свободу, которой нет у них на родине. Дома иранским девушкам запрещен проход на стадион, а на чемпионате мира они смело снимают хиджаб и закутываются исключительно в национальные флаги.
Непривычно мало на турнире в России европейцев. И это не только визуальные впечатления — о том же свидетельствует статистика продажи билетов. Традиционно мобильные англичане лишь замыкают десятку наиболее активных покупателей. Любящие путешествовать немцы тоже далеко не во главе списка. У России сложные отношения с Европой, и мировое первенство — зеркало этих отношений.
Вопросами пространства и времени много лет назад занимался родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант, вся жизнь которого прошла в Кенигсберге. Здесь он написал свой самый известный труд “Критика чистого разума”, введя в обиход фразу “вещь в себе”. Канта в Калининграде чтят, называя наиболее известным уроженцем города за всю его историю. Быть может, потому, что город как раз и является той самой вещью в себе.

Балканский анклав

В Калининграде декорации меняются исключительно от матча к матчу. Одни болельщики уезжают, им на смену появляются другие. Самый западный город чемпионата мира наиболее удобен для европейцев — как логистически, так и с визовой точки зрения. Поэтому ему было жизненно необходимо привезти к себе именно старосветские сборные. Жеребьевка калининградцев не обидела.
В качестве аперитива сюда подали хорватов. И неба было мало, и земли. Хорватия в автомобильной доступности от Калининграда, и город пережил нашествие иностранцев, какого здесь не видели давно.
Следом за хорватами прибыли сербы. Этих парней было не так много, и в целом городу с ними повезло меньше. В основном за сербскую сборную приехали переживать организованные фанаты — со своими законами и заводилами. Многим из них оплачивался проезд, в том числе федерацией футбола. Хорошо управляемая толпа представляла собой грозную силу, но у россиян и сербов дружественные отношения, поэтому обошлось без эксцессов. Сербы прошлись маршем от фан-зоны до стадиона, демонстрируя то самое единение. В голове колонны они несли баннер “Мы русских одних не бросим. Привет из Сербии”. И смайлик в последней строке.
Швейцарцы благоразумно уступили пространство и время, в случае чего у них не было шансов. Лишь после победного гола Шакири вдруг выяснилось, что их на стадионе даже больше, чем сербских фанатов. Со швейцарцами Калининграду тоже повезло.
С матчем испанцев и марокканцев — в меньшей степени. В сравнении с предыдущими играми город не сильно расчувствовался. Испанцы вообще не самые активные туристы. И экономика не позволяет разогнаться, и желания особого нет. В стране имеются все прелести жизни, и многие испанцы делят мир на семнадцать частей — по количеству регионов страны. За “Красную фурию” в основном активно переживают русскоязычные фанаты. Но на них особо не заработаешь.
Какое-то количество испанцев, конечно, приехало. Небольшими группами и в сопровождении национальной полиции. Марокканцев оказалось существенно больше, да и в Калининграде они пробудут дольше.
Большой праздник здесь ожидается позже, когда приедут англичане с бельгийцами. Британские болельщики несколько рискованно сделали ставку именно на эту встречу, а также на те, которые у их команды должны быть в плей-офф. Многие из них начнут путь в России именно с Калининграда. И город срочно ищет внутренние резервы, чтобы разместить всех желающих.
Резервы в том числе находятся на территории другого государства. Калининград способен принять не более 12 тысяч человек. И то при условии, что абсолютное большинство из них выберет наземный транспорт. Поэтому россияне обратились за помощью к полякам. По просьбе соседей те принимают и размещают организованных болельщиков в Гданьске и Эльблонге и переправляют их в Россию непосредственно к матчам.
Есть и другой резерв. На следующий день после англо-бельгийского противостояния планировался концерт Земфиры, которая нынче гастролирует крайне редко. Это событие вызвало не меньший интерес, чем футбол. И, судя по всему, именно поэтому концерт отменили. ФИФА наложила вето, руководствуясь правом на запрет проведения культурно-массовых мероприятий во время чемпионата мира.
Земфира планировала выступить в рамках фестиваля болельщиков, то есть на территории фан-зоны. Таковая в Калининграде вмещает 15 тысяч человек. Столько же, например, в Санкт-Петербурге, где жителей примерно в 12 раз больше. При этом во время матча россиян и египтян калининградская фан-зона не смогла вместить всех желающих.
Если сербам не удастся победить завтра бразильцев, то уедут и они. В качестве места проживания во время турнира балканцы выбрали город Светлогорск. Их тренировочный лагерь находится на берегу Балтийского моря и примерно равноудален от Калининграда и аэропорта Храброво, который едва успели реконструировать к старту ЧМ. Базу тоже выстроили аккурат к приезду сербов. Раньше здесь был лишь отель, а сейчас появились Сербский скверик и комплекс футбольных полей. Все это охраняется как стратегически важный объект — в одну смену задействованы не менее 30 человек.
После проигранного швейцарцам матча сюда, чего и требовалось ожидать, пришли за объяснениями сербские болельщики. Но у балканской сборной есть громоотвод — вице-президент федерации Саво Милошевич. Известный в прошлом нападающий отдувался за игроков и перед журналистами — в зоне общения с прессой. И провел там примерно столько же времени, сколько все остальные сербские футболисты, вместе взятые. С репортерами у Милошевича хороший контакт. Некогда он попросил их проявить человечность при освещении семейного вопроса — несколько лет назад дед Саво в ходе ссоры застрелил отца Саво, то есть собственного сына.

Как песок сквозь пальцы

Калининградский стадион был сдан в эксплуатацию последним из всех арен турнира. Он расположен в месте, которое в немецкие времена считалось гиблым. Местные жители не решались ставить на острове Октябрьском что-либо сложнее гаражей и бытовок. Однако именно здесь власти пожелали построить арену к чемпионату мира. Проект реконструкции стадиона “Балтика” не прошел — по требованиям ФИФА необходимо гораздо больше пространства вокруг сооружения.
Сейчас оно есть даже с избытком. “Калининград” стоит в чистом поле. Если исходить из состава этого поля, то правильнее будет назвать его пустыней. Болотистая местность острова потребовала огромное количество песка для укрепления дренажной системы. В какой-то момент выяснилось, что подрядчик сэкономил на качестве этого самого песка. Полетело множество голов, а уже готовый проект сооружения пришлось значительно упрощать. А потом — еще раз. Нынче песок присыпан чем-то вроде чернозема. Но пока здесь не подросла даже трава.
Стадион в принципе выглядит много проще, чем арены в Сочи или Санкт-Петербурге, которые довелось увидеть, однако и предназначение у него не то, что у коллег. После чемпионата мира “Калининград” планируют чуть ли не разобрать — большой футбол здесь давно не живет. Местной “Балтики” не было в высшем свете с прошлого века. Нынче клуб владеет весьма сомнительным достижением — он лидер по количеству матчей во втором по силе дивизионе России. “Балтика” же первой из команд ФНЛ добралась до отметки тысяча очков.
Впрочем, рассматривается и сочинский вариант развития событий. На тамошний “Фишт” вскоре должно переехать санкт-петербургское “Динамо”, подобные варианты прорабатываются и в западном направлении. Вот только Калининград во времени и в пространстве так легко не развернешь.
Он остается вещью в себе…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?