ЧМ-2018. Фан-зона в Минске. Почему белорусы болеют за русских?

21:30, 4 июля 2018
svg image
1063
svg image
0
image
Хави идет в печали

“Рос-сия! Рос-сия!” — вскакивали с мест, расплескивая пиво “Бобров” и сметая со столов остатки чипсов “Lays”. Маленькая, но гордая команда усатого осетина Черчесова шла в четвертьфинал чемпионата мира. Маленькая, но гордая Беларусь радовалась за соседей почти как за себя.
Те немногие, кто не гордо болел за обмякших испанцев, сидели и на всякий случай помалкивали. Поеживались — за тентовыми стенами с утра лил дождь и, проникая в огромный шатер, обильно затекал под ноги. Кутались — у природы нет плохой погоды, но есть крайне нежелательный летний насморк. А праздник приходил на другую улицу — Заречную, где три тополя на Плющихе, где любовь и голуби и калина красная с сенсационно поднятой целиной.

***
Почему белорусы болеют за русских? — много лет с болью гадают наши светлые и патриотически настроенные умы. Хто ты гэткi, чтобы так неприкрыто “топить” за “империалистов”? Адкуль мы прыйшлi i куды iдзем, если Дзюбу и Акинфеева знаем в лицо, а Стасевича и Гордейчука в упор не замечаем?
Это комплекс неполноценности? Это постколониальное сознание? Это провинциальная ментальность? Это общий культурный код? Или, не дай бог, подспудная готовность разделить судьбу Крыма по модели “воссоединения” с “братской” помощью зеленых человечков?
“Впере-ед, Россия!” — заводит мотив минская фан-зона, когда полузащитник Кузяев проворно выбивает мяч в аут. И не дает ответа. И вообще не парится над вопросами геополитики и прочего бытия. Пике играет рукой и привозит пенальти — вот повод покричать в унисон и поспешить в очередь за пивом.
Ай, проще все и не надо голову ломать — думаешь ты, пристраивая промокшие ноги на картонку из-под бананов, рядом с частоколом других таких же ног. А зори здесь тихие. А где вся сила, брат? Зори и сила — в Москве и Питере. Там Стас Михайлов, который собирает аншлаги в Гомеле и Могилеве и по которому плачут белоруски бальзаковского возраста. Там “Ленинград”, который регулярно ставит на уши “Минск-Арену”. Там Парфенов, недавно приезжавший с фурором и презентацией своих “Русских евреев”. Там одессит Жванецкий и Шендерович, считающий Беларусь исторической родиной. Там детство, чемпионат Союза и кино про Петрова и Васечкина.
Там много кто — и тот нам всяко ближе суверенного Солодухи. Мы гордимся прозой Алексиевич, но параллельно ценим Улицкую и Пелевина. Мы возносим Гончаренко, радуясь, что сегодня он в Москве, а не в Борисове. Мы маленькие — и здесь, они большие — и рядом. Ничего удивительного, что мы друг друга понимаем. Ничего удивительного, что за неимением своей сборной на мундиале белорус тянется к ближней. Как тянутся друг к другу соседи, голосуя на “Евровидении”. Как мы тянулись к сборной Украины в 2006-м, когда она тоже вышла в четвертьфинал благодаря голу Милевского. Того самого ренегата Мили, который был “пес”, а теперь снова свой в доску — и радует нас игрой за Брест. Понять и простить — это мы умеем давно и хорошо.

***
“Октябрьская” гулко шумит перед дополнительным временем, осознавая феномен большой перемены. Российской сборной пророчили на мундиале хождение по мукам, а она дает гонки по вертикали и вот-вот сочинит гусарскую балладу. И рванет в небеса обетованные. Ирония судьбы. Остросюжетное кино, и к нему невозможно остаться равнодушным здесь, западнее Смоленска.
Пока команды переводят дух, публика вываливает под дождь — отдышаться, оправиться, затянуться вредоносным никотином. И заодно поржать по неожиданному поводу. Вдруг обнаруживается, что некоторые уходят, не дожидаясь овертайма. Двигают, обходя лужи, в сторону метро. Их зонтики смешиваются с зонтиками далеких от футбола прохожих. “А чего это они? Реально думают, что матч закончился?! …твою мать, ха-ха-ха!” — хохочут знающие над глорами, которые пришли приобщиться, будучи преступно не в теме.
На мундиале нельзя не болеть вообще ни за кого. Нельзя прикрываться корявеньким “за красивый футбол”. Ради красивого футбола фан-зоны не ставят. Говорят итальянцы, чья сборная пролетела мимо России, в силу историко-культурных связей были за Аргентину и остаются за Уругвай. Сербы, по понятным причинам, теперь за русских. Примерно с тем же пылом, с каким албанцы всегда за швейцарцев.
Конечно, многие болеют не “за”, а “против” — ну естественно, это всего лишь обратная сторона медали. Никто так не радовался пролету Аргентины, как соседняя Бразилия. Хорваты, мягко говоря, не симпатизируют сербам, а шотландцы — англичанам. А про то, в каком гробу видят российскую сборную украинцы, нечего и говорить. Межнациональные чувства и отношения — подчас слишком многожильный провод, чтобы пытаться разобраться в мотивах, причинах и следствиях.
Антирусских “болел” навалом и в Беларуси — чтобы это понять, достаточно раз в день скролить ленту в фейсбуке. Причин полно — политических, культурных, социальных и просто личных. Где пролегает водораздел — тема отдельного исследования. Для простоты достаточно знать пословицу про корову, которая сдохла у соседа. Для здорового к этому отношения достаточно знать парочку анекдотов на заданную тему. Русский народ самый сообразительный — особенно на троих.

***
Но в минской фан-зоне антироссийских настроений нет. Если не считать веселой реакции на попавшего в кадр премьера Медведева. “Димон, только не усни!” — ободряет кто-то знаменитого владельца тосканских виноградников.
Димон не спит — жмет руку королю Испании и президенту ФИФА. Матч еще не начался — началось прослушивание государственных гимнов. И если вы с ужасом думаете, что музыка Александрова на стихи Михалкова трогает фан-зону за душу, расслабьтесь. На гимн Российской Федерации народ реагирует как на необходимую формальность, которую следует переждать. Никто не подпевает, большинство хрустит чипсами. Никто не встает, за исключением пары человек за центральным столиком. Скорее всего, это россияне. Как всегда в пору летних выходных, они наезжают в Беларусь, чтобы потом, вернувшись, поставить ее в пример на своей бескрайней родине, умом которую не понять.
Если вы еще не расслабились и думаете, что белорусы, болея за русских, отождествляют себя с ними, — то снова мимо. Никто не говорит “мы”, глядя, как наполовину наш Игнашевич ложится костьми и рубится с Диего Костой. Говорят иначе. “Русаки — просто ништяк! Кто бы мог подумать… Офигенно!” Твой сосед слева так вообще далек от эйфории: “Молодцы, конечно, не зря я сюда пришел. Но чудеса не могут быть бесконечными. С такой игрой рассчитывать в четвертьфинале не на что”.
Если даже после этого вам неспокойно, можно вспомнить прикладную социологию. Прошлогодние опросы показали, что две трети белорусов предпочитают дружить с Россией, а не с Евросоюзом. При этом 73 процента голосуют за дружбу без обязательств — за автономное сосуществование двух стран на принципах суверенитета. И лишь 1,7 процента — плюнуть и растереть — за вхождение в состав РФ.

***
И здесь ты понимаешь одну простую истину: чтобы болеть больше за своих и меньше за “ихних”, нам надо что-то с россиянами в спорте делить. В футболе не получается — как и в хоккее, и много где еще. Каким бы “деревянным” ни был Дзюба, он все-таки играет на другой планете. И живет в другой жеребьевочной корзине. Как и Акинфеев, и Дзагоев, и Головин. Чтобы почувствовать свое, нашему футболу нужно хоть немного подтянуться к российскому. Чтобы почувствовать в нем не просто соседа, а конкурента, чья корова вызывающе жива. Будет так — будет как в биатлоне. Где мы по жизни за Домрачеву и Скардино, а российских стреляющих лыжников и по фамилиям не знаем.
А пока все так, как есть. Аспас промахивается с пенальти, и минская фан-зона гремит децибелами. Русские едут в Сочи — играть с хорватами. Обыкновенное чудо. Место встречи изменить нельзя. Суббота, 21.00. И дожди к тому времени должны пройти.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?