ЧМ-2018. Экспертиза. Евгений Ловчев: в плане зрелищности и атмосферы это лучший чемпионат мира, который я видел
Это объяснимо. В России в принципе не так много футбольных экспертов. Еще меньше тех, кто подкреплял бы сказанное отличной карьерой игрока — с титулами чемпиона и обладателя Кубка СССР, с выступлениями за сборную Советского Союза. И уж совсем мало тех, кто при этом говорит о футболе смело, интересно, образно. Среди множества СМИ, пожелавших пообщаться с Евгением Серафимовичем, оказался нынче и “ПБ”.
— Происходящее со сборной России не кажется вам фантастикой?
— Фантастика — это если бы команда вышла и как начала громить всех со счетом 10:0… А здесь все просто нежданно-негаданно. Но я сказал бы о другом. Сборная из гадкого утенка превратилась в прекрасного лебедя. Вся страна радуется, что она так играет, нет разговоров, мол, зачем этот чемпионат мира… И вообще — команда принесла России праздник. Очень хороший и добрый праздник.
— Давайте детализируем. За счет чего гадкий утенок стал прекрасным лебедем?
— Тренеры определились с составом. Ни с того ни с сего пара опорных полузащитников оказалась на месте и вовремя. Газинский и Зобнин сыграли великолепно. Два крайних защитника — Жирков и Фернандес — проявили себя серьезными фланговыми игроками. Ну и как только в центр защиты, который нас, по большому счету, не радовал, добавился Игнашевич, он стал просто монументальным. Кутепов уже даже попадает в какую-то символическую сборную 1/8 финала. Просто удивительно. Но все заслуженно. Вот говорят: сборная Саудовской Аравии совсем слабая. Навскидку — да. Но эту слабую команду перед чемпионатом мира итальянцы и немцы, притом на своих полях, обыграли всего лишь со счетом 2:1. А наши все-таки забили пять. После чего раскрепостились, обрели уверенность. И это дало им возможность действовать в свою силу. Потому что раньше я все время говорил одно и то же: команда не играет в силу своих футболистов. Понятно, что нам повезло с жеребьевкой. Соперники шли по нарастающей, команда опять же становилась увереннее. А обыграв испанцев, ребята вовсе замахнулись на статус великих. Так что хорватов они боятся не так, как до этого боялись другие.
— Вы отметили оборонительных игроков. А что атакующие?
— Ну, Дзюба… Он очень хорош. И за это надо поблагодарить Манчини. Артем заведен, когда ему надо доказывать. Карпин отправлял его из “Спартака” то в Ростов, то в Томск — он уходил и доказывал. А здесь Манчини не захотел его у себя держать, Дзюба пошел в Тулу и подтвердил, что он хороший форвард. На турнире он просто великолепен.
— Черышев, Головин?
— Да, Черышев… Не было бы счастья, да несчастье помогло. Имею в виду травму Дзагоева. Да здесь все раскрылись! С положительной стороны.
— Черчесов вас удивил?
— Скажу так: ничего не предвещало — и вдруг команда заиграла в хороший футбол. Перед матчем с испанцами веры в то, что мы их пройдем, не было совершенно никакой. И тренерский штаб применил единственно правильную тактику, которая позволила дотянуть до пенальти. А это уж, как все знают, рулетка: повезет — не повезет. Нам повезло. Черчесов проявил себя как хороший тактик. Посмотрим, что будет дальше. Так, как с испанцами, против хорватов играть уже невозможно. Однозначно.
— Есть мнение, что серия пенальти — это не совсем лотерея. Многое ведь зависит от мастерства вратарей и бьющих, выбора тренера.
— Нет, это лотерея. Я бил пенальти, слава богу, бывал на футбольном поле. Для меня это совершенно очевидно. Мастеров пенальти довольно-таки мало. Помню, как великие Барези и Баджо в финале чемпионата мира не забивали. Или тот же Платини. Ошибались все. Это нервы, это соперничество с вратарем. Вот вам, пожалуйста: на нынешнем чемпионате одиннадцатиметровые не реализовали Криштиану Роналду и Месси. Они что — не мастера?
— Все отмечают, что сборная России отменно готова физически. Неожиданность?
— Ну почему неожиданность? Во все времена футбол у нас стоял не на технике или чем-то другом, а на “физике”. И потом, все прекрасно понимают, что на таких турнирах обязательно нужно быть хорошо готовым. У нас был опыт десятилетней давности, аккумулированный этим руководством. Не случайно Хиддинк приезжал в расположение команды в Новогорск — уже, правда, по ходу турнира. На сборе в Австрии команда, видимо, поработала хорошо. И сразу пошли разговоры про допинг. Но это полнейший бред.
— После матча с испанцами вы были счастливы?
— Как и вся страна. Честно говоря, это же нежданчик. После товарищеских игр мы все не верили, что наша сборная что-то сделает. А сейчас уже повылетали аргентинцы, португальцы, немцы. Итальянцы вообще не попали. Конечно, испытываю радость. Матч смотрел в ресторане с друзьями. Там было такое боление… Все в восторге. После гола Дзюбы с пенальти подумал, что все так и закончится. По одной причине — мы разрушили футбол испанцев, у них не было явных моментов. Я сказал бы — матч был ничейно-нулевой. О победе не думалось. При этом я ведь с футбольного поля. Прекрасно понимал, что игра-то с нашей стороны была слабенькая. Она тактически выверенная, но с точки зрения качества… Отдали мяч и только отбивались.
— На стороне российской сборной была еще и фортуна?
— Нет. Это не фортуна. Мяч мы отдали намеренно. А по турниру… Два матча выиграли, в третьем по делу уступили, но он ничего особо не давал, а потом выбили сильную команду. Как — это другой вопрос. У англичан, родоначальников футбола, есть поговорка, которую нам всегда приводил Николай Петрович Старостин: “Самое красивое в футболе — это счет”.
— Вы говорили, что в матче с хорватами шансы 50 на 50…
— Выйдут две команды, начнут со счета 0:0. В конце концов, мы назабивали голов. У хорватов их меньше. И они нас боятся. Стадион весь наш. Поэтому я не вижу какого-то преимущества у соперника.
— У этой сборной России есть предел?
— Думаю, да. Невыдающаяся команда, чего там. Что она не станет чемпионом мира, для меня понятно. И потом, закончится чемпионат — и сборная начнет всех громить? Однозначно нет. Но при всем при том наш футбол и не на 70-м месте в мире, как можно подумать, исходя из рейтинга ФИФА.
— Нынешняя сборная слабее той, что выигрывала бронзу чемпионата Европы?
— Конечно. Не случайно там сразу несколько человек забрали потом в Англию. Тогда были посильнее игроки. Даже тот же Игнашевич был на десять лет моложе. Он, конечно, восхищает. Рядом с ним заиграл Кутепов. Оборона стала совершенно новой и теперь допускает мало огрехов.
— Кто из нынешней команды может уехать после чемпионата?
— Только Головин, наверное. Внимание могут обратить и на других молодых, на того же Зобнина. Но, мне кажется, лишь Головин сегодня соответствует уровню, позволяющему отправиться в сильный клуб из хорошего чемпионата.
— Нет опасений, что после таких успехов в российском футболе начнется эйфория?
— Ну какие успехи? Семь матчей не побеждали, обыграли сборные Саудовской Аравии, Египта… Что, это лучшие команды мира? Ничего особенного не сделали. А потом нас гоняли испанцы. Да, результат есть. Но разве мы наколотили пять штук бразильцам? С чего все должны в эйфорию-то впасть?
— Но этот чемпионат даст толчок развитию футбола в стране?
— Должен дать. У нас был успех в 2008 году. И мы не воспользовались им. Здесь все зависит от людей, которые находятся у власти в футболе.
— Много ли игр посмотрели живьем?
— Ни одной. Мне ведь надо отслеживать все. Пишу для “Советского спорта”, анализирую. Если пойду на стадион — значит, не увижу какой-то матч. Зато моя семья в Сочи посмотрела выдающийся поединок Испания — Португалия.
— В чем, на ваш взгляд, причина провала немцев?
— Думаю, в том, что Лев сделал ставку не на тех. Он уверовал в старое поколение, а оно играло по принципу “Кто сгорел, того не подожжешь”. Надо было брать молодых ребят, которые еще голодны до побед, славы и в прошлом году выиграли Кубок конфедераций.
— Месси и Криштиану Роналду вылетели уже в 1/8 финала. Получается, даже топ-футболист не в состоянии выиграть матч плей-офф в одиночку?
— И не только в плей-офф. Не зря наш вид называют командным. Только команда может решить исход. Вот говорят, что Салах или Месси в сборной играют плохо, а в клубах — хорошо. Но вопрос в том, что там идет каждодневная работа, подстроенная конкретно под этих футболистов. А здесь они собираются на 10-15 дней. И все ждут, что лидеры потащат команды за собой, но это не всегда получается.
— Какие сборные стали для вас открытиями турнира?
— Многие. Иранцы, сенегальцы… Эти команды подтянулись. А японцы! Они заставили бельгийцев показать себя во всей красе. Назову и колумбийцев. Вообще чемпионаты мира смотрю с 1966 года — сам участвовал, потом туристом ездил. Считаю, это самый зрелищный турнир. Не случайно только 37-й матч закончился нулевой ничьей. И то команды “договорились”, по большому счету. И винить французов с датчанами нельзя, нужно, чтобы регламент не позволял делать подобное. А так каждый день — потрясающие поединки. Турнир проходит весело. Такие развязки, столько голов в добавленное время… Красивый футбол. Чемпионат запомнится.
— Пометили для себя новые имена на этом турнире?
— Особо нет. Того же Мбаппе мы уже видели. Думаю, чемпионами станут французы или бразильцы.
— Чемпионат мира-1970, на котором играли еще вы, и нынешний — два совершенно разных турнира?
— Конечно. Тогда участвовали 16 команд. У нас была сильная сборная. Много выдающихся футболистов: Бышовец, Мунтян, Шестернев, Кавазашвили, Хурцилава. Но на тему, одолела бы та команда нынешнюю, рассуждать не стану. Я в такие игры не играю. Испания сильнее России как футбольный мир. И не смогла победить. Но это не значит, что она стала слабее нас.
— Каким этот чемпионат, если сравнивать с предыдущими, получается в плане организации?
— Организацию отмечают все команды и благодарят за нее. Я сказал бы об атмосфере. Потрясающая. Два года назад во время чемпионата Европы во Франции мы читали сводки с поля боя. О том, как все дерутся… А здесь люди братаются, испытывают удовольствие — от приема и всего остального. Для меня этот чемпионат лучший и в плане атмосферы.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь