ЧМ-2018. Испанский тактик. Человек, который изменил все
Оба раза бельгийцы вылетели в четвертьфинале, пострадав от тех, кто вовсе не считались фаворитами. В Бразилии их выбили скучные аргентинцы, застегнувшиеся на все пуговицы в обороне. Во Франции — сенсационные валлийцы с Гаретом Бейлом. Так что сейчас изменилось? Одни говорят, что “золотое поколение” достигло золотого возраста и наконец-то созрело для прорыва. Другие связывают успехи сборной Бельгии с главным тренером — Роберто Мартинесом, который возглавил команду в 2016 году и изменил все.
***
До испанца сборной два цикла руководил Марк Вильмотс, гораздо больше сделавший для национальной команды в качестве игрока, чем тренера. Он не очень любил тактические разборы и больше полагался на высочайший класс вверенных ему игроков. Это работало до плей-офф, после чего начинались проблемы. Рассказывают, что как раз перед четвертьфиналом EURO»2016 помощник Вильмотса подготовил видеонарезку моментов, как валлийцы действуют при “стандартах” (кстати, очень похоже на англичан в России — так же выстраивались “паровозиком” и при подаче разбегались), но рулевой даже не подумал отработать на занятиях оборонительный механизм. На подготовку к поединку у Вильмотса было четыре дня. Он провел лишь несколько открытых тренировок — пробежки, “квадраты”, улыбки в камеры… В матче Эшли Уильямс сравнял счет именно после вышеописанного розыгрыша углового, а затем валлийцы забили еще дважды.
Роберто Мартинес перед встречей с бразильцами на два дня закрылся с командой на базе и репетировал, как его парни будут обыгрывать пятикратных чемпионов мира. Доступа не было ни у кого, зато результат весь мир увидел на поле. Неожиданная схема с четырьмя защитниками (вместо привычных трех), Лукаку в качестве вингера (такой трюк Мартинес проворачивал с Ромелу еще в “Эвертоне”), давление не на казалось бы слабом фланге Фагнера, а там, где играл обладатель Кубка чемпионов трех последних лет Марсело (он много подключался к атакам, а прикрыть его зону в отсутствие Каземиро было некому). Так удивившая многих победа бельгийцев родилась еще в комнате для теоретических занятий.
“Мы анализируем много матчей наших соперников, чтобы выявить их слабые стороны. Мы часто работаем над тактикой — причем на закрытых тренировках. И это дает нам спокойствие. Команда всегда имеет хороший план на игру, а каждый футболист четко знает, что должен делать. Остается только реализовать задуманное на поле”, — рассказывает защитник Тоби Алдервейрелд о том, что изменилось в сборной с приходом Роберто Мартинеса.
За тягу к тактическим экспериментам испанцу даже доставалось от собственных игроков. В ноябре 2017-го, за несколько месяцев до чемпионата мира, бельгийцы провели провальный “товарняк” с мексиканцами — не по счету (3:3), а по сути. Нацеленная на контратаку “Эль три” разорвала европейцев в клочья. После игры Де Брейне сокрушался: “Мексика оказалась тактически сильнее. У нас не было толковой системы действий — и каждая атака соперников создавала нам трудности. Жаль, что нам так и не удалось за 90 минут найти решение. К тому же мы играли в оборонительный футбол, хотя атакующих футболистов у нас гораздо больше”. Мартинес потом объяснил, что решил попробовать схему с пятью защитниками, чтобы команда могла варьировать игру в зависимости от обстоятельств и всегда иметь не только план “B”, но и “C”. Игроки приняли замысел тренера.
***
Взаимопонимание — в принципе фундамент, на который опирается Роберто Мартинес в своей работе. Ведь сплотить такое количество звезд, как в сборной Бельгии, едва ли не сложнее, чем обыграть бразильцев. Тем более когда речь идет о специфической команде, в которой партнерам не всегда удается найти общий язык. В буквальном смысле. Ведь бельгийцы делятся на две крупные этнические группы: фламандцы говорят на голландском, валлоны — на французском. Есть еще и небольшое немецкоязычное сообщество на востоке страны. Поэтому в Бельгии три официальных языка.
Вот и выходит, что Де Брейне, родившийся в Генте, говорит на голландском, а Вицель, чей родной город Льеж, — на французском. Они сидят рядом на пресс- конференции — и отвечают на вопросы на разных языках. Есть, конечно, ребята вроде Лукаку, который готов поддержать беседу на шести языках — голландском, французском, английском, испанском, португальском и суахили. Но таких немного, особенно среди франкоязычных.
Мартинес, не владеющий ни одним из трех официальных языков страны, положил конец этому разброду. С его приходом появилось железное правило: разговаривать в команде только на английском. Это решение помогло избавиться от деления коллектива на группировки и улучшить взаимопонимание между игроками. Главный тренер в целом потратил много времени на то, чтобы звездные бельгийцы почувствовали себя именно Командой. Чтобы Тома Менье сразу после победы над бразильцами запостил в твиттер: “Интересы команды всегда выше интересов отдельного игрока”. Это действительно так. Сегодня в сборной Бельгии нет главных и второстепенных. Каждый исполняет свою роль, уважает роль партнера и чувствует себя частью команды без фиги в кармане.
Перед чемпионатом мира репортер спросил у Вицеля, как он относится к отсутствию в ростере топ-игрока Найнгголана. Вицель не стал отвечать даже кратко или политкорректно, чтобы случайным словом не внести разлад в командную “химию”. Хотя сам полузащитник “Ромы” наговорил много. “Я не подошел по тактическим соображениям? Я провел 300 матчей в серии “А” — самом повернутом на тактике чемпионате в мире!”… “Может, меня отчислили из-за опоздания на сбор перед товарищеским матчем с испанцами. Не буду называть имен — но многие игроки опаздывали, как и я, но сейчас они в заявке”… “Причина в том, что я курю? Понял бы это, если бы я был учителем в школе. Но я футболист, и хочу, чтобы меня оценивали только по игре”, — некоторые из его высказываний. Тактика тактикой, но, похоже, склочный характер не в последнюю очередь повлиял на решение Мартинеса.
Испанец строил команду, а не выбирал 23 индивидуально лучших игрока для поездки в Россию. Поэтому в заявке оказался Шадли, но в нее не попал Найнгголан. Кстати, на этом чемпионате мира на поле уже выходили все игроки сборной Бельгии, за исключением двух запасных вратарей. Тоже штрих.
***
Сейчас, с высоты полуфинала, все кажется просто и легко. Но два года назад фигура Роберто Мартинеса вызывала серьезные вопросы. Ну кто это такой? Болтался по низшим английским лигам с “Суонси”, потерял место в премьер-лиге с “Уиганом”, разочаровал фанатов “Эвертона”, хотя и довел в 2016 году мерсисайдцев до двух полуфиналов — Кубка Англии и Кубка лиги… Ни один из клубов под его руководством не превысил 50-процентный рубеж побед. Вот и весь послужной список испанца на момент, когда на него обратила внимание бельгийская футбольная федерация.
Однако оказалось, что идеи Мартинеса очень даже недурны — просто для их реализации нужна была команда под стать. С бельгийцами за два года он проиграл лишь один матч — дебютный товарищеский, с испанцами (0:2). Это поражение нередко припоминали: ведь “Красные дьяволы” после него вообще не встречались с топ-соперниками. Однако четвертьфинал с бразильцами доказал, что по этому поводу за Азара и компанию опасаться не стоило. Тем более что для выработки менталитета победителей в тренерский штаб пригласили Тьерри Анри, который не понаслышке знает, что это такое. Сработал и этот ход главного тренера. У него почти все срабатывает с бельгийцами, несмотря на регулярную критику за непопулярные решения. И критикующие замолкают.
“У нас собраны очень разные игроки, и все как один — яркие индивидуальности. Но в сборной Бельгии они действуют как единое целое”, — любит повторять Роберто Мартинес.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь