Александр Пустогвар. Гулливер на автотреке

22:00, 2 августа 2018
svg image
3837
svg image
0
image
Хави идет в печали

И как будто попал под серебряный дождь. Три сезона кряду его команды в плей-офф румынского и венгерского первенств добирались до финала, но каждый раз уступали. С одной стороны, есть чем гордиться: не каждый баскетболист ежегодно завоевывает серебряную медаль, а с другой — огорчительно, что так и не сделан шаг до заветного олимпа. В эти дни Александр находится с семьей в родном Минске. Однако новый сезон уже маячит на горизонте. И потому продолжатель славной баскетбольной фамилии (отец Евгений Пустогвар в союзную пору был одним из лидеров РТИ) уже две недели посещает тренажерный зал. Хотя 33-летний возраст не выглядит критическим, укоренившийся в сознании профессионализм требует привести себя в полный порядок, до того как появиться на сборе. Тем более что контрактные отношения с “Фалко” завершились, новый тренер позвал своих ставленников, и сейчас главная задача — определиться с местом применения навыков в другом клубе. А еще лето — особое время, когда Александр может отвести душу в необычном увлечении.

— Можно представить, как хотелось тебе после двух осечек в финале завоевать золото.
— Все в клубе мечтали об этом. Не сложилось. Финальная серия с “Сольноком” выдалась крайне напряженной. В первом матче не смог сыграть американец Говенс — ему зашивали пальцы. Уступили без шансов. Зато в родном зале взяли реванш. В третьей встрече на последней минуте сломал ногу еще один лидер. И даже с такой потерей дома вели очко за 1,8 секунды до конца. Думали, все решит пятый матч, а это — лотерея. Но пропустили с сиреной трехочковый от Кендрика Перри. Катастрофа!

— Из-за этого “ушли” тренера?
— Вероятно. После второго места руководство явно хотело большего. Но, если объективно, в прошлом году у нас было больше шансов на чемпионство. “Сольнок” провел сезон ровно, уверенно выиграл “регулярку”. Хотя мы с ним сыграли неплохо: поделили победы и в Кубке ФИБА, и в чемпионате. Однако в решающей серии удача от нас отвернулась. А тренер ушел сам. Ждал, что руководство предложит продлить контракт, но то тянуло, хотело посмотреть, как далеко мы пройдем. Это задело самолюбие: до его прихода “Фалко” в плей-офф не попадал, а с ним занимал вторые места и в Кубке, и в чемпионате. Ушел в команду, финишировавшую восьмой.

— Новый тренер появился?
— Уже через две недели. Он из Словении. Предварительно агенту говорили, что заинтересованы продлить со мной контракт. Но новый наставник заявил, что на моей позиции видит другого баскетболиста. Соответственно с “Фалко” пришлось расстаться.

— Что дальше?
— Есть несколько вариантов в Венгрии и других странах. Загадывать не хочу. Надеюсь, в ближайшее время что-то прояснится.

— За последние годы, помимо Беларуси, ты поиграл в России, Украине, Румынии, Венгрии. Где самая жесткая конкуренция?
— Интереснее всего было с “Нижним Новгородом” в Лиге ВТБ. Топ-уровень, потому что богатые российские клубы могут приглашать любых игроков, даже из НБА. Тем более тогда был локаут, и здесь играли Сони Уимс, Коллинз, Кириленко. Сражаться с такими звездами — это вызов тебе. Мы сыграли здорово, победили всех грандов, кроме “Химок”. Было классно! На Украине оказался одним из самых молодых в команде, да еще и иностранец. Приехал в Румынию — ни я никого не знал, ни меня не знали. Все новое. В Венгрии было уже легче. Мне нравится венгерский чемпионат, он прогрессирует. Четыре клуба выступали в групповых раундах еврокубка. А самое важное — огромный зрительский интерес. У нас в Сомбатхее на ключевых матчах “регулярки” и в плей-офф постоянно собиралась полная арена, а это три с половиной тысячи. У болельщиков давние семейные традиции. Покупают абонементы, в течение сезона сидят рядом, общаются. Болеют шумно, тишины в зале не бывает.

— А эксцессы между болельщиками случаются?
— Не без этого. Между секторами с болельщиками разных команд обязательно полицейский кордон. Для гостевых фанатов все отдельно — вход в зал, буфет, своя зона. Иногда и это не спасает. В прошлом году в полуфинальной серии с “Кермендом” даже матч пришлось остановить. Болельщики начали метать друг в друга стаканчики с пивом, и все это полетело на площадку. Натягивали специальную сетку, чтобы ничего не могли выбросить из своего сектора.

— В Венгрии есть лимит на легионеров?
— Пять иностранцев, и не важно, из какой ты страны. Даже американец Даррин Говенс, который выступает за сборную Венгрии, все равно числится легионером.

— Но ведь он натурализован…
— Такие правила: если не родился в Венгрии или не переехал туда до 16 лет, то считаешься легионером.

— На днях упомянутый тобой Говенс заключил контракт с “Цмокамi”. Что скажешь о нем?
— Индивидуально сильный игрок, хороший мотиватор. Давно в Европе, адаптирован к жизни здесь. На позициях первого и второго номеров может играть одинаково успешно. Не жадный: если находишься в выгодной позиции, обязательно отдаст пас. Прислушивается к советам. А еще в важных концовках не боится брать на себя ответственность за решающий бросок. Не знаю, как он вольется в тренерскую систему “Цмокаў”. Жизнь покажет. Но не зря ему дали венгерский паспорт — он один из лидеров сборной.

— Тебя не удивляет, что из чемпионата Венгрии, в котором четыре клуба успешно выступают в еврокубках, баскетболист перебирается в Беларусь, где на видных ролях лишь одна команда?
— Зато она выступает в Лиге ВТБ, а этот турнир высоко котируется в Европе. Вряд ли финансовый фактор играл для Говенса главную роль. Важна перспектива: показать себя на новом рынке, чтобы в дальнейшем перейти в более денежный клуб. Взять Саддлера. Играл в Венгрии в слабой команде, но с хорошей статистикой, подписался в “Цмокi”, там раскрылся, проявил себя очень хорошо, и сейчас наверняка подпишет выгодный контракт.

— Чем тебе нравится жизнь в Венгрии?
— Сомбатхей — город тихий, аккуратный, без интенсивного движения и пробок. Зимой нет серости, грязи, часто светит солнце. Удобно расположен у границы с Австрией. У нас были лучший в лиге зал, замечательные болельщики, хорошие отношения внутри команды. Клуб оперативно решал все проблемы. С теми же визами вопроса никогда не возникало. Дочка быстро освоила язык, даже просила подольше оставлять ее в садике, чтобы поиграть с детьми. Ходила в теннисную секцию, занималась верховой ездой. Хотя не скажу, что у венгров такая уж сладкая жизнь. Работают с утра до вечера, и зарплаты не заоблачные.

— По менталитету они отличаются от белорусов?
— Конечно. Они другие, и это нормально. Кстати, венгры венграм рознь. На западе больше считают себя европейцами, австрийцами, ведь раньше была общая империя. Даже внешне отличаются от тех, кто живет на востоке или юге. Размеренная жизнь, все стараются делать спокойно, аккуратно. Но это все до момента, когда приходят в зал поболеть. Там все переворачивается с ног на голову.

— Приезжая домой, что привозишь родным и друзьям?
— Венгерское салями, вино. Особо много не возьмешь, мы и так постоянно ездим с перевесами. Машина забита, и белорусская таможня недовольна. Помню, из Румынии жену с ребенком отправил самолетом, потому как не было шенгенских виз, а сам поехал на машине. Пересек всю Украину, а на границе белорусы не хотели впускать в страну. Слишком много вещей. Объяснял, что нет ничего нового, все использовали в течение года, когда жили в Румынии. Моя форма, детская одежда, игрушки, книжки, там ведь сказок на русском не купишь. Проверьте, нет контрабанды, я же не челнок. Нет, говорят, разворачивайся на Украину, там оставляй лишнее. Ты что, особенный? Есть норма 50 килограммов — и баста. После этого, когда ездим втроем, стараемся максимально себя ограничивать. Багаж взвешивать не заставляют, но смотрят так подозрительно, будто нарушаешь множество законов.

— Почему на матчи с командами Черногории и Испании тебя не включили в состав сборной?
— Когда пришло расписание сбора, позвонил тренеру, сказал, что задержусь из-за финала. Но как только он закончится, мне нужен день, чтобы собраться, загрузиться с семьей в машину и приехать. Появился в Раубичах вместе с Параховским и Саддлером, когда команда вернулась со спарринга в Риге. Был хорошо готов. Но решает, кто будет играть, а кто нет, тренерский штаб.

— Смотрел игру с черногорцами по телевизору?
— Естественно. Чувствовалось, что результат давил на тех и других. Первый тайм выдался нервным. А во втором, пожалуй, сказалось более высокое индивидуальное мастерство хозяев.

— Введенная ФИБА система окон для нашей сборной — благо?
— Безусловно. Единственный минус — Параховский выступает в Евролиге и вынужден был пропустить стартовые матчи. С Темой вполне могли бы испанцев дома одолеть, да и в Словении сыграть успешнее. Такая система отбора дает шанс сборным, которые не располагают звездами, однако могут собраться и показать результат в отдельно взятом матче. Особенно если у соперника не оптимальный состав. К февральскому “окну” наши ребята подошли в отличной форме плюс играли дома при великолепной поддержке болельщиков, вот и выдали отличные матчи с испанцами и словенцами.

— Теперь нашими соперниками будут сборные Швеции и Дании. Реально их обойти?
— С датчанами играли несколько лет назад, и дважды их обыграли. Почему не сделать это сейчас? Шведы переживают не лучшие времена, раз оказались четвертыми лишними в группе. Поэтому задачу занять первое место считаю решаемой.

— Готов помочь сборной?
— Да. Уже тренируюсь самостоятельно — в фитнес-клубе “Sportfamily” с тренером Андреем Ткачевым, который прекрасно знает, что надо баскетболисту. В моем возрасте нельзя позволять себе слишком долго отдыхать.

— Из соцсетей узнал, что у тебя необычное увлечение — автоспорт.
— Все произошло случайно. Купил “Субару”, настало время заехать в минский автосервис. А там работают ребята, обожающие ралли. Вот и попал под их влияние. Приобрел более спортивную версию. Говорят: “Такая машина, а ты ездишь по городу на тренировки — поехали на трек, посмотришь, на что она способна”. Отправились на “Смоленское кольцо” — в Беларуси автоспорт, я так понимаю, еще в худшем состоянии, чем баскетбол. Понравилось: адреналин, эмоции! И все — прикипел душой. Летом стараюсь несколько раз выбираться на трек. Ездим с механиком. Чтобы было полноценное обслуживание машины, не надо думать, если что-то сломается, как возвращаться. Недавно даже удалось поучаствовать в российских любительских сериях.

— Успешно?
— Как обычно, второе место. Друзья шутили: стабилен, как в баскетболе. Конечно, был доволен, привез домой кубок.

— Почему выбрал “Субару”?
— Купил, понравилась. Меня все устраивало. Прошел путь от обычной машины до спортивной — мне в Минск привезли редкую японскую версию. У каждого свои замарочки. Кто-то болен компьютерными играми, для меня же удовольствие пару дней провести с механиком в гараже, готовя машину к сезону.

— Двухметровый рост не помеха?
— Мой механик — профессионал. Обслуживает команды по дрифтингу, сам участвовал в ралли. Сделал все по правилам: специальное сиденье подогнано под рост. Чувствую себя комфортно.

— Что освоил из того, чего раньше не умел?
— Ха, как оказалось, я вообще ничего не умел. Узнаешь возможности машины, свои возможности. Если раньше боялся представить, что так можно, сейчас это делаю на подсознании. Вначале было страшно, надо себя перебороть. Идешь на скорости 195 километров в час, а в конце прямой, грубо говоря, бетонная стена с покрышками, и тебе надо вовремя сбросить скорость и войти в вираж. Повернешь рано, потеряешь ценные секунды. Надо найти золотую середину. Вот в каждом повороте ее и ищешь.

— Удавалось всегда вовремя сворачивать, или проверил на прочность покрышки?
— Тьфу-тьфу, пока в них не въезжал. Но на треке отличная система безопасности, до покрышек еще подушка из песка. И если немного выскочил с трассы, ничего страшного — ошибаются даже люди, занимающиеся автоспортом десятилетиями.

— В клубе не препятствуют твоему увлечению?
— Я сейчас безработный — кто воспрепятствует? В “Фалко” знали. Менеджер — фанат автоспорта. В сорока километрах от города проходит этап венгерского ралли — ездили с ним туда. Тренер тоже не возбранял. В этом плане в Венгрии проще: главное, тренируйся и играй, а как проводишь свободное время, не важно. Для нас же многое там выглядят диковато. Скажем, у нас в раздевалке холодильник с пивом. После тренировки хочешь выпить — пожалуйста. Если назавтра выходной, многие отправляются отдохнуть в бар. Там даже тренера можно встретить, и это никого не шокирует. Главное — не злоупотреблять.

— После расставания с баскетболом, может, переключишься на автоспорт?
— Вряд ли. Это хобби, я же не занимаюсь этим профессионально. Люди, участвующие даже в любительских сериях, каждые выходные стараются тренироваться. У меня такой возможности нет. Езжу три-четыре раза за лето, чтобы получить свою долю адреналина. И мне этого хватает.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?