Лига чемпионов. Алексей Бага. “Когда зарабатываешь своими руками, ногами и башкой, это как наркотик”
Корреспондент “ПБ” встретился с Алексеем БАГОЙ в центре Минска ради интервью по хорошему поводу — и вот что зафиксировал диктофон во время 40-минутной беседы.
— На пресс-конференции вы сказали, что не собираетесь ложиться спать. Неужели праздновали?
— Не до празднований, честно говоря. Все только начинается. Мы сделали лишь шажок вперед. А так и игры с ПСВ впереди, и чемпионат в разгаре. Про бессонную ночь сказал по другой причине: обычно после таких матчей не спится. Из-за большого эмоционального выхлопа, внутреннего выхолащивания. Невольно прокручиваешь в голове какие-то эпизоды, фрагменты. Заснуть тяжеловато.
— И все же БАТЭ вышел в группу — грех не отметить…
— Ужин в хорошей компании — и не более. Я на самом деле не вижу причин, чтобы устраивать торжества. Мы проделали хорошую работу, но это только один из этапов. Праздновать будем потом.
— Когда последний раз переживали эмоции, сопоставимые с вторничными?
— Как у главного тренера, такое у меня впервые. Много радости было и после гола Захара Волкова на 94-й минуте в игре с жодинским “Торпедо”, но поединок с “Карабахом” — случай особый.
Но вообще таких эмоций у меня в жизни хватало. Испытывал их, будучи в штабе у Виктора Гончаренко, а затем Александра Ермаковича. Победа над “Баварией”, гол Кривца в ворота “Дебрецена”, матч с “Партизаном” на выезде.
— В чем БАТЭ оказался лучше “Карабаха”?
— Буду банален. Две примерно равные команды: нет большой разницы в бюджетах, истории, уровне чемпионатов. Побеждает тот, кто меньше ошибается. Мы воспользовались двумя просчетами соперника — забили два мяча. Были еще моменты — со “стандартов”, Коля Сигневич в Баку имел хороший шанс. Сами же в обороне отработали надежно. Были единым коллективом как на поле, так и в раздевалке.
— Скажите как тренер, “Карабах” — умная команда?
— Очень приличная, серьезная. Это не дежурные слова. Главный тренер там хорошо работает. Со мной в Минске учатся на категорию “Pro” азербайджанские ребята — возглавляют у себя в стране клубы высшей лиги. О Гурбане Гурбанове отзываются очень лестно. Сильный тренер, дает результат — сделал команду чемпионом, вывел в группу Лиги чемпионов. Азербайджанские журналисты писали, что из-за обилия новичков игра у “Карабаха” еще не сбалансирована. Но я не увидел несыгранности. Тренер работает здорово.
— Говорят, Анатолия Капского во вторник на “Борисов-Арене” не было.
— Это не первый раз, когда по той или иной причине Анатольич отсутствует. Но на связи с командой он постоянно. После игры поздравил ребят по громкой связи в раздевалке. Был приятный, теплый разговор. Потом мы с ним отдельно по телефону общались. И когда я возвращался домой, и наутро несколько раз созвонились.
— В БАТЭ два темнокожих новичка. Сами их просматривали?
— Не только я. Тренерский штаб перелопатил гору информации об этих ребятах. Понятно, больше пользовались видео, какими-то телефонными сведениями. Мукама видели в нашем матче с “Неманом”, а вот Кизито вживую посмотреть не удалось. Тем не менее, уверен, это игроки хорошего уровня. Однозначно усиление для нашей команды.
— Правда, что с БАТЭ тренируется Денис Поляков?
— Правда, но это ни о чем не говорит. Денис с нами по одной причине — попросился поддержать форму. У него достаточно предложений, он их сейчас рассматривает.
— Раньше говорили: БАТЭ собирает сливки белорусского футбола. Сегодня это труднее? Собирают ведь и Брест, и Солигорск…
— Нужно смотреть правде в глаза: сливки сейчас поисхудали. Не скажу, что их нет — талантливая молодежь подрастает. Но не в том количестве, что раньше. И конкуренты, конечно, могут перспективных ребят привлекать. Поэтому обращаем внимание на легионеров. Не вижу в этом ничего зазорного. Единственное, должен быть разумный подход. Адекватные деньги и торг, а не агентский шантаж или какое-то неимоверное рвачество.
— Александр Глеб сможет постоянно играть на том уровне, какой показал с “Карабахом” в Борисове?
— Да. Почему нет? У Саши была большая карьера. Он и сегодня штучный товар. К нему нужен особый подход. Не только психологический — даже в плане игрового времени. Чтобы Глеб был стабилен, к его использованию следует подходить взвешенно. Учитывать график, перелеты, переезды. И, исходя из этого, решать, играет он с первых минут или выходит на замену. Тогда все будет отлично.
— Как вам работалось в штабе Олега Дулуба?
— Нормально. Любой опыт продуктивен, если правильно его применять. Как сложилась ситуация, мы знаем. Дулуб недоработал. Не сложилось, не получилось — можно разные эпитеты использовать. Но для меня это были хорошие профессиональные отношения и работа рядом с умным человеком.
— Что не получилось у Дулуба в Борисове?
— Поднимать эту тему, значит, обсуждать чужую работу. Оно и так некорректно, а учитывая, что я только становлюсь на эту стезю… Не хотел бы оценивать более старшего, более опытного коллегу.
— Вы так долго оставались в БАТЭ на ассистентских ролях, что могло показаться, будто амбиций главного тренера не имеете…
— Отвечу просто: всему свое время. Тренер такая профессия… 30 тебе лет или 70 — с башкой на плечах всегда можно быть востребованным. Я никогда в жизни не лез через головы, через заборы. Как складывалось, так складывалось. Прекрасно понимал: чтобы стать главным, надо что-то из себя представлять, что-то знать, что-то повидать. Мне это прекрасно удалось — были замечательные учителя. В свое время много взял и от Юрия Иосифовича Пунтуса, и от Игоря Николаевича Криушенко. И, конечно, незабываемо время работы с Гончаренко и Ермаковичем. Что творили Виктор Михайлович и Александр Владимирович — это мы будем еще долго вспоминать. Возможно, лишь спустя десятилетия поймем масштаб достигнутого. Выходы в Лигу чемпионов, победы над грандами, трансферы ребят в Италию, Германию. Для наших реалий это чудо.
Что очень важно: Гончаренко и Ермакович всегда были открыты в плане информации. Не прятали ни методики свои, ни принципы. В любой день и час можно было подойти и спросить. Ни в коем случае их не восхваляю, но переходя к теме моих амбиций… Получая максимум от своих учителей, я понимал, что однажды возможность стать главным может выпасть мне. И для этого нужно иметь какой-то багаж, панцирь. От чего мог бы оттолкнуться.
— Как чисто технически происходило ваше назначение?
— Позвонил Капский. Сказал, сотрудничество с Олегом Анатольевичем заканчивается, следующую тренировку проводишь ты, готовишь команду к предстоящим матчам. Что-то в этом роде. Никаких помпезных встреч не было.
— Контракт успели переписать?
— Некогда было. Горячая пора — “Гомель”, “Неман”, “Шахтер” на носу… На подходе жеребьевка Лиги чемпионов. Плюс большая группа ребят в сборной. Заниматься контрактом, бумагами не было ни времени, ни желания. Приходилось впрягаться. Сразу же пошла работа и по штабу — вернули в БАТЭ Александра Петровича Лисовского. И здесь я должен поблагодарить “Смолевичи”, которые в этом вопросе пошли на уступки.
— Один из игроков БАТЭ — ваш родной брат. Легко к нему относиться объективно?
— Как бы это ни прозвучало, отвечу так: я не тренирую брата — я тренирую полузащитника Дмитрия Багу. Отношусь к нему, как к другим. Если надо — пихану, заменю, похвалю, не поставлю в состав. В Дудинке, в раздевалке, на “Борисов-Арене”, на чужом стадионе — везде он для меня просто игрок БАТЭ. Номер 25.
А уже потом, если мы у родителей — собираемся на Новый год, Пасху, крестины и все остальное… Там пожалуйста. Можем посмеяться, детство вспомнить, любую тему поднять. Родные же люди. Но в работе вся родственность уходит на второй план.
— И младший к вам сразу по имени-отчеству?
— В основном он молчит. Видимо, если что-то надо, обращается ко мне через Скавыша или Филипенко. (Улыбается.)
— Когда меняли Дмитрия во вторник, косой взгляд не поймали?
— Да ну, вы что… Во-первых, у него было повреждение — держал лед в перерыве. Во-вторых, начало сводить икру, по которой он получил еще в Хельсинки. В-третьих, подустал — надо было освежать игру, центральную ось. Человек, который вышел вместо Баги, со своей задачей справился.
— Филипенко сказал, что за поражение от ПСВ команду никто не упрекнет. Вы упрекнете?
— Объясню, почему к этим словам нужно относиться нормально. В играх с ХИКом и “Карабахом” был один подтекст — “или-или”. В матчах с ПСВ все иначе. Как бы мы ни сыграли, задача-минимум выполнена. Все равно будем в группе. Егор именно это и имел в виду. Вместе с тем к ПСВ будем готовиться самым серьезнейшим образом. В ближайшее время Молош вылетает в Голландию собирать информацию. Все последние матчи соперника обязательно изучим, посмотрим, как работает новый тренерский штаб. Нас ждет важнейшее испытание — борьба за группу Лиги чемпионов.
— БАТЭ живет на деньги, которые зарабатывает в еврокубках. Насколько этот фактор доминирует в клубе, определяет мотивацию, настрой на игру и работу?
— Когда ты сам зарабатываешь — своими руками, ногами, башкой, пахотой, болячками, кровью… Это своего рода локомотив. И даже немножко наркотик. Попросить у богатого дяди проще всего. Другое дело, когда знаешь: вот оно лежит, но, чтобы взять, нужно приложить усилия. Это заводит. Если удается, получаешь огромное удовольствие — и спортивное, и человеческое.
Естественно, все в БАТЭ понимают, насколько важны призовые за еврокубки. Что они дают — клубу, тебе, твоей семье. При этом не надо думать, будто мы алчные и все делаем только ради денег. Хочется и поиграть на красивых стадионах, против больших команд, сильных тренеров. Это тоже наркотик.
— Иванич здорово сыграл с “Карабахом”, но в целом сейчас не так ярок, как прежде. Согласны?
— Как и Глеб, Мирко — штучный футболист. Самокритичный, ранимый парень. С ним нужно много разговаривать, своеобразно обходиться. Не скажу, что он в плохой форме. Иванич очень полезен. И в прошлом году, когда забил два гола “Александрии”, и сейчас — открыл счет в ответном матче с “Карабахом”. Разве что наигрался к концу лета. Кроме БАТЭ, еще и в сборную отлучался — и скоро снова поедет. Может, где-то усталость сказывается. Это нормально. Невозможно на протяжении всего сезона держать одинаково высокую форму.
— Ермакович работу с командой строил через индивидуальные беседы. Это и ваш метод?
— Общаюсь с ребятами на полную катушку и получаю удовольствие. Это никакое не панибратство, когда мы сели, обнялись, ударили в ладоши и “чешем” сказки друг другу. Мне интересно, что у футболистов происходит в жизни, какие у них мысли, что они думают о чемпионате мира и недавних хоккейных матчах. Ни в коем случае здесь нельзя переходить грань и закидывать ноги на стол. Но этого и нет. В БАТЭ ребята умные. Знают, где работа, а где отдых.
— О чем последний раз говорили с Гордейчуком? Сезон у парня идет насмарку…
— С Мишей общаемся постоянно. Сейчас снимки показывают, что у него нет никаких повреждений. Боль есть, но она естественна — сказываются большие нагрузки после длительной паузы. У Миши нормальное психологическое состояние. Он знает, какие были проблемы и что они позади. Раньше его вгоняло в “кислоту” неведение. Почему болит? Как лечить? Слишком долго с этим не могли разобраться и поставить правильный диагноз.
— К депрессии он бывал близок?
— К депрессии — нет. Но переживал. Это понятно: у тебя хороший возраст, а играть не можешь. И время уходит. Миша держался молодцом, ребята его поддерживали. Все рекомендации врачей выполнял от и до.
— Интересные поздравления с выходом в группу получали?
— Игорь Васильевич Гамула меня с первой игры терроризирует эсэмэсками. Играл у него в “Даугаве”, с тех пор общаемся. Также из Латвии поздравил Марьян Пахарь. Из Беларуси — Ярослав Чуприс, Михал Михалыч Захаров все время какие-то видео присылает. Что особенно приятно, были теплые слова от старших коллег — Юрия Пунтуса, Игоря Криушенко, Людаса Румбутиса, Сергея Яромко… Ну вот так — футболисты, хоккеисты. Еще ребята из предпринимательской сферы — учились, тренировались вместе.
— Сколько выходных дали игрокам?
— Два.
— Команду будет трудно собрать?
— Никаких проблем. Выходные необходимы — ребята истратили слишком много сил. И моральных, и физических. С 1 по 14 августа сыграли три важнейших матча с четырьмя перелетами. Огромная нагрузка, нужно отдохнуть, зализать раны. После вторника команду никто не контролировал, но я уверен: в пятницу соберемся, и все будет отлично.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь