Лига Европы. Алексей Шпилевский: А напоследок я скажу. “Менталитет, лень и упрямство не позволяют нам развиваться”
В субботу на адрес “ПБ” пришло послание, составленное самим Алексеем Николаевичем. Публикуем его с небольшими правками и сокращениями. Полагаем, оно поможет лучше понять молодого тренера, у которого роман с белорусским футболом откровенно не сложился. И который отбыл восвояси под аккомпанемент пламенной критики.
Алексей ШПИЛЕВСКИЙ
Неудача — это возможность начать заново, но уже более мудро. Нет ничего позорного в справедливой неудаче — позорно ее бояться.
И даже за эту “неудачу” я хочу в первую очередь поблагодарить руководство “Лейпцига”, Фридера Шрофа и Ральфа Рагника. За доверие, обучение, воспитание и шанс поработать во взрослой команде с традициями — брестском “Динамо”. Также большое спасибо А.Н.З. (вероятно, имеется в виду руководитель “Динамо” Александр Зайцев. — “ПБ”.), который предоставил мне такую возможность. Спасибо огромное фанатам “Динамо” — за понимание и поддержку. Мне было безумно приятно находиться с вами. Не только Брест, но и Беларусь должна вами гордиться!
Есть такая цитата: находись с теми людьми, которые преследуют ту же цель, что и ты. Чтобы команду мобилизовать и заразить своими мыслями, тренер и его штаб должны внести две трети энергии, знаний, дисциплины. Но нельзя забывать и об оставшейся трети — это внутренняя мотивация игрока. Да, это так. Но, увы, наш менталитет, наша лень, наше самолюбие и наше упрямство не позволяют выходить на новый уровень и прогрессировать.
На прошлой неделе Дуглас Коста сказал: “Невозможно успеть за Криштиану на тренировках. Когда мы приходим, он уже занимается, а когда уходим, он продолжает работать”. Теперь ответьте мне: зачем это 33-летнему многократному обладателю “Золотого мяча”, добившемуся в футболе всего? Все просто: он не должен, а хочет — им движет желание быть еще лучше. А как у нас? Все думают, что 60 минут повалять дурака, посмеяться, походить при упражнениях, убить время и первым уехать домой — этого достаточно. Потом мы удивляемся, почему тренировка была неинтенсивной. Или почему не готовы играть в быстрый футбол. Ответ снова-таки прост: какой вклад — такой и результат.
А когда от игрока слышишь: “Здесь к этому не привыкли”… Это лень и внутренний комфорт. Меняться мы не хотим. Здесь надо не перестраивать, а заново строить. Да, возрастных не переделаешь. Но они должны работать еще больше, проявлять самоотдачу и увлекать молодежь. А как у нас? Я двадцать лет так играл — буду играть и дальше. Я двадцать лет бубнил на тренировках — буду бубнить и дальше. Я двадцать лет нарушал режим — буду нарушать и дальше. И приходит новое поколение и заражается этой болезнью.
Тренерам это, мягко говоря, безразлично. Каждый думает только о себе, главное — избежать конфликта. Лучше позволять игрокам все, закрывать глаза на этот ужас, смириться. Зачем напрягаться?! Потренировал 60 минут и домой. И получается, что не тренер руководит командой, а команда тренером. Учиться и стараться никто не хочет — это, к сожалению, мы увидели.
Два десятка специалистов окружают первую команду, а по факту работают пять человек. Что другие? Все хотят быть вождями, а не индейцами. Легендарный специалист, проработавший полжизни в бундеслиге, говорил мне: “Алексей, я за 20 лет ни разу не видел, как администратор моется”. Или вы считаете нормальным, когда тренер тратит время на уборку базы? Должен он, по- вашему, убирать столы только потому, что инициативу никто не проявит? Эта лень очевидна у 95 процентов сотрудников. И, следовательно, у игроков. У нас есть талантливые ребята с большим желанием развиваться. Но когда их окружают любители, постепенно они становятся такими же.
Как может 18-летний парень, играющий в белорусском чемпионате, говорить о нежелании учиться? То есть повалять дурака на тренировке, а затем играть в приставку или сидеть в баре?
Я в 29 лет с удовольствием снова поступил в университет. Несмотря на плотную занятость в академии “Лейпцига”, где тренеры работают с 9.30 до 22.00, все равно находил время прослушать лекцию. Не потому, что “надо” — потому что “хочу” развиваться.
Вы говорили, что я ошибался? Что ж, давайте по пунктам.
Замены в матче с “Шахтером”
Дал шанс Садовскому — это не правильно? Выпустил его вместо Милевского? Так тот должен был поддержать молодого парня. А что делает он? Гнобит и убивает морально. Или нужно молодых держать на скамейке до 25 лет? И пробовать лишь в тренировках и спаррингах? Нет, считаю, как раз в важных матчах необходимо им доверять, используя их огромное желание и юношескую игривость, которая может подсказать неординарные решения.
Конфликт с Милевским
Он говорил, что я пришел из ниоткуда. Что убрал лидеров команды. Мол, какой у него уровень, если тренировал лишь в академии “Лейпцига”? Что он может сказать, если футбола в жизни не видел нормального?..
Я на многое закрывал глаза. На все: ужасную репутацию, слухи, хотел сам убедиться. Но если человек не имеет ни капельки уважения не только ко мне, но и к партнерам, то надо принимать правильное для всех решение. В первую очередь для команды.
Я пришел из ниоткуда? Клуб бундеслиги, играющий в ЛЧ, — это “ниоткуда”? Милевского и многих других туда даже на стажировку не взяли бы. Я футбольной жизни не видел? Вокруг меня легендарные люди, про которых раньше только читал. Общаться с ними — уже этому можно позавидовать. Спасибо богу за это.
Что до расставания с лидерами, то лидер — это не только мастерство, но и профессионализм во всем. В отношении к делу, тренеру, игрокам, зрителям. К превентивным и восстановительным мерам — это сон, питание, режим. Лучше не буду продолжать, а то многие могут пострадать…
Грань позора в Клецке
К сожалению, грань позора — это то, насколько ужасно обучены наши молодые игроки. Но я в этом виню не ребят, а тех, кто их готовил. Мат, сплетни, упрямство, негатив, отсутствие моральных и жизненных принципов, лень и примитивизм наших так называемых детско-юношеских тренеров делают молодежь такой. И потом мы удивляемся…
Финальные 20 минут в домашней игре с “Атромитосом”
К сожалению, у нас такой менталитет: даже если выиграем чемпионат мира, все равно будет все плохо. Банальный пример: любимая команда прилетает в свой город — и первое, с чем ты сталкиваешься, это сарказм пограничника. “Какие вы трупы”. Так же и здесь. А почему не написать про фантастические 70 минут в игре с “Атромитосом”? Или вам нравится смотреть, когда играют в стоячий футбол, как сто лет назад?
Кадровые решения в матче с “Аполлоном”
Я корю себя за удаление в матче с “Атромитосом” — подвел команду. Киприоты были на каждой позиции на три головы выше. Следовало искать стратегию, с помощью которой можно было бы победить. А это — дисциплинированные, компактные, синхронные действия без мяча и быстрые переключения, а не замедленная игра поперек поля. Очень не хватало Каргаса, он один из немногих в команде, кто понимает, что такое выкладываться на сто процентов.
После удаления Залеского нападающие должны были опускаться на непривычные позиции — это неизбежно. Или следовало играть с шестью форвардами по схеме 3-0-6? Даже если у тебя удаление, надо за счет разумного прессинга сделать из меньшинства большинство. Будешь пассивен, противник тебя убьет.
Перепалка с тренерами “Луча”
Опять же это говорит о печальном интеллекте белорусских специалистов. Мат, влияние на бедных судей, бездарный коучинг и неуважение. “Хватит жаловаться, сынок”… Если кто-то меня хотел отцом обидеть и думает, что я по профессии “сын”, то вы ошиблись. Страсть, профессионализм, дисциплина, знания, уважение к людям — вот что меня ведет по жизни. И будет дальше вести.
А насчет отца… Если бы такой интеллигентный и грамотный специалист работал в нашем футболе, тогда бы и футбол у нас был. А за это время я понял и увидел своими глазами, что столкнулись два разных мира.
P.S. Отец Алексея Шпилевского — футбольный агент Николай Шпилевский, который, как многие считают, способствовал трудоустройству сына в Бресте. По сведениям “ПБ”, вскоре “Динамо” покинут Христос Пападопулос и Томми Яниген, работавшие ассистентами в штабе Шпилевского.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь