Директор “Витебска”. “Пару лет назад меня критиковали: кто тебя надоумил взять Ясинского?”
А в беседе с ее директором Николаем ВАЙТЮХОВСКИМ мы говорили не только об игре северян, но и о бюджете, задачах, перспективах — о том, чем должен быть озабочен клуб, который живет не одним днем.
— “Витебск” делит второе место с минским “Динамо” и “Шахтером”: приятное откровение или хотелось большего?
— Изначально таких перспектив к осени не строили и никогда громко о них не заявляли. В беседах с Ясинским намечали потолок, которого можем достичь при хорошем раскладе, и сейчас получается хороший расклад. Прекрасно понимаем: останавливаться, когда есть шанс прыгнуть выше головы — то есть попасть в тройку, нельзя. Кто знает, удастся ли потом собрать команду, у которой все будет складываться столь удачно? В общем, вмешались в медальную гонку: не отстаем и сражаемся за то, что замаячило на горизонте.
— По яркому футболу “Витебска” возникает ощущение, что на игроков не давит груз борьбы за награды.
— Пытаемся максимально раскрепостить команду: как получается, вам виднее. Но, мне кажется, на “Динамо” и “Шахтер” давление серьезнее. В конце концов, если “Витебск” не подвинет минчан или солигорцев, — а сделать это очень хочется, — не думаю, что в нас бросят камень. Условно говоря, наши конкуренты едут на иномарках, а мы на автомобиле отечественного производства.
— Имеете в виду финансы?
— Не секрет, что у двух клубов, с которыми теперь соревнуемся, они совершенно другие. Понятное дело, считаю наших игроков лучшими. Но в то же время отдаю себе отчет, что никто из наших нынешних конкурентов не имел на них спроса.
— Ходили слухи, что Наумов мог оказаться в минском “Динамо”.
— Вы говорите про паузу в чемпионате, когда у футболистов действовали контракты, а я — про межсезонье. Если бы тогда насчет кого-то возникло серьезное предложение, у нас не нашлось бы других аргументов удержать ребят, кроме патриотизма и хорошего коллектива.
— В паузе кого-то из ваших игроков хотели переманить?
— Что значит “переманить”? Спрашивали, при каких условиях они могут перейти. Отвечал: при действующем контракте есть только один вариант — купить футболиста. В принципе на этом все разговоры заканчивались. Почему? Продавать лидеров за символические суммы не намерены.
— Кто и по кому обращался?
— А какой смысл все будоражить? Допустим, если условно Наумов изъявляет огромное желание перейти в другой белорусский клуб, тогда можно подумать над вопросом вместе. А если футболист не имеет особой заинтересованности, то и говорить нечего. Довольны, что все ребята, по которым существовали предложения, остались. Думаю, и они не расстроены.
— Какой матч команды вам запомнился больше?
— Все домашние: на стадионе собирается много зрителей — и команда их радует. Но по накалу и качеству футбола выделю поединок в Борисове. Если бы перед встречей с БАТЭ нам сказали, что сыграем 1:1 — ответили бы, что это очень неплохо! С другой стороны, если мы не довольны ничьей на “Борисов-Арене”, то, видимо, растем…
— Футболисты “Витебска” сделали немало комментариев по поводу пенальти, назначенного Кульбаковым на 89-й минуте.
— После игры у всех были эмоции. Моя точка зрения: зачем громко рассуждать о том, что изменить уже нельзя? Пенальти назначен, протокол матча подписан. Протест мы не подавали, так как не нашли железных оснований. У каждого есть свое мнение — и с ним можно спорить. Но есть официальный итог матча — и здесь не поспоришь.
— Чувствуется, что команда подняла интерес витебских болельщиков к футболу?
— Сейчас мы как одно целое. Матч со “Смолевичами” посетили почти четыре с половиной тысячи — и возникли в некотором роде приятные проблемы. Вот решаем, как улучшить пропускную систему. И чтобы работали четыре кассы. Договариваемся с милицией, дабы вход на стадион осуществлялся хотя бы с двух сторон. Люди видят, как “Витебск” играет, — и идут на футбол. Цифры говорят сами за себя: по домашней посещаемости мы на третьем месте после Бреста и Борисова. Еще очень приятно, что набрали больше всех очков на своем поле, ведь в первую очередь хочется радовать родных болельщиков. И чем лучше команда будет играть, тем больше будет зрителей. При этом с техническим персоналом клуба постоянно обсуждаем, что сделали не так — и что можно улучшить. Да, наш менеджмент не совсем успевает за спортивным результатом команды, которая движется вперед быстрее. Но и мы пытаемся развиваться.
— Значение Ясинского для “Витебска” сложно переоценить?
— Лучше и не скажешь. Ясинский и отличный коллектив, в котором многие играют вместе уже четвертый год, — наши козыри. Выполняем то, что провозглашали сразу — не шарахаться из стороны в сторону. У тренера всегда существовал кредит доверия. В игре, которая нравится болельщикам и приносит результат, его заслуга — главная. А я никогда не вмешивался, как тренировать и кого ставить в состав: глупее этого с моей стороны ничего не было бы. Вместе обсудить насущные вопросы, посоветоваться — да. Но влиять на решения тренера — извините… Кстати, одни и те же люди со значимыми должностями, пару лет назад спрашивали: кто тебя надоумил взять Ясинского? Это не тренер для серьезных задач… Короче, тогда критиковали, сейчас же восторгаются работой Сергея Михайловича. Ребята, а может, вы вспомните, что говорили два года назад? Так у каждого из них такой ответ: это не я — ты что-то перепутал…
— А переманить Ясинского никто не пытался?
— Ко мне никто не обращался, все слухи — в том числе и о брестском “Динамо” — узнавал из прессы. У нас хорошие отношения с главным тренером: думаю, если бы к Ясинскому обращались, он бы мне сказал.
— Жалко ли было расставаться с Ледесмой?
— Жалко — не то слово… Даже не знаю, с кем его сравнить. Более сильные футболисты у нас в чемпионате имеются. Но чтобы устроить и шоу для зрителей — неимоверным голом или пасом — фамилий игроков наподобие Ледесмы на ум не приходит. Так сложилась жизненная ситуация. Старались сохранить его как могли, отпускали домой уладить отношения… А получилось, как получилось. Общаемся с ним, Рафаэл переживает за команду. Надеюсь, если будет что праздновать в конце сезона, приедет.
— Но почему он уехал?
— У него на Мальте жена и двое детей. И так сложились обстоятельства, что необходимо было быть с семьей.. Рафа долго колебался, но в итоге сказал: будь я лет на десять моложе — может, поступил бы иначе. А сейчас дороже семьи для меня ничего нет — и попросил принять его решение. Удерживать Ледесму не имели морального права. Пару дней назад переписывались: у него появились варианты с двумя мальтийскими командами. Кроме того, он там еще и работает.
— Попутно Ледесма выступал переводчиком Вандерсона и Фурлана. Кто сейчас?
— Знаете, в чем-то это поучительная история. При Ледесме его земляки не напрягались. Надо в магазин? Рафа, пошли. Захотели погулять, покушать в кафе? Рафа, пошли… И вот три дня назад ко мне с обычным бытовым вопросом пришел Фурлан. И что? Бруно пару раз заглянул в “гугл-переводчик”, объяснил мне суть своей проблемы на русском… В итоге за пятнадцать минут мы поняли друг друга и все решили. Не уехал бы Ледесма — думаю, Фурлан и Вандерсон не начали бы плотнее учить язык. Если раньше оперировали только футбольными терминами, то теперь жизнь заставляет знать чуть больше.
— Как удалось заполучить из киевского “Арсенала” диспетчера Старгородского?
— Разговаривали с Артемом с поры его ухода из Солигорска. Ясинскому и мне нравился этот футболист: когда играл за “Шахтер”, был одним из лучших в Беларуси, если не лучшим. Но он остался в Киеве, где дом, семья, дети. Позвонил, извинился. Закончили разговор шуткой: никогда не говори “никогда”. И вот очень понадобился исполнитель на эту позицию, а он как раз свободен. Поговорили по телефону пять минут. Диалог был коротким — Старгородский в этом смысле вообще уникальный человек: “Условия те же, что вы предлагали раньше?” “Да — больше мы просто не можем”. — “Хорошо, решу один семейный вопрос и вылетаю ближайшим самолетом”. Вот и все переговоры.
— Согласитесь, что с ним командные действия “Витебска” стали еще убедительнее?
— Это совершенно разные исполнители с Ледесмой: их сложно сравнить, хоть позиция та же. Но Артем более командный игрок, и с ним хуже играть точно не стали.
— На ваш взгляд, кто незаменимый футболист “Витебска”?
— Как известно, незаменимых нет. В первую очередь мы сильны коллективом, но мне сложно представить команду без Наумова, Козлова и Вергейчика.
— То, как раскрылся Кирилл, для многих стало откровением.
— Его тоже хотели пригласить гораздо раньше: разговаривали с солигорцами до отъезда Вергейчика в аренду в “Неман” в первой половине 2016 года. Ясинский видел в нем большой потенциал. Может, то, что Кирилл сейчас второй бомбардир чемпионата, для кого-то и неожиданность. Но не для нас.
— Наумов, Вергейчик, Матвеенко: многие футболисты “Витебска” нынче на виду, однако вызов в национальную сборную из клуба никто не получил. Недотягивают?
— Если не взяли, значит, так и есть. Игорь Криушенко отвечает за результат — он собрал тех, кого считает сильнейшими. Поэтому и обсуждать нечего. Тем более футболистов, которые на голову выше вызванных, у нас не вижу.
— Сложно представить, что “Витебск” финиширует пятым. А ведь даже четвертое место — это большая вероятность участия в еврокубках. Думаете над тем, как сохранить команду?
— Безусловно. Правда, пока до конца не представляю, что смогу предложить игрокам, — у нас три года одинаковый бюджет. Поймите правильно: не жалуемся — напротив, у многих в последние годы довольствие уменьшалось. Возможный выход на международную арену? Отвечу так: будет все хорошо у города, он и нас не обидит.
— Какова средняя зарплата игрока “Витебска”?
— Тысяча “американских рублей”. И пусть в это мало кто верит, а некоторые даже рассказывают, какие большие деньги у нас получают футболисты. Да, есть премиальные и бонусы. Но ведь они могут набежать, а могут и нет. Вообще же у нас все четко прописано.
— Хорошими будут бонусы, если финишируете в тройке?
— Для кого-то они не слишком значимые. А по меркам “Витебска” — да, неплохие.
— Не боитесь, что в случае непопадания в призеры внимание властей к команде понизится? Ведь когда мечта близко, с ней еще сложнее расставаться…
— Руководители, курирующие нас в последние годы, хорошо разбираются в футболе — и видят, с кем мы конкурируем. Я соломку не стелю, просто реально оцениваю ситуацию. Если с медалями не сложится, разочарование будет сильным. Но не настолько, чтобы сравнивать его с крахом. Вместе с тем очень хочется верить, что в начале декабря мы порадуемся — вместе с городом, регионом и нашими болельщиками.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь