ГОЛОС ГАЛЕРКИ. Казенщина
…БВГдай-ка!
Составленная по всем законам жанра заслуженными представителями баскетбола, волейбола и гандбола челобитная на высочайшее имя открытым текстом взывала о помощи “сиротствующей триаде”, оставшейся без должного государственного попечения. Популярные игровые виды спорта терпят бедствие и нуждаются. Средой их существования стал режим выживания. Национальные первенства сиры и убоги. Внутреннее игровое пространство, подобно шагреневой коже, на глазах сужается. Сверимся с соседями. Польские элитные лиги включают в себя: в волейболе — по 10 мужских и женских команд (у нас — по 8), в гандболе — по 12 (у нас мужских — 9, женских — 6). В баскетболе у поляков соответственно — 14 и 10, у белорусов — 6 мужских. Женский баскетбольный чемпионат ввиду хронического некомплекта пока так и не стартовал. Та же невыигрышная для белорусов цифирь получается и при сравнении с Украиной. Но еще разительнее будут контрасты при сопоставлении качественного уровня клубов. Скажем, в баскетболе у ближнезарубежных команд в составе по паре-тройке добротных легионеров, приличные игровые залы, достойное содержание и, как результат, зрелище, на которое ходят люди. Впечатляет и баскетбольная география у соседей: польские Староград, Колобжег, Влоцлавек, Сопот, Слупск, украинские Сумы, Мариуполь, Южный, Ровно, Черкассы — отнюдь не мегаполисы — могут позволить себе иметь клубы в элитных лигах. У нас их всего полдюжины, причем Брестская область для отечественного баскетбола — terra incognita — нулевое представительство. Возможно, эти сравнительные экзерсисы покажутся некорректными, принимая во внимание, что на момент обретения спортивного суверенитета в 1991 году в белорусской “геймбольной” обойме наличествовало по одной штуке штыков-флагманов в каждом из трех видов. Только ведь почти за пятнадцать лет даже маломальских условий для роста так и не создано, а флагманы разбазарены.
Тришкин кафтан
Сей удручающий факт не может не бросать тень на репутацию процветающей спортивной державы, коей числит себя наше мощное государство. Но не все же так скверно, наверное, у нас просто иные игровые приоритеты. И если продолжить сличать, то не с футболом, конечно. Там с Польшей и Украиной — участниками ЧМ-2006 — мы пока и рядом не стояли. Но на фоне, положим, хоккея вполне пристойно выглядим: у западных соседей 8 “голов” в экстралиге (+1 в нашу пользу), а у южных и вовсе всего одна “корова”, которая вот-вот…
В хоккее Беларусь, вообще, многим забьет баки, ибо промыслом божьим и тщанием вид этот наряду с футболом причислен здесь к лику “А”, пользуясь от щедрот преференциальной избирательности. “Хоккей есть хоккей, и этим все сказано”, — как недвусмысленно “свещал” давеча “контурный” теледиктор. Но, однажды сказав “А”, затем следует произносить: “Б”, “В”, “Г”… Азбучная истина. Или на всех не хватит? Только не стоит принимать это за “шариковское”: взять все и поделить! “Никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата”, — гласит библейская притча (Евангелие от Луки, гл. 5, ст. 36). Так неужели выстроенная в отечестве система жизнеобеспечения спорта уподоблена прохудившемуся тришкину кафтану и не в состоянии “залатать” баскет-, волей- и ганд- больные дыры? Казна не снесет еще троих?
Гулькин нос
Наша спортивная отрасль по-своему уникальна, так как все источники ее финансирования (за редчайшими единичными исключениями) сконцентрированы в руках государства, у кормила власти. И кормило это спортсменов кормило и кормить будет, лишь имея в виду их медальный “откат”. Во главу угла поставлены пресловутые “человеко-медали” как результат деления “человеко-рубля” на “человеко-место”. Эдакий хозрасчет с “человеческим” лицом. Понятно, что медаль атлета-индивидуала обойдется казне дешевле такого же “зачета” в командных игровых видах. Да и какие там могут быть зачеты при нынешней мировой конкуренции? Но парадокс в том, что в державах с рыночной экономикой “игровики” — от футбола до водного поло — самодостаточны. К ним привлечено внимание спонсоров, которые видят перспективу для своих товаров в рекламе на носителях игрового продукта. То есть там зрелищные виды как бы отделены от государственной кормушки, не зависят от его прямого финансирования, даже в дорогущем хоккее. У нас не рынок, а его социализм, поэтому белорусская клубная модель невозможна без господдержки. Стоило летом проволокитить с пролонгацией хоккейных льгот, как с мест поступил сигнал SOS.
Наши спонсоры-доброхоты идут в спорт, лишь когда государевы мужи поставят их перед фактом таковой нужды. Потому как и спонсоры у нас — люди государственные, казенные. Других где взять? Минспорта подсчитало, что в прошлом году 23 футбольных и хоккейных клуба страны благодаря протекционистским указам главы государства по совокупности получили от предприятий 46,9 миллиарда рублей (около 23 млн. долларов) в качестве государственной поддержки. Много это или мало? Для нашей экономики, возможно, сумма существенная, судя по тому, как ее публично преподнес начальник управления спорта Николай Бабец. Для европейского футбольного клуба средней руки это всего лишь один годовой бюджет. Но даже и половины сей суммы, будь она направлена на подъем баскетбола, волейбола и гандбола и попади в толковые руки, хватило бы для того, чтобы выдернуть “сирот” из унизительной нищеты и дать толчок их развитию.
Союз мяча и сетки. Тарифной
Причины теперешних бед при желании можно поискать и в самом игровом сообществе, в так называемом человеческом факторе. Как говорится, настоящих, буйных, мало, вот и нету вожаков. Недавно гандболисты польской сборной на турнире в Познани вышли на матч в майках с надписью: “Президента Будзяка и администрацию в отставку. Помогите нам”, выражая, таким образом, протест против бездействия тамошнего главы гандбольного союза. Вы можете представить себе такую ситуацию у нас? А ведь поводов для подобных демонстраций в отечественном гандболе не меньше. Или всех все устраивает? Железовского срочно сместили, Ерина до срока “ушли”, а отчетно-выборная конференция БФГ все никак не соберется, хотя ее лидер Кулаковский заявил о намерении уйти в отставку еще полтора гора назад. Надо думать, гандбольная общественность ждет, что чиновная челядь, рьяно взявшаяся ныне “принимать меры по кадровому укреплению руководящего состава федераций”, переведет-таки этот вопрос в “стадию решения”. Только ведь главное сейчас для них, кажется, отрапортовать о “наведении порядка с оплатой игроков”, втиснув игроцкое ремесло-искусство в прокрустовы ячеи Единой тарифной сетки. Видимо, чтобы помнили: кто платит, тот и сетку заказывает…
…“В лучшие времена дам больше”, — заявил бывший гласный городской думы Чарушников, заерзав и дав от силы тридцать рублей. “Лучшие времена скоро наступят, — сказал Остап. — Впрочем, к беспризорным детям, которых я в настоящий момент представляю, это не относится”.
До лучших времен!
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь