Владимир Коноплев: если бы они еще не курили... Шевцов и Чатер будут работать столько, сколько я в федерации

22:09, 22 октября 2018
svg image
5695
svg image
0
image
Хави идет в печали

Встреча состоялась вчера и растянулась на полтора часа. Говорили обо всем — о сборных, о регламенте чемпионата и в целом о том, на каком свете нынче белорусский гандбол.

— Год, на наш взгляд, получается неудачным. Мужская сборная не вышла на чемпионат мира, юношеская не пробилась в элиту чемпионата Европы, СКА и БНТУ-БелАЗ уже вылетели из еврокубков… Это стечение обстоятельств или закономерность, выстроенная из ошибок?
— Я не сказал бы, что нынешний год неудачный. Он просто неприятный. Если брать еврокубки, то здесь в принципе все закономерно. Что касается мужской сборной… Костяк команды в тех матчах с австрийцами составляли ребята, которые в 2015 году выступали на чемпионате мира: Пуховский, Шилович, Рутенко, Баранов… За эти годы мы, увы, не смогли создать полноценный второй, а то и третий состав. Это наш большой пробел. И это вина не тренеров сборной, а работников федерации. Мы не сумели провести определенную работу по отбору игроков с тренерами на местах. Это первое. Второе — ни в одном виде команда не может исключительно подниматься. Иногда наступает спад. Хотя спадом я бы это не назвал. Вот произошла та нелепая случайность с Кулешом, который после ухода Рутенко начал превращаться в звездочку. Достойно заменить его не получилось. Ведь какие у Шевцова были планы? Поставить в защиту Шинкеля, Кулеша, Бохана, которые за два метра ростом. Это была бы непробиваемая оборона. Увы, пока не дошел до нужной кондиции Шинкель. Но подрастает неплохая смена. Конечно, неприятно, что мы не смогли преодолеть маленькую ступеньку и выйти в элиту юношеского гандбола. Но и среди ребят 2000, 2002 годов рождения тренеры наметили несколько перспективных игроков для главной сборной.

— После неудачи в матчах с австрийцами вы говорили: “Даже если Шевцов захочет подать в отставку, ее не приму”.
— Я сказал немного не так: Шевцов и Чатер будут работать столько, сколько я в федерации. Никогда никого не сдерживаю. В моей практике есть похожие случаи. Люди писали заявления. Но это ведь может быть сделано на эмоциях. А с Шевцовым и Чатером мы просто поговорили. Это очень талантливые люди. Если что-то не получается, их вина мизерная.

— Как восприняли новость, что Шевцов может возглавить “Мотор”?
— Ой, никак. Мы с ним в неделю созваниваемся два-три раза. До того как увидел новость, тоже поговорили. Он рассказал об этом варианте. Но сообщил, что отказался от него, как и от других хороших предложений. Благодарен Шевцову. Он тренер, который имеет в Европе вес и знает, что надо делать. Разве что порой слишком интеллигентен и мягок. Когда женская сборная играла спарринги с украинками, в Минск приезжал президент федерации Андрей Анатольевич Мельник. Ну, это молодой Трефилов. Юрий Анатольевич идет другим путем. Игроки его понимают и без криков. Но мне как человеку эмоциональному кажется, что иногда ему, возможно, стоит быть жестче с игроками. Как и Игорю Николаевичу Папруге.

— В четверг сборная начинает новый отборочный цикл. Ваши ожидания?
— Знаете, в каждой игре хочется победить. Ожидания такие тревожные. Почему? В Европе есть элита: испанцы, французы, датчане, немцы, норвежцы, шведы, хорваты. О них говорят с придыханием. И есть два десятка команд, которые примерно одинаковы по уровню. В этот список входят сборные Беларуси, России… Кто выстрелит, мы не можем знать. Боснийцы — мощная, эмоциональная команда. Кстати, хочу поблагодарить БГК и клубы наших легионеров. Мы смогли собрать игроков в Минске на несколько дней раньше положенного срока.

— Вы говорили, что одну из домашних игр евроотбора сборная проведет в Бресте. Уже определились какую?
— С Шевцовым пока не было времени поговорить на эту тему. Но в Бресте обязательно сыграем. Я пообещал болельщикам, они заслужили. Там такие зрители и такая организация — Минск позавидует. На трибунах — эмоции, которые я видел только в решающих играх топ-турниров. Молодцы! Я и своим сотрудникам, а также руководителям СКА, “Машеки” сказал: учитесь.

— Июньское заседание исполкома в Несвиже было закрыто для прессы. Проясните: там обсуждались “правило левши”, лимит на легионеров и старт БГК с первого этапа?
— Да, обсуждались. Эти вопросы поднимали брестчане. Если бы тренеры были категорически против, они пришли бы и сказали: слушай, Коноплев, давай делать по-другому. А так есть критика небольшой группы лиц. Напомню, Шевцов уже давно просил: давайте готовить левшей. У нас отдельные тренеры толще меня. Располнели от безделья. Пускай побегают, поищут. Интеллигентность Шевцова проявилась и здесь. Задача была поставлена, но никто ничего не делал. Нужно было принимать меры.
Лимит на легионеров… Это касается БГК. Когда увидели, что такие наши игроки, как Юринок, просиживают большую часть времени на скамейке, приняли подобное решение. Мировая практика позволяет нам уменьшить лимит до двух иностранцев на площадке. Но это не самоцель. Просто хотим, чтобы наши играли. Вот пришел в БГК новый тренер. У Шевцова с ним прекрасные отношения. У нас догм нет. Этот сезон доиграем так. А там посмотрим: может, вернемся к старому варианту. Возможно, я немного националист в этом плане. Но когда вижу в клубе большое количество иностранцев, разве это команда страны, которую она представляет? Однако сейчас такие тенденции по всему миру. И мы должны подстраиваться.

— За те два года, что действует “правило левши”, в сборной не появилось ни одного нового игрока на этой позиции. Так ли оно нужно?
— Появятся. Есть хорошие ребята 2000, 2002 годов рождения. Вы особенно не зацикливайтесь на этом. В любом случае правило подстегивает.

— Есть мнение, что игроки БГК и СКА, сыгравшие в минувшем чемпионате сразу восемь напряженных матчей, к концу сезона оказались выхолощены, и это повредило сборной.
— Считаю, мнение ошибочное. Ни один игрок, насколько знаю, не жаловался на усталость. Проанализируйте, сколько матчей проводят игроки бундеслиги. А потом… Шилович играет сейчас в Бресте не больше тайма за матч. Юринок отдыхает. Хотя он должен пахать. Говорил Шевцову: Юрий Анатольевич, придумайте для Юринка другие амплуа. Зная, что Андрей хороший игрок, его прикрывают, и он стоит себе спокойно. Шевцов выбрал правильное направление. В том плане, что определенное количество ребят должно играть за рубежом в хороших клубах. Но этот наш славянский менталитет… Да, есть примеры игроков, которые самосовершенствуются. Это Королек. Это, думаю, Гайдученко. Королек наверняка будет тащить за собой и Кулеша в “Виве”. Я вижу сборную не так, как вы. Знаю все. Если бы половина игроков нашей сборной перестала курить, команда поднялась бы еще на три ступеньки.

— Реально ли в ближайшие годы существенно повысить уровень чемпионата?
— Чтобы повысить уровень, нужны деньги. Однажды находился в правительстве на приеме у вице-премьера. Из кабинета выходит губернатор. Поздоровались. Спрашивает: как дела? Говорю: плохо. Мол, в вашем регионе конкретные чиновники поддерживают гандбол не так, как требует время. А он отвечает: сам пришел искать деньги. И называет другой вид спорта. Вопрос: сколько мужских гандбольных команд в Минской области?

— Ни одной.
— И лишь одна — женская. БНТУ. Причем наполовину. А сколько в высшей лиге футбольных команд из Минска и области? Большая часть. Считаю, это просто проедание денег. Еще спрошу: сколько болельщиков собирается на футболе? Мы тоже не можем похвастать, что у нас их огромное количество. Это недоработки наших менеджеров. Да, футбол — игра, любимая народом. Но иногда есть и перехлесты. Что до нас, то будем делать все возможное, чтобы в следующем году увеличилось количество мужских клубов.

— Раньше вы говорили о возможном создании команд в Витебске и Минске — на базе БГУФКа.
— В Витебске женская команда уже есть. Немножко притормозили создание мужской по экономическим причинам. Но планы остались. Думаю, в следующем сезоне она там будет. То же самое — БГУФК. Ректор Сергей Борисович Репкин работает. Пока речь только о мужчинах. Стыдно иметь в Минске лишь одну команду.

— Ваше мнение: БГК стал сильнее по сравнению с прошлым сезоном?
— Да. Тот же матч с “Монпелье” меня очень порадовал. Делая пас в сторону СКА, скажу: не знаю, как армейцы выдержат сезон. Но их игра с брестчанами в Минске по накалу, по красоте не отличалась от матча мешковцев с “Монпелье”. Она подтвердила мое мнение, что чемпионат, как и в прошлом году, будет интересен до самого конца. Пусть вторая встреча и сложилась по-другому.

— СКА не пробился в группу Кубка ЕГФ. Беспокоит, что прогресс молодых армейцев может застопориться?
— Это проблема тренеров. Я не особо обеспокоен. Полагаю, для СКА это сезон накопления сил и опыта. Думаю, в следующем году это будет уже совершенно другая команда. У армейцев план — несколько лет не отдавать игроков. По внутреннему законодательству мы можем запретить гандболистам до 24 лет выступать за пределами страны. Но не делаем этого. А сейчас руководство СКА самостоятельно приняло похожее решение.

— Мужской “Гомель”, женские “Городничанка” и “Витебчанка” снова не заявились в еврокубки… Федерация что-то предпринимает, чтобы избежать подобных ситуаций?
— Здесь несколько причин. Одна, естественно, финансы. Другая — ссылаясь на них, идя на своеобразную уловку, клубы не заявляются, чтобы ни болельщики, ни мы, ни спонсоры не увидели их уровень на евроарене. Когда только пришел работать, удивлялся: чего это наши команды едут играть оба матча за рубеж? Устно это запретили.
Сейчас смотрю: БНТУ захотел — полетел в Люксембург, Краснодар… Почему клуб думает только о себе? За материальной помощью к нам “политех” не обращался. Хотя мы ведь порой оказываем ее клубам, потом нам все возвращают. Мне было бы интересно посмотреть на “Кубань”.

— Нам тоже.
— Поэтому с руководством клуба будем жестко разбираться. И на ближайшем заседании исполкома примем законодательные меры. Это наша лояльность, работа на доверии. Посмотрите на “Машеку”. Он выиграл оба матча Кубка вызова в Могилеве. И болельщикам было интересно.
Чтобы клубы заявлялись в еврокубки, надо проводить комплексную работу. Президент в свое время правильно сказал: спортсменов-профессионалов нужно привлекать к административной работе. У нас получилось так. Андрей Барбашинский отвечает за Гродненскую область. Не дает там спокойно жить. Надеюсь, усилиями олимпийского чемпиона и чиновников “Городничанка” снова вольется в группу лидеров чемпионата. На востоке — Сергей Рутенко. У него там экономические вопросы. Одновременно он вплотную занялся гандболом. Под его руководством в Могилеве выбрали нового главу областной федерации.

— Видите ли в Сергее будущего преемника?
— Знаете, хоть сейчас. Если он, конечно, захочет. У нас не только Сергей подходит для этого — есть и другие ребята. Сколько мы еще поработаем… А у них впереди десятилетия. Конечно, вижу. Сергей пользуется авторитетом и на международном уровне. Пытались продвинуть его в определенные организации. Но в одни он не прошел, в другие сам не захотел.

— Вы упоминали про матчи женской сборной с украинками. Этих же украинок в прошлом году белоруски обыграли трижды…
— Это к Чатеру вопрос. Хочется иногда поругаться и на Томажа, и на игроков, но потом посмотришь, как гандболистки выходят с синяками, разбитыми лицами… А это все-таки девушки. Тот же Мельник говорил своим: вы не приезжайте в сборную улыбаться или кривляться. Томажа при всем его профессионализме ни разу грозным на площадке не видел.

— Состояние женского гандбола вызывает беспокойство?
— Оно вызывает у меня надежду. Хотя, конечно, и беспокойство есть. В свое время ездил с одним возрастом на турнир в Литву. Понял, что мы нулевые против ведущих команд. Сейчас взяли к себе на работу лектора ИГФ Игоря Шестакова. Одновременно он будет преподавать в БГУФКе. Нужно применять науку и в мужском, и в женском гандболе. Вот Чатер объявил об амбициозной задаче попасть на Олимпиаду. Я ему сказал: слушай, Томаж, ты даже не согласовал вопрос со мной. Но раз сказал — отвечай за “базар”. А федерация в этом поможет.

— В плане финансов БФГ крепко стоит на ногах?
— Мы обеспечиваем шесть сборных — три мужских и три женских. Не шикуем, но никому не отказали ни в одном турнире. Иногда помогаем отдельным клубам. Вот, например, “Машека” обращался. Большое спасибо Минспорта, Президентскому спортивному клубу, которые нас поддерживают. Раньше была плотная работа и с НОКом, но, учитывая Евроигры, все финансы направлены туда, и это правильно.

— Чатер признавался, что в прошлом году сборная не смогла выехать на турнир в Румынию.
— Значит, тогда не было денег. Я же говорил, что мы не жируем. Пускай приглашают к себе литовок, украинок, россиянок. У нас были случаи на разных уровнях, когда вояжи проходили впустую. Деньги просто транжирились. Мы это пресекли. Можно же собрать вторую сборную и работать совместно. Как вариант — мужская сборная может играть с БГК.

— Команда Шевцова практически лишилась шансов попасть на Олимпиаду. Все еще верите, что дождетесь, когда она выступит на Играх?
— Ха, несколько дней назад я то же сказал Шевцову. А он в ответ: а почему вы так думаете? По характеру я оптимист и очень хочу, чтобы при моей жизни — буду я руководителем федерации или нет — наши сборные попали на Олимпиаду. Но я просто знаю, сколько есть подводных камней. Иногда негласно поддерживаются команды тех стран, откуда идет наибольшее финансирование. Все обратили внимание, как хорватский тренер схватил нашего игрока в концовке матча на “Европе”. Если бы это сделал белорус — нас лишили бы всего. А ему — только штраф. А как “красиво” нас отсудили российские арбитры. Я могу этого не замечать, но Шевцов видит все очень хорошо. Мол, смотрите, это сделано для того и для того. Говорю ребятам: чтобы поехать на Олимпиаду, мы должны быть на две головы выше команд, которые попадаются на пути к Играм.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?