Лига наций. Ребят пробило на скупую мужскую слезу

22:13, 19 ноября 2018
svg image
871
svg image
0
image
Хави идет в печали

Обстоятельно побеседовали позже — с глазу на глаз, по итогам этого турне и всего группового раунда Лиги наций.

— Наша команда — победитель группы без поражений и пропущенных мячей. Что чувствует ее наставник?
— Пожалуй, удовлетворение от хорошо проделанной работы. Наверное, самое страшное — это когда ты обманываешь ожидания болельщиков и свои надежды. Благо сейчас обошлось. Хотя поначалу отзывы были скептические. Но, повторюсь, мы сделали работу, причем качественно. Естественно, были и шероховатости в игре, но без этого никуда. На первом месте в Лиге наций стоял результат, и мы его добились. Понятно, заодно хотелось поставить и игру, что частично удалось. Но все-таки главное — выход из группы. Так что возвращаемся домой с чувством выполненного долга.

— Сильно волновались перед матчем в Люксембурге?
— При подготовке это чувство отходит на дальний план. Да и назвал бы его иначе — скорее ответственностью за результат. Важно, что большинство ребят — опытные футболисты, уже игравшие на таком уровне. Может быть, даже наоборот, требовалось их успокаивать, чтобы не было психологического перехлеста. И тот мотивационный ролик с участием детей, жен, подруг и родителей, который показали парням на установке перед матчем, по-хорошему их зацепил.

— Расскажите подробнее об этой идее.
— Наш начальник команды Илья Белановский заранее говорил, что есть такие наметки. А накануне встречи показал уже готовое видео. Мы посмотрели — и посчитали, что продемонстрировать его перед выходом на поле будет здорово. Ребят пробило на скупую мужскую слезу. Приятно, когда перед важной игрой тебя поддерживают самые близкие люди. Это задало эмоциональный настрой, по-хорошему мобилизовало парней.

— Какие еще педагогические методы применяете в сборной?
— Ничего особенного. Индивидуальные беседы — обычное явление. Ну и пару-тройку мотивирующих слов непосредственно перед выходом на поле. Излишнее давление тоже не нужно. Все и так взрослые люди, которые сами прекрасно понимают, что к чему.

— Тяготила дилемма, как добывать победу в Люксембурге тактически: ломануться вперед или плясать от обороны?
— Ничуть. Мы ведь и начали цикл так — старались играть первым номером, с контролем мяча. В октябре в Минске действовали против этого соперника в аналогичной манере. Увы, тогда не сумели забить второй мяч. А как известно, от добра добра не ищут. Тем более на этот сбор приехали Глеб и Савицкий, которые органично вписались в такой футбол. И что-то менять просто не имело смысла. Тем более — выстраивать какую-то сверхоборону.

— Все три замены вы произвели по позиции. Только ли усталостью игроков они вызваны?
— Да, нам нужна была ротация состава в группе атаки. Тем более соперник освежил свой левый фланг, через который и попытался на нас надавливать. И ответной мерой стал выход на эту бровку свежего Балановича. На острие появился Сигневич, который может побороться вверху. Ну и Путило вместо Глеба. В структуре игры мы ничего не меняли.

— Год назад поражение на “Жози Бартель” вы назвали позором. Сейчас такие же характеристики были бы уместны?
— Тогда мы впервые столкнулись с этой командой. А она сейчас действительно прогрессирует. Прибавляет в организации игры. Неплохо владеет мячом. Может менять тактику — играть вторым номером либо посредством контроля мяча. Это показали и ее матчи в нынешнем году. Но прошлой осенью взгляды на Люксембург у меня были другие — относился к нему иначе. Да и сказал про позор на эмоциях. Так что теперь важным виделось правильно оценить соперника и уже с учетом этого спокойно подготовиться к игре. По крайней мере безо всяких мыслей о том, что обыграем его на одной ноге. Было понимание, что в любом случае для успеха придется приложить максимальные усилия.

— После виктории вздохнули с облегчением?
— Конечно. Все понимали, что в этой связке матчей ключевой для нас — первый. А уже когда добились победы, оставалось не расслабиться перед игрой в Сан-Марино, не допустить недооценки соперника, а выйти и сделать свое дело.

— Недобор очков случился у сборной только в матчах с Молдовой. Надо ли понимать, что обе те нулевые ничьи вас не устраивают в смысле результата?
— Ну почему же? Не стал бы в уничижительной форме отзываться о молдаванах. Достаточно посмотреть на состав команды — и увидеть, в каких клубах выступают ее легионеры. Считаю, три команды — Молдова, Люксембург и мы — близки по уровню. Поэтому для нас все складывалось тяжеловато. Особенно после тех ничьих. Из-за этого упустили стратегическую инициативу — лидерство в группе. Но ребята понимали, что все по-прежнему зависит только от них самих. И что все решится в Люксембурге. А потому упаднических настроений не было. И оценивать результаты обеих встреч с Молдовой отрицательно не стоит. Разве что отрезки в игре. Ну и понятно: когда не забиваешь, победить тяжело.

— Победный состав не меняют. Но в Сан-Марино вы обновили его на трех позициях.
— Здесь все просто. У Сивакова микротравма колена. Поэтому решили его поберечь — на место центрального защитника выпустили Политевича. Также освежили левый фланг — там сыграл Поляков. Ну и Черник вместо Горбунова — в воротах. Коль уж я вызвал Сергея, то дал сыграть и ему, чтобы не пропадала уверенность. Заодно побеседовал с третьим голкипером — молодым Щербицким. Объяснил ему ситуацию, чтобы парень не расстраивался и не обижался из-за того, что в обоих матчах остался в запасе. Ему надо спокойно и планомерно выступать в клубе — время Дениса вот-вот наступит.

— Закончить групповой раунд без пропущенных мячей — это достижение?
— Перед матчем в Сан-Марино я сказал, что нам важно прежде всего забивать, поскольку главное — выиграть. Наверное, тогда немного слукавил. Потому что провести “сухой” поединок тоже хотелось, чтобы групповой раунд закончить красиво. Это хороший рабочий момент. В Лиге наций никто, кроме нас, не сохранил ворота на замке. Приятно.

— Слышали, как в Сан-Марино болельщики скандировали в ваш адрес: “Игорь Николаич, все будет хорошо!”
— Да. Отрадно, что у нас была такая поддержка, которая ощущалась очень хорошо. Довольно большая группа людей прибыла на выезд. И, по-моему, перекричала весь остальной стадион. Всегда приятно, когда нас поддерживают так рьяно.

— Не жалеете, что не забили в ворота аутсайдера больше? Это может повлиять на весомые льготы при жеребьевке — и квалификации чемпионата Европы, и плей-офф Лиги наций.
— Читал об этом. Пока еще возможны варианты. Посмотрим, как все выйдет. Конечно, чем результативнее победа, тем приятнее. Но как сложилось, так сложилось. Хотя моментов создали достаточно, чтобы сделать счет крупным.

— Какие тренерские решения этой осенью считаете особенно удачными?
— Еще не успел все переосмыслить по горячим следам. Нужно спокойно взвесить и проанализировать. А если вы намекаете на возвращение в сборную Глеба и Савицкого, то могу только повториться: держу в поле зрения всех, кто способен усилить нашу игру. Просто тот же Глеб чуть раньше осенью получил травму и играл немного. Да, Сашин опыт — это отлично. Но в такой ситуации выпускать в “старте” футболиста, зная, что его придется рано заменить, видимо, неправильно. Должны играть здоровые и готовые. А когда он набрал кондиции и вышел на отличный уровень, грех было не позвать его в команду.

— Возможно, каких-то игроков, их сочетания вы открыли с новой стороны? Отменно проявила себя связка Драгун — Сарока.
— Постоянство состава способствует тому, что ребята все лучше и лучше понимают друг друга. Это касается игровых ситуаций, в которых зачастую и подумать-то времени нет, а действовать приходится сугубо по интуиции. Так что взаимодействие парней мне понравилось — прогресс здесь очевиден. Хотя, конечно, проявлялись и клубные связки. Например, Драгун, Стасевич и Володько на левом краю.

— В чем специфика турнира? В его быстротечности? В сопоставимом уровне соперников?
— То, что они близки по силам, дает каждому понимание: есть отличный шанс побороться за выход на чемпионат Европы. Все были максимально мотивированы. В итоге получились упорные и по-своему сложные игры. Тогда как в отборочных циклах топ-турниров часто бывает, что ближе к концу квалификации команды теряют всякие шансы и почти не имеют турнирной мотивации. А Лига наций хороша тем, что нерв и напряжение ощущались до самого конца. Тот самый шанс сполна ощущают и небольшие футбольные страны, и болельщики. Впрочем, наш успех пока локальный. Чтобы он стал настоящим, нужно хорошо сыграть в плей-офф. Поэтому в эйфорию никто не впадает. Даже победу в Сан-Марино парни встретили на поле весьма сдержанно.

— В общем, футбол в Беларуси жив?
— Разумеется, всегда хочется лучшего. Настораживает, что после поколения игроков, ездивших на Олимпиаду, выбор не такой широкий, как хотелось бы. И сейчас это ощущается при формировании состава. А сборные, которые мы ранее вообще не рассматривали в качестве конкурентов, тем временем прогрессируют, и довольно быстро. Конечно, работа в стране по подготовке молодых футболистов даст плоды. Но для этого должно пройти время.

— Кажется, вы еще не комментировали недавний уход из сборной вашего помощника Юрия Жевнова?
— Он отвечал в команде за фитнес, разминки, растяжки, статику и так далее. Заодно помогал Андрею Сацункевичу в работе с вратарями. И как начинающий тренер, недавно закончивший карьеру, был связующим звеном поколений. С одной стороны, со многими парнями еще играл. С другой — уже в нашем штабе. Хотя не скажу, что у нас нет коммуникации с футболистами. Но если она становится еще лучше, мы только рады. В общем, отпустили Юру в “Зенит” с легким сердцем. Это команда, в которой он провел много лет. А вместо Жевнова взяли в штаб Дмитрия Ровнейко. У него схожий круг обязанностей, которые он ранее исполнял в “молодежке”.

— С председателем федерации Сергеем Румасом у вас была договоренность об автоматическом продлении контракта на ближайший цикл в случае выхода из группы. Она остается в силе?
— Безусловно. В ближайшее время мы встретимся, пообщаемся и положим все на бумагу. А какой именно цикл подразумевается? Это и квалификация чемпионата Европы, которая пройдет в следующем году с марта по ноябрь, и плей-офф Лиги наций — уже в марте 2020-го. Приятно, что Сергей Николаевич всегда рядом со сборной. Перед нашим отъездом на эти матчи наведывался на тренировку — мы тепло пообщались. Сразу после победы в Люксембурге позвонил в раздевалку и по громкой связи поздравил команду. Незадолго до игры в Сан-Марино выходил на связь со мной. Но я телефон на матчи никогда не беру — оставляю в гостинице. А уже по возвращении в Беларусь встретил нас в аэропорту.

— Каковы планы до марта — сборной и лично ваши?
— Я пообщаюсь с нашими клубами. Рассмотрим возможность провести сбор перед началом отборочного цикла, сыграть пару-тройку товарищеских встреч. Потому что все мои требования к ребятам должны постоянно закрепляться — в работе, в игре. А без такого плавного подведения команды к матчам — это с наскока. Впрочем, здесь очень многое зависит от того, пойдут ли мне навстречу клубы. Ведь у них в самом разгаре будет подготовка к сезону. А специальных окон, предусмотренных ФИФА, в ту пору не предусмотрено. Так что есть нюансы.
Что касается лично меня, то продолжу смотреть матчи с участием сборников. Осталось еще пару туров в чемпионате Беларуси. Также, возможно, в январе или феврале выберусь в Турцию, где обычно работают на сборах интересующие нас в этом смысле команды. Нужно регулярно держать руку на пульсе — смотреть, как выглядят и как готовы парни.

— Напоследок о грустном. Воскресенье принесло и печальное известие. Каким у вас в памяти останется Владимир Журавель?
— Несмотря на то что с Володей мы соперничали как тренеры, с ним было всегда приятно пообщаться после матча, обсудить какие-то игровые моменты. Мягкий, интеллигентный человек. Всегда открытый и откровенный, он никогда не держал камня за пазухой. Ему бы тренировать и тренировать…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?