Наталия Трофимова. Глупо доверять свою судьбу в чужие руки

22:20, 22 ноября 2018
svg image
1123
svg image
0
image
Хави идет в печали

Итоги сражений в отборочной группе “В” подводит главный тренер белорусской сборной Наталия ТРОФИМОВА.

— Что было самым сложным при подготовке к матчу с Турцией?
— Знали, что игра будет крайне тяжелой. Главной тактической задачей было сдерживание Альбен и Холлингсворт. На тренировках много внимания уделяли именно этим моментам. Выбирали более удобные варианты в защите, которые можем не только разрисовать на бумаге, но и претворить на площадке. Остановились на нескольких вариантах, и в принципе все они сработали. Девчонки в защите отработали отменно. Что во многом и решило исход борьбы.

— Это была лучшая ваша игра в прошедшем цикле?
— Каждый матч по-своему хорош — в них есть и плюсы, и минусы. Перед игрой в Кайсери ставилась цель победить, чтобы не зависеть ни от кого, не сидеть до полуночи в тревожном ожидании других результатов, а хотя бы несколько часов спокойно отдохнуть перед ранним вылетом домой. Было бы глупо пройти всю квалификацию и отдать свою судьбу в чужие руки. Хотели все решить сами. И постановка такого задания стала отменной мотивацией для девчонок.

— Что в их действиях вас порадовало, а что огорчило?
— Самое главное — вышли на “Европу”. Нет предела совершенству. Естественно, есть резервы. Мы понимаем, как можно улучшить нашу игру. Будем двигаться вперед, шаг за шагом приближаться к высоким целям.

— Две заключительные встречи проводились в гостях — это обстоятельство сильно осложняло задачу по выходу из группы?
— В любом случае нам пришлось бы их сыграть, и большой разницы, когда это случилось, не вижу. Единственный нюанс: последний матч, который стал для нас решающим, проводился в Турции при горячих местных болельщиках. Но мне кажется, что это моих девчонок еще больше завело.

— Многое в распределении путевок на Евробаскет значила общая разница набранных и пропущенных очков. Не пожалели, что в Минске в три раза скромнее обыграли Эстонию, чем в Таллинне?
— Тогда не думали, что на финише придется считать каждое очко. И что так неудачно сложится домашняя игра с Турцией. Все-таки рассчитывали, что при поддержке своих зрителей обязательно выиграем. Матч выдался интересным, тяжелым. Могло все сложиться иначе, если бы нас так серьезно не подвела слабая реализация бросков.

— Для тренера сборной есть сложность в том, что шесть матчей квалификации проводятся не компактно, как было в прежние времена, а они растянуты по времени на целый год?
— Как по мне, то новая система хуже. Мы вырываем баскетболисток из клубов посреди сезона. У кого-то перенапряжение, кто-то, наоборот, имеет мало практики. За короткий срок, примерно за пять дней, надо подвести всех к одному боевому состоянию, вывести на одинаковый уровень готовности — это непросто. А если команда еще и не сыграна, серьезных проблем не избежать. Тяжело дать что-то интересное в тактическом плане, наиграть новое, посмотреть, получится ли это на “поляне”.

— Морально были готовы к тому, что завершать отборочный цикл придется без Левченко?
— Сомнения закрались после того, как китайский клуб не выходил на связь. Через какие-то препоны мы просто не можем перепрыгнуть. Нам требовалось согласие “Сычуаня”. Выходить с ним на тропу войны из-за того, что не отпускают центровую, не видели смысла. Боялись навредить самой Лене. А время настроиться на то, что придется обойтись без нее, у нас было. Ведь вместе с Левченко в этом цикле мы сыграли только дважды. Знали, что нас ждет с ней и что без нее.

— Если команда успешно выполнила задачу, выходит, роль Левченко становится не столь значимой как прежде?
— Она по-прежнему ценный игрок для сборной. Однако важно и то, что команда готова добиваться побед и без Левченко.

— Бентли после завершения чемпионата WNBA не поехала играть в Европу. Вас беспокоило, что у разыгрывающей отсутствовала практика?
— Опасения, ясное дело, имелись. Связывались с агентом — он уверял, что Алекс готовится, тренируется. Но все-таки без игровой практики — это совсем другая подготовка. А еще опасались акклиматизации. Как раз она и выпала на день, когда сражались с Турцией.

— В прошлом году вы привлекали в тренерский штаб национальной сборной Ольгу Подо- бед — сейчас решили обойтись силами дуэта?
— У Оли большая нагрузка в РГУОРе. Она готовит сборную U-16, и на этот период ее было сложно оторвать. Поэтому решили пока ее не привлекать. Но мы в постоянном контакте, часто пересекаемся на тренировках.

— Двух пар тренерских рук хватает?
— Как говорят: одна голова хорошо, две лучше, да и третья не помешала бы. Нам с Алексеем Пынтиковым помогает Влад Милошевский. Причем не только по части физической подготовки.

— В сборную вы привлекаете баскетболисток молодого поколения — Анну Брич, Алену Голубеву, Арину Мосько, Анастасию Сущик, Дарью Магаляс. У кого из них наилучшие перспективы стать полноправными игроками основной обоймы?
— Пожалуй, у тех, кто оказался в окончательном составе на матчи с Эстонией и Турцией.

— Носы не задерут?
— Опасность есть. Но мы умеем опускать на грешную землю.

— Это был первый отборочный цикл, в котором вы отработали со сборной от и до. Есть ощущение, что все было верно спланировано и идеально претворено в дело?
— Не идеально, конечно. Хотелось бы больше времени иметь на подготовку. Но понимаем, что этого нет — все в равных условиях. Надеюсь, с каждым этапом мы с Алексеем Петровичем матерели, набирались тренерского опыта. Старались подмечать по ходу встреч нюансы, от которых надо избавляться, чтобы в дальнейшем они не мешали команде прогрессировать. Опыт всей квалификации, без сомнений, нам здорово помог на заключительном этапе.

— Веремеенко как-то обмолвилась, что нынешний сезон может стать последним в ее карьере. Как удержать ее от опрометчивого шага в преддверии чемпионата Европы?
— Каждый спортсмен когда-то заканчивает игровую карьеру. Если так случится, это будет Настино решение. А что мне делать? Умолять, уговаривать? Не знаю… Кстати, откуда у вас такие сведения? У меня абсолютно другие. Более оптимистичные.

— В следующем году первенство Старого Света пройдет в городах Сербии и Латвии — где вам предпочтительнее играть?
— Все равно. Повлиять на это мы точно не можем. Вообще, главное не где, а с кем. Вот двенадцатого декабря после жеребьевки узнаем соперников по группе. И начнется кропотливая работа по сбору информации, ее анализу, будем корпеть над тактикой. К “Европе” мы обязаны подготовиться основательно. Так что работы предстоит много.

— Из нынешнего состава все девчата готовы дальше играть за сборную?
— Да. Ни от кого не слышала о чем-то ином.

— Евгений Гомельский высказал мнение, что с девичьим коллективом женщинам-тренерам работать сложнее, чем с мужчинами. Готовы опровергнуть слова мэтра?
— У Евгения Яковлевича есть тезис по поводу того, что женщина не может тренировать женский коллектив. Когда у нас было занятие в школе тренеров, он его тактично опустил. И все-таки к этому вопросу мы вернулись. Его позиция такая. Когда команда женщины играет с командой мужчины, то у последнего сразу возникает вопрос: как это баба может меня победить? Мощная мотивация. Хотя сейчас во многих командах тренерами являются женщины, и некоторые из них работают весьма успешно. Не знаю, мода такая или новое веяние. Но почему бы действительно не дать нам шанс?

— Тренерская работа засосала вас с головой, или все еще есть сомнения, в те ли сани сели?
— Сомнения до сих пор не улетучились. Могу признаться, что была даже мысль все это бросить. Очень тяжелая работа. И эмоционально, и психологически, да и физически тоже. Может, у меня сейчас такой период в жизни — маленький ребенок в семье появился. Пытаюсь все совместить, чтобы не было ущерба ни сыну, ни работе. Но пока это дается сложно.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?