Лига Европы. Алексей Бага. У нас очень крепкий панцирь, который защищает от всех внешних вторжений

22:00, 17 декабря 2018
svg image
1025
svg image
0
image
Хави идет в печали

Он покинул техническую зону и добежал почти до углового флажка, чтобы поздравить Сигневича. Даже финальный свисток не вдохновил наставника БАТЭ больше — тренер в тот момент скорее выдохнул, чем потерял голову. А на пресс-конференцию вообще пришел без всяких эмоций. Слишком много нервных клеток сожгла концовка. Сил не осталось ни на триумф, ни на фирменные шутки, ни на что — разве что подняться на третий этаж в зал для прессы и сказать несколько слов журналистам. А затем — уйти в дальнее помещение с корреспондентами “ПБ” и по горячим следам оценить судьбоносный матч с ПАОКом, еврокубковую осень в целом, а также весь сезон, который Бага впервые провел в качестве главного тренера.

— БАТЭ в плей-офф Лиги Европы, но особой радости на вашем лице нет.
— Честно говоря, с ПАОКом вышла очень напряженная игра. Так что опустошение есть, но приятное.

— Недавно сборной Беларуси показывали мотивационный ролик перед важным матчем с Люксембургом. Сейчас — БАТЭ перед решающим поединком с ПАОКом. Действительно работает?
— Это всегда несет что-то положительное. Но какой бы видеоряд ни был составлен, какая бы музыка ни звучала, это только приятное дополнение к тренировочному процессу. Потому что рутина затягивает, а здесь — пусть две минуты, но что-то интересное. Накатывают воспоминания, тем более там и Анатольич появлялся на видео. Раз победили, наверное, и ролик помог, и все-все-все остальное. Такие моменты никогда не бывают лишними, особенно в этот раз, когда за плечами более пятидесяти матчей.
Уже приходилось тяжело психологически: образно говоря, сидели в Салониках на сборах, невзирая на то что подошел конец сезона. Да, проводили по одной тренировке в день, но работали на занятиях достаточно серьезно. Не было никаких поездок, экскурсий, шопинга. Все время посвящали подготовке, и, думаю, даже этот двухминутный ролик осел у каждого в голове.

— Что происходит в голове главного тренера, когда команда выходит вперед 3:0 — и билет в плей-офф почти в руках?
— Вертится очень много мыслей. Игра еще продолжается, нам противостоит сильная команда — а в еврокубках все может перевернуться в считанные минуты. Поэтому думаешь, какие замены проводить, как играть дальше, как строить оборону. Если возникает секунда, обсуждаешь какие-то эпизоды с тренерским штабом. Это всегда помогает, ведь ребята в штабе опытные, внимательно следят за игрой, подсказывают. Все вместе дает результат.

— Что почувствовали, когда Сигневич получил красную карточку?
— В такие моменты не приходится на что-то пенять. Нужно быстро принимать решения по заменам, перестроениям. Но в эту конкретную игру с ПАОКом ребятам, оставшимся в резерве, войти было сложно. Поэтому до последнего тянули с заменами. Ни в коем случае нельзя было поддаваться панике или опускать руки. Следовало бороться до конца, что мы и продемонстрировали, доведя встречу до победы.

— Никаких магазинов, поездок, пять дней исключительно подготовки. Не боялись пережать?
— Нет. Надо отдать должное руководству: нам создали хорошие условия — и гостиница, и питание, и интернет. Как бы это банально ни звучало. На тренировку ехали минут двадцать пять — можно было посмотреть в окно, отвлечься. Все эти пять дней команда провела вместе, я видел в ребятах сплоченность, мальчишеский задор. Они чувствовали, что плей-офф близко. Тем более после заключительного тура чемпионата Беларуси игроки получили три выходных, побыли с семьями. Так что сбор пролетел быстро. Может, кто-то и гулял в окрестностях, но фанатизма в этом плане не было.

— На тренировки вы доезжали за двадцать пять минут. За какое время доехали на игру?
— Минут за пятьдесят. Какую-то экскурсию нам устроили по узким улицам Салоник. По дороге даже попросил начальника команды предупредить людей из УЕФА — чтобы в отношении БАТЭ не последовало никаких санкций. Задержка была не по нашей вине. На улицах действительно образовались пробки. С тренировками до этого не возникало никаких проблем. Ехали с эскортом из мотоциклистов, которые разгоняли всех и вся, сигналили, неслись под сто двадцать, грубо говоря… А в день матча наш автобус стоял на каждом светофоре, соблюдал все правила. Но такое мы уже проходили и в Македонии, и в Сербии. Поэтому чувствовали себя спокойно, но на часики поглядывали. Для команды полезный опыт.

— Довольны, как для вас сложился первый сезон в качестве главного тренера?
— Если говорить о спортивной его части, то удался на сто процентов. И чемпионами стали, и выполнили задачу, которую поставили после жеребьевки группового раунда Лиги Европы. Когда я говорил о плей-офф, ни в коем случае не бравировал и не лукавил. У меня был пример Гончаренко, который выводил БАТЭ дважды в плей-офф, где мы играли с “ПСЖ” и “Фенербахче”. Плюс я видел состояние команды, у нас практически все игроки выступают за сборные. Так что мы были готовы к такому результату.
Если же говорить о жизни, то сезон крайне черный, страшный, принесший много потерь. Сразу всплывают фамилии Капского, Журавля, Савостикова, Шукана… И никакая победа этих людей не вернет. Это самое ужасное, что могло с нами произойти. Но такова жизнь.

— Что изменилось в клубе после смерти Капского?
— Чересчур рано делать выводы по поводу управления клубом и его структуры. Все случилось в конце сентября. Октябрь и ноябрь пролетели незаметно. Думаю, сейчас, после заключительной игры сезона, мы немного отдохнем и начнем расставлять приоритеты, акценты. Ведь без Капского действительно произошло много изменений. Не скажу, что стало хуже или что мы стали слабее. Ни в коем случае. Мы не можем себе позволить после его ухода пенять на обстоятельства. Мы должны быть сильнее, и мы будем. Анатолий Анатольевич всегда нас этому учил — стремиться к чему-то большему. В клубе остались молодые ребята, которые должны расти. Но конкретные изменения покажет только время.

— Контролировать команду стало труднее?
— Нет. Случившиеся события наложили отпечаток и на меня, и на ребят. Они все прекрасно понимают и остаются профессионалами. Так же тренируются, общаются, готовятся к матчам. К тому же в тот момент подступил очень тяжелый график, не было времени болтаться, гулять или заниматься ерундой. Предстояло добить вопрос и в чемпионате, и в Лиге Европы. Может, поэтому пока я не заметил трудностей по управлению коллективом.

— Сегодня вы единственный, кто управляет раздевалкой?
— Не говорил бы громко, что раньше в раздевалке было двое- или троевластие. Все-таки раздевалка — это интимная часть, там решаются спортивные вопросы. Поэтому, думаю, какого бы возраста и характера ни был тренер, именно он там номер один. Все знают, что Анатольич мог зайти с пожеланиями или порицаниями. Этого никто и не скрывает. Сейчас будут руководить и помогать другие люди. Наша задача — не давать поводов, чтобы нас, скажем так, ругали.

— А сейчас кто-нибудь заходит в раздевалку?
— Сын Анатолия Капского Андрей, Александр Викторович Захарченко, а также друзья команды, которые были с нами и в трудные, и в радостные минуты. Образованные и состоявшиеся люди. С ними приятно пообщаться, спросить совета. Это пул, который находился рядом с Капским, все они остаются с нами.

— Без Капского в раздевалке хотя бы раз стоял крик?
— Думаю, я вышел на децибельный пик в Бресте, когда в первом тайме мы будто возили тачку с огурцами. Я все понимал в душе: сложный график, сильный соперник, полные трибуны на выезде… Но пришлось пошуметь, пометать немножко. Благо все сложилось в концовке.

— Этой осенью трагедия мобилизовала команду, и та выдала максимум. Переживаете за следующий сезон, который к тому же рано начнется?
— Жизнь может преподнести любые сюрпризы, но опасений точно нет. Есть ответственность за команду, за результат, за имя, за тех людей, которые за БАТЭ уже много лет болеют. У нас очень крепкий панцирь, защищающий от всех внешних вторжений. Мы очень много повидали и прошли вместе. Немного отдохнем и будем готовиться к следующему сезону. Все, что будет делаться, — в память об Анатолии Капском. И, думаю, каждый в клубе скажет, что третья звезда — еще не конец всему.

— В 2018-м вы приняли БАТЭ по ходу сезона и работали с теми, кто есть. Зимой же придется принимать знаковые решения по игрокам. Трудно?
— С ребятами, которые провели в Борисове много лет и у которых заканчиваются контракты, у меня прекрасный контакт. Приму любое решение: это их жизнь, судьба, карьера. Новых же игроков будем просматривать, обсуждать сообща — с участием и тренерского штаба, и руководства. Я видел, как это работало при Гончаренко, при Пунтусе, при Ермаковиче, поэтому страха никакого нет. Если ты честно смотришь собеседнику в глаза, то можешь донести свои доводы и принять его.

— Бояна Дубаича давно планировали подписать?
— У него хорошая статистика, он адаптирован к нашему чемпионату. В конце сезона прикидывали позиции, которые могут просесть, и обратили внимание на Бояна. Думаю, это и для него шаг вперед, и нам пойдет на пользу.

— А почему позиция форварда может просесть?
— Хорошие варианты появились у Сигневича — может покинуть команду. Да и любой другой. БАТЭ неплохо проявил себя в Европе, многие играют за сборные.

— Александр Глеб продолжит карьеру? И если да, то остается ли в БАТЭ?
— Надо с ним разговаривать. Ему многое нужно переосмыслить, продумать. И семья, и возраст. Может, появятся другие варианты. Новый сезон — это и сборы, и переезды. Готов ли он к этому? Лучше спросить у самого Саши.

— Называя тройку лучших футболистов Беларуси, вы поставили Драгуна выше Стасевича. Почему?
— Здесь нет никакой подоплеки. Драгун прекрасно проявил себя в играх за сборную, был ее лидером, забивал важные голы в Лиге наций. Разговоры о формате турнира, силе группы — это все ерунда. Мы должны обыгрывать любого соперника. Это наше имя, наш герб, наша страна — какой бы бравадой это ни звучало. Так что я был на сто процентов уверен, что за счет выступлений за сборную Драгун победит в номинации “Лучший футболист Беларуси”, а Стасевич заберет все остальное, потому что является сильнейшим в чемпионате. Вот и все.
Они оба большие умницы, профессионалы, которые приносят огромную пользу нашему футболу. Стасевичу на церемонии “Звездный мяч” вручили много статуэток. Все помнят его голы, результативные передачи, игру, пример, который он показывал партнерам на поле. Драгун — это голы “Карабаху” в еврокубках, Люксембургу в Лиге наций, “Слуцку”, переломный минскому “Динамо” в чемпионате. Стас заслужил награду не меньше Игоря. Но как сложилось, так сложилось. Здорово, что в этой ситуации они сохраняют отличные дружеские отношения. Никакие статуэтки и регалии не повлияли на их работу или отношение к людям.

— В каком состоянии вы приняли команду после ухода Олега Дулуба?
— В хорошем. Провели толковую предсезонку, набрали в чемпионате достаточно очков. Были поражения в финалах Кубка и Суперкубка Беларуси. Но это не било по психологии и состоянию футболистов. У нас опытная команда, и один или два проигранных матча не должны выбивать ее из колеи. На тот момент она выглядела целостной, и я был доволен ее кондициями.

— В чем тогда была проблема?
— Сейчас не могу отвечать на этот вопрос. Наверное, чересчур глобальным должен получиться ответ. Думаю, долетали какие-то слухи и реплики ребят. Но я не готов оценивать работу предыдущего тренера, говорить о том, что было в июне, после такой знаковой игры, как с ПАОКом.

— Дулуб поздравлял вас с успехами команды?
— Нет.

— Самое неожиданное поздравление с выходом в плей-офф Лиги Европы?
— Сейчас покажу, сколько сообщений пришло на вайбер, — обалдеете. Никогда не думал, что у меня столько друзей может быть в телефонной книжке! Вот смотрите: семьдесят семь непрочитанных. Только включил телефон после матча, сразу поздравили родители, Юра Жевнов, Паша Шмигеро, супруга и дети набирали. Так что оригинальным не буду.

— Ваши ближайшие планы?
— Ребята после награждения разъезжаются по отпускам. Географию не назову — сам не знаю. А я остаюсь пока в Минске. Предстоит прилично посидеть и покумекать у компьютера, пообщаться с людьми. Ведь теперь нужно корректировать сборы, готовиться к плей-офф Лиги Европы, комплектовать команду. Новогодние праздники наверняка проведу дома, не люблю дальние перелеты за солнцем. Немного не понимаю всей этой экзотики.

— Тренеры БАТЭ часто практикуют стажировки в известных клубах…
— Разослали очень много писем. Пока, учитывая, что все играют и заняты, никто добро не дал. Но предпосылки есть. Это и российский вектор, и европейский. Мы не должны летать в облаках. Нужно интересоваться, спрашивать, забираться под кожу, раз есть более талантливые и тактически подкованные специалисты.

— Виктор Гончаренко — лучший тренер Беларуси?
— Безусловно.

— А кто второй?
— У него? Ермакович. (Смеется.)

— Вы в этом сезоне вообще могли посмотреть футбол для удовольствия, а не по работе?
— Вот как раз накануне следили за игрой ЦСКА с “Реалом”. Порадовались за армейцев. Скажу так: борисовские рулят!

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?