Александр Карницкий. “Сепси”: бери от жизни все!

22:08, 26 декабря 2018
svg image
1414
svg image
0
image
Хави идет в печали

И хоть стать железным игроком его основы менее чем за полгода белорусу еще не удалось, практикой он не обделен — действует на позиции опорника команды, идущей на четвертом месте вровень с “Вииторулом” Георге Хаджи. Впереди лишь “Клуж”, “Стяуа” и “Университатя”, которой Карницкий забил в ничейном ноябрьском матче (1:1) и в которую тамошние СМИ сватают Савицкого. Ну а пока Александр — единственный наш легионер в этой стране, что само по себе интересный повод для беседы за чашкой кофе в Минске, куда футболист заглянул в короткой двухнедельной паузе.

— В Румынии ты один белорусский игрок. В связи с этим чувствуешь к себе повышенный интерес?
— Не очень, потому что там много легионеров. И наша команда — не исключение.

— В последнем матче с “Конкордией” у вас были задействованы девять иностранцев! Лимитов нет вообще?
— Почему? Точно знаю, что в составе обязательно должен играть румынский футболист до 21 года. А со следующего сезона, возможно, будет два “лимитчика”. Так понимаю, это работает: их “молодежка” пробилась в финальный турнир чемпионата Европы-2019.

— Как судьба занесла в “Сепси”?
— Сидел без дела после российского “Тосно”, а “Сепси” интересовался настойчивее других. Правда, я тянул с решением — сомневался… Но в итоге меня убедили. Да и планы развития клуба там весьма серьезные.

— “Тосно” обанкротился. Жалко?
— Чего уж теперь? Факт остается фактом. Ребята спокойно восприняли новость — и даже с некоторым воодушевлением. Возможно, хоть теперь начнут гасить долги. Какие-то деньги получили человек восемь, и все… А жалко было, когда после победы в финале Кубка России нам сказали, что не имеем права участвовать в Лиге Европы… Дальше все шло к тому, что ничего хорошего не предвидится.

— Тебе тоже должны?
— Да, и прилично. Кстати, в Румынии у меня больше интересовались российским футболом. Хотя болгарин Велев и наш хорватский немец Йованович знакомы с белорусским: Стефан приезжал на просмотр в “Минск”, а Игор в Брест. Вот они иногда спрашивают, что да как.

— В израильском “Хапоэле” из Раананы тебя звали Крныцкий. А в “Сепси”?
— В основном Саша. Поначалу смешно получалось: у них буква “с” часто “шепчет”, и на первых порах я был Шаша. “Сепси” ведь там тоже звучит как “Шепши”.

— Отличия этого легионерского опыта от израильского?
— В “Хапоэле” меня сразу бросили в бой, а здесь тренер Эуген Нягоэ сказал: давай спокойно тебя подведем — и потом будешь играть. В команде делают большой упор на “физику”, поэтому новичков адаптируют постепенно.

— Как устроился в быту?
— Без проблем. Живу в Брашове, в тридцати километрах от Сфынту-Георге. В том же районе города поселились пять легионеров команды — и общаемся, и на тренировки ездим вместе.

— Вариант БАТЭ: собрались в Минске, поехали тренироваться в Борисов?
— Нет. В Сфынту не так просто найти жилье, а в Брашове легче. Да и город побольше. Когда я приехал, легионеры уже обитали там. Вот и посоветовали: отличный авангардный район — давай к нам! А на тренировки — на машине.

— Ты тоже за рулем?
— Да, причем на личной. Приехал на ней сюда подписывать контракт — уже тогда предполагал, что буду в Брашове. А аренда автомобилей здесь очень дорогая. Плюс у меня жена с годовалым сыном — без своих “колес” тяжело.

— В дебютном сезоне в элите “Сепси” стал девятым. Какие задачи сейчас?
— Первоначальная — попасть в шестерку. У нас еще пять туров “гладкого” чемпионата, а потом лидеры будут автономно выяснять отношения — как и нижняя восьмерка. К тому же в первой шестерке очень хорошие деньги от продажи телеправ. Если совру, пусть меня потом поправят более знающие люди, но вроде бы команда может заработать на этом около двух миллионов евро. У нас пять очков отрыва от седьмой строки — надо не упустить важный шанс для клуба, который развивается.

— Пятитысячник в Сфынту-Георге: какую-то непритязательную его картинку выдают “поисковики”…
— Стадион старый, но на него нужно смотреть на играх, когда заполняется болельщиками. Все выглядит красиво. А пока в Сфынту построили два отличных натуральных поля и одно великолепное искусственное. Получилась, по сути, тренировочная база. Выйдем в плей-офф — возможно, начнут возводить новую арену. Да и вообще ходят такие слухи, поскольку деньги в “Сепси” вливаются хорошие.

— Откуда?
— Из Венгрии. В городе живет порядка 75 процентов этой национальности, а у тамошнего правительства есть указ о помощи этническим венграм. Не знаю, какая в итоге получается часть финансов для команды. Но, думаю, приличная.

— Хозяин клуба Ласло Диозеги чем занимается?
— Завод у него какой-то, и хлеб печет вроде… Ласло очень любят болельщики — за то, что возродил команду.

— Ваш босс румын, а имя венгерское.
— В городе все настолько тесно переплетено… Приходишь кофе купить — говоришь “мерси” или “мултумэск” по-румынски. А тебе в ответ: нет-нет, “кэшэнэм” — давай-ка спасибо на венгерском! Даже на сайте “Сепси” первым стоит венгерский язык. Впрочем, с общением в Румынии у меня никогда не возникало трудностей, чтобы объясниться, например, в магазине. Буквально у всех приличный английский. А, еще добавлю: очень тесная связь существует между клубами этого региона. В паузе для сборных мы летали на товарищеские матчи в Венгрию с академией Пушкаша и в Словакию — с ДАКом.

— В Сфынту люди живут дружно?
— Абсолютно. Нет такого, как заинтересовавший меня баннер на игре БАТЭ в Салониках. Греческие болельщики писали про Македонию: она только одна — и она здесь… У нас есть македонец Симоновски, с которым по-русски общаемся. Спросил у Марко, что это значит? Он был так недоволен! Ну, стал его подкалывать — греком называю, а он нервничает.

— И с Велевым тоже по-русски говорите?
— Да. Но с ним проще по-английски — как и с остальными, и с тренером. А когда он говорит про футбол по-румынски — тоже понятно, хоть пересечений с русским особо нет. Правда, был один прикол. Остановились в гостинице, когда возвращались в Беларусь, — перелеты у нас трудные, по несколько этапов. Понадобился чайник воду закипятить, и я устал объяснять на английском, что мне нужно. А в итоге оказалось, на румынском он… чайник!

— Есть на что посмотреть в Брашове?
— Всем, кто собирается в Румынию, рекомендую его посетить. Очень красивый старый город, окруженный Карпатами. Знаменитая Черная церковь, много разных музыкальных фестивалей — короче, атмосферное место. Только с дорогами там проблемы — нелегко петлять по серпантинам. Взять Бухарест, до которого чуть больше 150 кэмэ, но там бывал только на играх и в аэропорту. На машине же как минимум три часа добираться через Карпаты. А если еще пробки…

— Замок графа Дракулы?
— Он в сорока километрах от Брашова, но туда еще не ездил. Надо выбраться летом, когда красиво и тепло. Хотя говорят, ничего особенного: замок и замок…

— Как сейчас с погодой в Румынии?
— Морозно, но людей с трибун это не отпугивало. Минимум две с половиной тысячи, а на большие команды в Сфынту ходят еще лучше. Атмосфера очень нравится: все друг друга знают — и создают на стадионе праздник, песни постоянно распевают… Победил или проиграл — не важно: в части поддержки нет проблем. Но не во всех командах дела обстоят именно так — у некоторых посещаемость минимальная.

— Карницкого болельщики любят?
— А они всех любят! Но персонального внимания еще не заслужил — ничего фееричного не сделал. К самому же “Сепси” интерес большой. На выезде одолели сильный “Вииторул”. Дома обыграли “Стяуа” и “Университатю”. А в Крайове, где я и забил, не хватило чуть-чуть времени, чтобы снова ее победить. Из лидеров уступили лишь “Клужу” — и то довольно обидно.

— Ты играешь регулярно, но матчей по 90 минут в чемпионате немного — пять.
— Тренер любит вносить изменения в состав, но постоянно общается с футболистами. Всегда объяснит, почему считает, что ты должен посидеть в запасе. Например, так: у меня три центральных полузащитника с желтыми карточками — не хочу терять кого-то на следующую очень важную игру. Всем приводит логичные аргументы, потому и атмосфера в команде нормальная. А мне сразу сказал: хочу, чтобы сначала ты набрал оптимальные кондиции — тогда и будешь играть без проблем. Надеюсь, после Нового года так и произойдет — уже после сборов. А они у Нягоэ, по словам ребят, очень серьезные. Да и с выходными у нас тяжело: за последние полтора месяца их не было вообще! Приезжаешь после игры, а жена спрашивает: ты хоть завтра дома? Нет, на тренировку… Сейчас же Нягоэ сказал: пауза — вот и отдохните две недели.

— Как с полями зимой?
— Сложно. Со “Стяуа” у нас был “каток”, на который жаловался тренер бухарестцев: мол, они до конца не приноровились. К последнему и тоже победному матчу с “Конкордией” газон подготовили лучше, но места со льдом попадались. В выездной же встрече с “Дунэрей” в Кэлэраши, который ближе к Болгарии и морю, месили грязюку по колено: там намного теплее, а снег к игре растаял… Хотя поля в целом неплохие, но с подогревом их количество минимальное, поэтому в зимний период сложно. С “Политехникой” вообще снег топтали, но для них это не проблема. А для “Сепси” оно, может, и лучше: при таких условиях много очков набрали!

— Каковы твои условия, если сравнить с БАТЭ?
— Без учета Лиги чемпионов, а просто по зарплате, в “Сепси” они лучше — и ощутимо. Плюс в команде налажены хорошие бонусы — за победы, ничьи, очки… Никого не обижают, все без задержек, что в Румынии встречается далеко не везде, — у многих приличные финансовые проблемы. А если в “Сепси”, допустим, с деньгами опаздывают на два-три дня, директор сразу говорит: ребята, извините, пожалуйста, — наша вина, все будет. И точно. После “Тосно” это приятно.

— За белорусским футболом следишь?
— Да, за всем по чуть-чуть. Но пристальнее — за БАТЭ и “Гомелем”. По возможности пытаюсь смотреть матчи, но в Румынии с этим катастрофа: надо сильно постараться, чтобы их отыскать. Канал “Беларусь 5” можно найти, но он показывает одну-две игры. А на сайте БФФ трансляции не могу посмотреть. Да и в “Тосно” не мог — за пределами нашей страны они недоступны. Приходится в интернете ловить какие-то ссылки — с “тормозами” и “глюками”… В Румынии на канале “Digi Sport 1” целый день говорят о своем чемпионате и показывают его, а вот наш футбол за границей так не посмотришь. Но я пытаюсь. Вот видел матч “Луча” со “Смолевичами” — переживал за смолевичцев. Там из Гомеля много ребят, и сам я с клубом форму поддерживал. Немножко обидно за команду, но что поделаешь…

— Увидеть БАТЭ в еврокубках нет проблем?
— В общем да, как ту же игру с ПАОКом, который считался фаворитом. Но потерпел поражение. Логично, что успех борисовчан многих удивил.

— Симоновски поздравлял тебя с победой земляков?
— А он особо не следит за футболом! Но БАТЭ в команде знают все. И поединок с “Челси” румыны показывали по “Digi Sport”. Приятно, спокойно, в высоком качестве — и ссылки не надо искать…

— Когда следишь за “желто-синими”, ностальгия не накатывает?
— Ха, я же не в Лиге Европы играл, а в Лиге чемпионов! Понятно, всем хочется в еврокубки — и каждый год. Но спокойно к этому отношусь: было — и было. Мне сейчас надо с “Сепси” зацепиться — за Лигу Европы.

— В уходящем году БАТЭ понес невосполнимую потерю.
— Даже тот, кто не знал Анатолия Капского, воспринял новость с ужасом. Для меня это был шок: прочитал — и долго не мог поверить… К сожалению, печальных событий в нашем футболе хватало: Журавель, Щербаков… Велев показывал информацию в болгарских СМИ о трагедии молодой семьи Андрея, и спрашивал у меня об аварии. А что я мог ответить? У самого было странное состояние, а в голове крутился один вопрос: как так?

— Что вспомнишь о Капском?
— На ум сразу приходит игра в Мозыре, когда вели у “Славии” 5:0, а закончили 5:3. Тогда он чуть меня не убил, и не только меня… Отругал нас за такую победу по полной программе. А потом звонок: был неправ… В этом весь Анатольич: вспыльчивый, но отходчивый. И никаких проблем — работаем дальше.

— За сборной следишь?
— Конечно. Молодцы ребята!

— Ты играл в “товарняках” с венграми и финнами. Обидно ли, что непричастен к успеху в группе Лиги наций?
— Нет. Ладно бы в период, когда формировался список кандидатов, показывал что-нибудь эдакое. Я же набирал форму и получал по двадцать минут практики. Когда демонстрируешь хороший футбол и ждешь вызова, однако он не поступает, вот тогда обидно. Если бы сборная играла теперь, еще можно было думать о чем-то подобном. А так — даже нечего. И мне остается только радоваться за команду.

— Чему посвятишь отпуск, если его можно так назвать?
— Распланировал все по дням. В Столбцах у родителей были дела. И турнир провели: у меня там друзья, работающие тренерами. Теперь надо успеть съездить на Новый год с семьей во Францию — в гости к Сергею Чернику.

— Новый год — время желаний…
— Напишу на бумажке, брошу в шампанское — и выпью. Судя по последнему интервью Дзюбы, после этой комбинации у него все сложилось хорошо — и чемпионат мира провел нормально!

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?