Ростислав Вергун. Уверенность в том, что могу быть тренером, мне подарил Грищук

22:08, 17 января 2019
svg image
4934
svg image
0
image
Хави идет в печали

Однако тогда руководство столичного клуба и национальной федерации нашло компромиссное решение — совмещать посты доверили главкому сборной. Прошло без малого два года, и случился новый поворот истории: теперь по причине плохих результатов “на выход” из “Цмокаў” попросили уже Александра Крутикова. На этот раз повышение в статусе 36-летнего Вергуна, зарекомендовавшего себя успешной работой с резервным составом “драконов”, не миновало.

ИЗ ДОСЬЕ “ПБ”
Ростислав ВЕРГУН. Родился 26.03.1982 в Могилеве. Мастер спорта. Первый тренер — зтр СССР Алла Георгиевна Вергун. Имеет три высших образования. С отличием окончил трехлетнее обучение по линии ФИБА. Выступал за команды: РШВСМ-РУОР (Минск, 1998-99), “Темп”-ОШВСМ (Могилев, 1999, 2004-08), РШВСМ-БГПА (Минск, 1999-2000), университет Бирмингем-Саутерн (США, 2003-04), “Минск-2006” (2008-12), “Борисфен” (Могилев, 2013-14, играющий тренер). Четырехкратный чемпион Беларуси (2009-12), двукратный обладатель Кубка страны (2009, 2011). Участник “Матча звезд” (2009). Тренерская карьера: “Борисфен” (2012-14), “Цмокi-Мiнск” (2014-17, ассистент), “Цмокi-Мiнск”-резерв (2017-19), “Цмокi-Мiнск” (главный тренер — с января 2019-го). Чемпион Беларуси (2018), обладатель Кубка страны (2017).

— Отставка Крутикова прогнозировалась. Сомнений не было, когда вам предложили занять место на капитанском мостике?
— В принципе нет. Единственное, было трудно оставлять ребят из резервной команды. В декабре у меня появилось хорошее предложение из-за границы, но я тогда сказал, что не покину их. Сейчас ситуация иная — переход внутри клуба. Тем более они в надежных руках — с командой продолжат работать Дмитрий Колтунов и Алексей Лашкевич.

— В основной обойме вам будут ассистировать Эдмундс Валейко и Войцех Валих — это ваше решение?
— Мое, а руководство клуба меня поддержало.

— Календарь ближайших матчей Единой лиги ВТБ суров: “Химки”, ЦСКА, “Локомотив”, УНИКС, “Зенит”. Понятно, что резко прибавить в результатах не удастся. Готовы к тому, что хвалебных слов не дождетесь?
— Значит, придется перестать читать комментарии. А если серьезно, то я такой человек, которому ничего не дается легко. И если такой шанс представился, должен чем-то жертвовать, принимать любые тяжелые условия. Критики не боюсь. Мне гораздо важнее попытаться перенести в главную команду то, что получалось в резервной. Добиться командной игры с большим движением мяча, которая симпатична зрителю и доставляет удовольствие баскетболистам. Считаю, у нас неплохо получалось.

— Стартовать в роли главного тренера “Цмокаў” вам придется во встрече с любимым клубом “Химки” — это знак судьбы?
— Вероятно. Во всяком случае символично. Влюбился в “Химки”, когда еще там играл Вова Веремеенко. Часто бывал на матчах, видел, как функционирует клуб, как там любят баскетбол. С “Химками” сейчас работает Барцокас — для меня хороший пример сильного тренера.

— Стоит ли ожидать оперативного привлечения молодежи в ближайших матчах?
— Нет. В четырех следующих играх ничего в составе менять не станем. Хочу, чтобы до паузы для игр национальной сборной имеющиеся у нас баскетболисты сыграли против топовых клубов. Мне важно понять их эмоциональный потенциал, насколько они горят желанием. Потому что это не просто обычная работа: ты представляешь страну, клуб, находишься под пристальным вниманием, все хотят видеть, что ты реально живешь этим, полностью отдаешься делу. Команда возрастная, не думаю, что в техническом и тактическом плане она сможет сильно прибавить. Попытаемся выжать максимум из того, чем располагаем.

— То есть молодежь не хотите бросать “под танки”?
— К тренировочному процессу ребят обязательно привлечем, но играть они продолжат за свою команду. У нее начинается сложный календарь: финиш в чемпионате Литвы, в национальном первенстве каждую неделю непростые матчи с фаворитами — “Борисфеном”, “Гродно-93”. К тому же баскетболисты, которые там делали результат и, по моему мнению, заслуживают получить шанс двигаться дальше, получили травмы. Рогозенко сломал палец, а Стабровскому предстоит операция на паховых кольцах.

— Ломать по ходу сезона тактические наработки предшественника сложно — в основном останется старый багаж?
— Часть комбинаций у наших команд была общая — со своими продолжениями, выходами, иными нюансами. Отдадим предпочтение тем, которые ускорят движение всех пяти человек на площадке, когда мяч не застаивается на одной ее части. Попытаемся найти лучшую опцию для лидеров с учетом их технических способностей: откуда им удобно атаковать, в каком ритме. Хотим максимально это использовать, чтобы они набирали очки, задавали тон игре, придавали уверенность партнерам.

— В чемпионате Беларуси может сложиться забавная ситуация, если основная и резервная команды встретятся в финале.
— Посмотрим. Надо еще дожить до финала. К сожалению, у нас нет большого выбора игроков, и если мы позволим себе потерять это поколение, то образуется колоссальная пропасть — через три-четыре года некому будет играть. Сколько есть Дончичей, которые в таком возрасте готовы играть в НБА? Рассчитывать, что суперталант родится в Могилеве, Гродно или Минске, мы не можем. Для любого талантливого игрока, тех же Лютыча, Салаша или Семенюка, требуется время, чтобы их обкатать, наиграть. И чем выше уровень, на котором это делается, тем больше шансов вырастить классного мастера. Безусловно, это не дает гарантий: мол, два года поиграет в лиге ВТБ, и получим суперцентрового. Но без подобного никак.

— В этом плане участие резервистов в чемпионате Литвы — мудрый шаг?
— Очень. Он осуществлен исключительно благодаря усилиям председателя клуба Юрия Ивановича Шаколы. Поверьте, уровень первой лиги литовского первенства выше нашего, при всем к нему уважении. Каждую неделю дважды рубишься с соперниками не слабее “Борисфена”, а то и сильнее. И когда парни получают такой серьезный игровой календарь при качественном тренировочном процессе, это приносит плоды. Люди, на которых пару лет назад никто не обращал внимания, которые в Гродно были одиннадцатыми-двенадцатыми, сейчас идут в белорусском чемпионате на первом месте, никому не уступают.

— В Литве резервным “Цмокам” осталось сыграть дважды — в следующем раунде участия принимать не будут. Жалко? Или тридцати встреч достаточно?
— С учетом того, сколько парни сыграют здесь, вполне. Потому что на них и так выпала сумасшедшая нагрузка. Каждую неделю многокилометровые переезды, два трудных матча. Снимаю перед ними шляпу. Да, были спады, неудачные игры. Но, если оценивать в целом, выступили очень достойно. Немало услышал лестных слов от литовских тренеров, руководителей клубов о наших баскетболистах, которых они готовы забрать к себе хоть сегодня. Это показатель.

— Сейчас вам чаще придется общаться с подопечными на английском. Это добавит сложности?
— Не особо. Я много консультируюсь с Валейко — Эдмундс опытный специалист. Поинтересовался: на каком языке лучше с игроками разговаривать? Он видел, как здесь воспринималась информация, как в других командах. Ситуации ведь бывают разные: пять белорусов на площадке, четыре легионера и один белорус или, наоборот, один плюс четыре. Выработали с ним линию поведения. Кстати, хочу, чтобы и в резервной команде больше звучало английских слов. Это необходимо парням. Взять Белянкова. Как бы быстро он ни развивался в баскетбольном плане, без знания языка не сможет заявить о себе в иностранном клубе. Тебе говорят, что следует делать в атаке, ждут четкого выполнения. И никто не делает скидку на то, что недопонял. Не выполнил указание тренера — все, ты убит. Мне симпатична структура “Жальгириса” — удалось с ней познакомиться вплотную. Английский там — неотъемлемая часть общения. У меня была идея сделать словарь основных пятидесяти терминов, используемых в баскетболе. Увы, реализовать не удалось. Заела текучка: подготовка к тренировке, анализ прошлой игры, работа над тактикой к следующей — и так без конца. Люди, думающие, что у нас простая работа, сильно заблуждаются. Стресс, давление, ответственность за результат, за людей, которыми управляешь, — все это отнимает очень много сил и эмоций.

— Ряд важных матчей “Цмокi” проигрывали в концовках. Причина в недостаточной физической готовности, опустошенности или тактическом несовершенстве?
— Хотим в этом разобраться. Мне важно знать физическое и психоэмоциональное состояние игроков. Либо они действительно немного подсели физически, либо попросту потеряли веру в самих себя. Откровенно говоря, создается впечатление, что баскетболисты морально подавлены, выжаты как лимон. Но из этических соображений не хочется разбирать работу предшественника.

— Знаю, одним из первых вас поздравил Игорь Грищук. Он сыграл важную роль в вашем тренерском становлении?
— Безусловно. Удивило, что некоторые игры резервной команды он смотрел, и когда в телефонном разговоре детально разбирал какие-то эпизоды, это было, конечно, приятно. Есть японская мудрость: “Каждый прохожий может стать для тебя учителем”. У любого человека, с которым я работал, старался почерпнуть что-то полезное. Понять его видение баскетбола, переварить это в себе. Часто понимал: не мое, я бы так не делал. И это тоже наука. На чужом опыте получил четкие ответы. Грищук сильный психолог, умеет управлять людьми. Конкретно мне он подарил уверенность в том, что могу быть тренером. Не раз говорил об этом, и это на самом деле меня окрыляло.

— Любопытно, какую задачу перед вами поставило клубное руководство?
— Не быть последними в лиге ВТБ. Хотелось бы в оставшихся матчах одержать как минимум пять побед. А уж потом посмотрим, что нам это даст. У “Цмокаў” есть соперники, сопоставимые по силам, по бюджетам — ВЭФ, “Калев”, “Парма”. В этой группе мы обязаны доказывать свое “я”. Мне дали шанс — надо четко выполнять свою работу, верить в себя и людей, которые за тебя играют, и ничего не бояться.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?