Государство и СМИ. Есть ли обратная связь. Уже и спросить нельзя?

22:06, 21 января 2019
svg image
13769
svg image
0
image
Хави идет в печали

“Массовый квартет”

Напомним, Союз биатлонистов России разрешил переход в белорусскую сборную не только Кручинкиным, но и Никите Лобастову, Анне Мусатовой и Арине Яборовой без применения к ним двухлетнего ограничительного срока. Несколькими месяцами ранее аналогичное разрешение от федерации лыжного спорта России получила Инна Костюченко, переквалифицировавшись в биатлонистку.
После ухода из спорта Дарьи Домрачевой и Надежды Скардино в нашем эстафетном квартете образовались пугающие пробелы, заполнить которые было некому ни сейчас, ни в обозримом будущем. А после сенсационной победы в Пхенчхане оставаться у разбитого корыта функционерам явно не хотелось. Поэтому переход перспективного сестринского дуэта из России выглядел вроде бы оправданным. К тому же пришлые сестры у нас уже бывали: Вера и Наталья Зятиковы вместе со Светланой Нагейкиной и Еленой Калугиной на Играх-2002 в Солт-Лейк-Сити составили российскую лыжную эстафету под белорусским флагом.
Однако сейчас белорусские купцы то достижение перекрыли: взяли не двоих, не четверых — шестерых. Как говаривал герой “Карнавальной ночи” Огурцов: “Будет большой массовый квартет!”

Запрет на общение

Произошедшее породило общественный интерес, неоднозначную реакцию и множественные вопросы к спортивной власти. Например, почему вдруг так много, кто провернул эту чудо- операцию и сколько стоят эти чудеса?
Вспомнилось, как после Пхенчхана сотрудник Минспорта Игорь Юдчиц во время телешоу на одном из белорусских каналов рассказал, что в его ведомстве есть подразделение, которое ведет планомерную работу по рекрутированию легионеров под наши знамена. Поэтому 6 ноября автор этих строк в попытке узнать подробности позвонил Игорю Николаевичу и попросил о встрече. Увы, собеседник после некоторой паузы отказал, сославшись на инструкцию, согласно которой не имеет права беседовать с прессой без санкции руководства.
9 ноября я сделал повторный звонок — и вновь безрезультатно. Как оказалось, замминистра спорта Александр Барауля наложил запрет на общение Юдчица с прессой. Не оставалось ничего иного, как набрать номер самого Александра Ивановича. Его секретарь Алена Владимировна добросовестно отвечала на звонки, но соединить с шефом не смогла: он все время был занят. 12 ноября мы отправили по электронной почте письмо, получение которого секретарь подтвердила.
“Уважаемый Александр Иванович! 6 ноября от имени газеты “Прессбол” я обратился к сотруднику Министерства спорта и туризма Республики Беларусь Игорю Николаевичу Юдчицу с просьбой рассказать о стратегии Минспорта касательно приглашения граждан других государств выступать под белорусским флагом. Наша просьба обусловлена Законом о СМИ Республики Беларусь, статья 36, п. 1. Игорь Николаевич просил перезвонить 9 ноября, дабы проконсультироваться по этому вопросу с Вами как с заместителем министра спорта и туризма. 9 ноября Юдчиц ответил, что Вы, Александр Иванович, наложили запрет на общение по этому вопросу. С трудом этому верю, ибо запрет на общение с представителем СМИ является нарушением законодательства нашего государства. При этом уточняю: мы не пытаемся получить информацию, составляющую государственную тайну. Попытки связаться с Вами по телефону с помощью Вашего секретаря также дали отрицательный результат. Возможно, в информационной цепочке произошла ошибка, и Вы получили неточную информацию от подчиненных. Возможно, Вы готовы сами раскрыть для читателей газеты “Прессбол” интересующую нас тему. Александр Иванович, будьте добры, поясните, пожалуйста, Вашу позицию на этот счет любым удобным для Вас способом”.
Замминистра не откликнулся. 20 ноября минувшего года в “ПБ” под рубрикой “На наш каравай” вышла статья “Легионеры в белорусском спорте: так ли они нам необходимы?” Она завершалась открытым обращением к замминистра.
“Какова стратегия Министерства спорта и туризма Беларуси относительно привлечения в ряды национальных команд спортсменов других стран — и есть ли она вообще? Комментарий на эту тему автор этих строк пытался взять у ответственного сотрудника Мин- спорта, занимающегося как раз этим вопросом. Однако он отказался от контакта, сославшись на запрет замминистра Бараули. Сам Александр Иванович тоже пока не спешит выйти на связь. Наш интерес не праздный. В развитие резерва вкладываются немалые бюджетные средства. Когда вместо белорусов в сборные приглашают иностранцев, резонно возникает вопрос: деньги, вложенные в воспитание белорусских спортсменов, выброшены на ветер? И откуда берутся инвестиции для приглашения легионеров? И еще много вопросов, ответы на которые мы надеемся получить”.
На этот раз реакция с Кирова, 8, последовала незамедлительно. В тот же день автору позвонил пресс-атташе Минспорта Владимир Нестерович и от имени Бараули предложил прислать интересующие нас вопросы, поскольку из-за занятости у того нет возможности встретиться для беседы. Не сказать, что такой вариант обрадовал, но мы вошли в положение замминистра и 29 ноября отправили на его электронный адрес 20 вопросов, получение которых нам подтвердили. С той поры связь с Минспорта оборвалась. Оттуда не последовало ни ответов, ни звонков. Хотя мы опять же учли, что в конце декабря глава государства проводил совещание по вопросам спорта, подготовка к которому могла поглотить все внимание Бараули. Поэтому следующий запрос был отправлен лишь 4 января.
“Здравствуйте, Александр Иванович! С Новым годом! 6 ноября я обратился в Минспорта за комментарием по легионерской теме. Вы наложили запрет на общение с Игорем Николаевичем Юдчицем, но согласились ответить на вопросы лично и предложили через пресс-атташе Владимира Нестеровича прислать вопросы. Вы их получили очень давно. Истекло отпущенное законом время для ответов. В связи с этим интересно узнать, есть ли смысл их ждать? Если да, какое Вам понадобится для них время? Если нет, возможно, придется искать другие варианты разрешения темы. До сих пор в течение многих лет мы с Вами общались взаимоуважительно, надеюсь, и сейчас сохраним эту тональность”.
Барауля оставил без внимания и это письмо. Через десять дней, 14 января, мы напомнили Барауле о предложении-обещании через пресс-атташе Нестеровича. На этот раз промолчал и обычно аккуратный Владимир Евгеньевич. Остается предположить, что острота вопросов лишила дара речи ответственных чиновников.

Баланс Бараули

С Александром Ивановичем мы знакомы около двадцати лет, с тех пор как он стал государственным тренером по греко-римской борьбе. Хорошо помню его выжидательную позицию в 2007-м, когда при действующем главном тренере национальной команды Валерии Гайдуке борцам представили нового главкома Геннадия Сапунова. Были громкие разборки с участием Александра Медведя и Юрия Чижа. Барауля при этом отмалчивался и наблюдал. Не исключено, что это помогло ему продвинуться по карьерной лестнице.
В его бытность директором РЦОПа по единоборствам вспыхнул конфликт между председателем федерации бокса Дмитрием Тихомоловым и главным тренером сборной Константином Соколовым. Вот как об этом рассказывал Соколов (“ПБ” от 2.12.2015):

— Зашел к Барауле — он мой непосредственный начальник. Александр Иванович пообещал переговорить с первым заместителем министра Гагиевым, а мне рекомендовал успокоиться и найти общий язык с Тихомоловым. При этом сам он считает: мы выступили хорошо — не каждая сборная привозит медали и лицензии… Накануне аттестации национальной команды вечером позвонил Барауля и предупредил: вам не надо приходить, так как Минспорта не станет продлевать с вами контракт.
— То есть вопрос был решен еще до аттестации?
— Да, она прошла 13 ноября, присутствовали все тренеры и спортсмены, кроме меня. Даже на суде преступнику предоставляют последнее слово, а меня лишили возможности отчитаться о проделанной работе… Официально из национальной команды я еще не уволен. Директор РЦОПа Барауля настойчиво предлагает написать заявление “по соглашению сторон”. А то, говорит, напишем “за невыполнение плановых обязательств”.

Соколова уволили, а Барауля вскоре стал гендиректором олимпийского спорткомплекса “Стайки”. Александру Ивановичу “везло” на громкие скандалы, “правильное поведение” в которых, не исключено, учитывалось при очередном назначении. Так, в мае 2017-го при его участии прошли две отчетно-выборные конференции Белорусской федерации фехтования. На первой председателем избрали Андрея Губанова, хотя власть рекомендовала Алексея Овсянкина. Уже через три дня (два из них — суббота и воскресенье) провели повторную с другим составом участников. Итоги прежних выборов аннулировали, на трон посадили Овсянкина, а Барауля стал одним из замов. Менее чем через три месяца Александра Ивановича назначили еще одним замом — министра спорта и туризма. Уже в новой ипостаси Барауля отвечал за проведение в Минске чемпионата Строго Света по таэквондо, который европейская федерация отменила. А в феврале 2018-го он представлял страну в Пхенчхане в качестве шефа олимпийской миссии.

Через закон

Однако вернемся к отсутствию ответов замминистра на вопросы по легионерской теме. Она по- прежнему актуальна, ибо замешена на целесообразности расходования бюджетных средств и эффективности работы с резервом. Безмолвие официального лица открывает пространство для домыслов и предположений. Например, некоторые наши читатели убеждены, что, занимаясь паспортизацией, спортивные функционеры не просто прикрывают проблемы с воспитанием новых поколений спортсменов, но и имеют с того прямую выгоду. Голословно с этим соглашаться мы, конечно, не станем, однако констатируем: молчание Бараули позволяет думать, что логики подобные рассуждения не лишены. Будем рады, если Александр Иванович или кто-то из его подчиненных опровергнет невеселые предположения наших читателей.
В этой ситуации крайне важен еще один аспект. Крупный госчиновник ничтоже сумняшеся позволяет себе перешагивать через законодательные установки, не заботясь о том, что фактически дискредитирует этим государственную власть.

Закон о СМИ. Статья 36. Право на получение, хранение и распространение информации
1. Физическим лицам гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Если Барауля и в этот раз промолчит, возможно, его ждет очередное повышение.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?