Павел Галкин. У СКА должен быть свой дом

22:02, 7 февраля 2019
svg image
5042
svg image
0
image
Хави идет в печали

Вначале в роли начальника спортивного клуба армии, в структуре которого был СКА, а затем — уже в ХХI веке — и директора клуба. Хотя и без этого подозреваю, что Павел Владимирович будет рекордсменом… “В общей сложности 27 лет”, — говорит Галкин, задавая тон интервью.

— Это срок! Хотя для меня главное все-таки не цифры, а то, что вы были истинным носителем армейского духа. Таким же, как Николай Старостин в московском “Спартаке”. Не преувеличиваю?
— Со стороны виднее. Просто всегда старался делать свою работу качественно. Тем более рядом с таким, без преувеличения, великим тренером, как Спартак Миронович. Ему пошел 81-й год, а он в строю и по-прежнему полезен. Как игрокам, так и молодым тренерам.

— Непонятно, почему работодатель — Главное управление спорта и туризма Мингорисполкома — решил не продлевать с вами контракт…
— Это его право. По идее мы так и не стали чемпионами страны.

— Было бы странно надеяться, что с вашим бюджетом реально свергнуть БГК.
— Перед Мешковым я снимаю шляпу. Прежде всего за то, что он сделал “Zubr Cup”. Это потрясающее подспорье для развития детского гандбола в стране. Что касается нашего соперничества в чемпионате, то мы всегда бросаем брестчанам вызов и бьемся за золото. И каждый раз пусть чуть-чуть, но чего-то не хватает. Значит, я не оправдал связанных со мною надежд. Вероятно, нужна свежая кровь. Возможно, я действительно застоялся.

— Застоявшиеся не выказывают в интервью претензий Министерству обороны, что в спорткомплексе “Уручье” минский СКА — лишь гость, а не хозяин.
— Ай, не хочу я копаться в этом грязном белье и вспоминать то интервью. Получилось так, как получилось.

— Но нельзя не признать, что с советскими генералами взаимодействовать вам было проще, чем с нынешними.
— Может, мы просто не сошлись взглядами на гандбол. Конечно, неправильно, что во дворце не нашлось места для офиса клуба, даже кабинета для Мироновича — думаю, уж он его точно заслужил. Мы организовали тренировки наших детей в 24 спортзалах города, а в “Уручье” они заниматься не могут. В школах дети тренируются, согласно указу президента, когда оплачивается только коммуналка. А здесь Спорткомитет Вооруженных сил предлагает финансироваться по статье “Оказание спортивно-оздоровительных услуг”, а это уже совсем другие деньги.

— Им тоже надо зарабатывать.
— Прекрасно понимаю, но для этого есть уйма других возможностей. Почему в Москве ЦСКА — по-настоящему армейский клуб, которым гордятся все Вооруженные силы? Потому что там понимают: спорт очень здорово работает на престиж армии, который, положа руку на сердце, сегодня немного не тот, который нам всем хотелось бы иметь.
Мы же проводим множество соревнований для детей. Турнир памяти героев 120-й дивизии, турнир первого героя Беларуси подполковника Корвата, турнир, посвященный Дню защитника Отечества… Иногда ребят селили в казарме, чтобы они были ближе к реальной армейской жизни. Экскурсии им организовывали в Военную академию, они там на учебных танковых тренажерах сидели, даже кашу полевую ели! А это все допризывная молодежь, которая таким образом проникается воинским духом. Прямая социальная функция, организацию которой берет на себя наш клуб.
Но мы говорили о соревнованиях внутри страны. А ведь к нам приезжают и из ближнего зарубежья. Есть турнир памяти Героя Советского Союза Ивановского. Да, может, немного пафосно делаем открытие — с суворовцами, с чеканным шагом и торжественным выносом флага страны. Но у людей слезы на глазах — и у тех, кому за 80, и кому еще и 13 нет. Считаю, только так и надо воспитывать нашу молодежь: через встречи с ветеранами, посещение святых для каждого белоруса мест.
У нас есть еще турнир городов-героев. Проводится уже шесть лет, почти всегда побеждает минский СКА. Но дело даже не в этом. Пацаны из разных стран узнают о Беларуси больше — именно через нашу героическую историю. Через Хатынь, через Музей Великой отечественной войны и Курган Славы. Но и для наших это тоже не проходит бесследно. Ведь что мы думаем о нашей молодежи? Вид неформальный, прически непонятные, что на уме, тоже неизвестно… Но заглянешь после таких встреч им в глаза и понимаешь: они такие же, как и мы, и все правильно чувствуют и осознают.

— Сколько детей в школе СКА?
— 560 человек в возрасте от 7 до 17 лет. И я горжусь тем, что школу удалось создать с нуля. Главная проблема была с тренерами. Убеждал Илью Митковца, Лешу Васильева, они себя не видели в этой работе. Васю Островского уговаривать не пришлось, он как-то сразу был нацелен.
Сегодня у нас 15 тренеров и два внештатника. Но главное — есть тот самый армейский дух победителей. Пацаны носят майку с лейблом СКА и понимают: если ты ее надел, то проигрывать не имеешь права. Они едут на турнир с чувством — мы армейцы. Наши предшественники выигрывали лучшие кубки мира, и мы тоже не можем ударить в грязь лицом. Поражения у нас переживаются болезненно.
В прошлом году на “Zubr Cup” мы должны были выиграть во всех трех возрастах. Но получилось только в двух. Проиграла команда Васи Островского, в котором я был уверен больше всего. Как же он себя корил… Мне очень интересно наблюдать за его развитием. Вася с готовностью впитывает в себя все новое и в скором будущем, думаю, станет очень хорошим тренером.

— Вернемся к противостоянию с БГК. Есть ли в горисполкоме чиновник, который искренне болеет за попадание самого титулованного клуба страны в Лигу чемпионов?
— Нет, и в этом, увы, наша трагедия. Любому клубу, убежден, нужен влиятельный покровитель, он и должен быть мерилом работы. А со стороны правления СКА этого нет. С ностальгией вспоминаю советские времена. Тот же Евгений Филиппович Ивановский мог прийти на гандбол, на чествование команды, даже на тренировку. Помню, как мы впервые стали чемпионами СССР. Он пригласил гандболистов на прием, посадил рядом своего заместителя по тылу и начал спрашивать: “Какие проблемы?”. Тогда ж были времена повального дефицита. Заместитель — с ручкой в руках. И записывает. Улучшение жилищных условий. Машина. Сапоги или шуба для жены. И это решалось. Другой случай: заместитель командующего генерал-полковник Алексей Иванович Семеренко едет на гандбол и набирает начальника КЭЧ: “Вези четыре ордера на квартиры”. Все, после матча идет в раздевалку с готовыми бумагами на руках.
Очень любил спорт начальник штаба КБВО Валерий Сергеевич Соколов — сын тогдашнего министра обороны СССР. Помню, выиграли в Выбжеже Кубок чемпионов. Я ему звоню: мол, мы стали лучшей командой Европы. Он был матерщинник знатный, конечно, поздравляет в своем привычном стиле. Я настоятельно повторяю: “Валерий Сергеевич, вы не поняли, лучше нас никого нет”. — “…, чего ты хочешь?” — “Хорошо бы домой на самолете вернуться…” — “Ну, …, ты и даешь, капитан!” А потом: “Ладно, перезвони через пятнадцать минут…” Через минут пять набирает сам. В Минск мы прилетаем на чартерном ТУ-134…
Анатолий Иванович Костенко — командующий войсками КБВО — приходит на чествование команды после завоевания очередного еврокубка. И про каждого игрока рассказывает какую-то свою историю. Это уровень компетентности и истинного интереса к команде, которая тогда была, простите, лицом Вооруженных сил Советского Союза.

— Я так понимаю, нынешний министр обороны на гандбол не ходит? И начальник городского управления спорта тоже?
— Приглашения отправлял регулярно, но гости пришли, кажется, всего раз.

— Вот если бы играли в Лиге чемпионов…
— Нам категорически не хватало игрового календаря. Хотели в СЕХА-лигу, но туда не пробиться. А так мы имели бы регулярную практику с соперниками, сопоставимыми с БГК. В матчах с Брестом расти можно и нужно. Балтийская лига, при всем к ней уважении, все-таки не то. И Кулеша, и Королька, и многих других можно было бы оставить, будь у нас тот же “сехалиговский” вариант. И непременно мы играли бы в группах еврокубков. Деньги на зарплату ведущим игрокам? Да увеличили бы бюджет, это не такая уж и большая проблема. Пазл сложился бы именно с этой стороны, а не с обратной, когда, удерживая игроков, в том числе и финансово, мы сдерживали бы рост их мастерства, ограничиваясь только чемпионатом страны.

— Возрождение в новом формате Профессиональной гандбольной лиги, о котором говорит ваш потенциальный преемник Андрей Крайнов, реально?
— Увы… Чтобы втащить туда лучшие клубы соседних стран, нужен генеральный спонсор, которому было бы интересно. А его нет. Россия — страна с гигантским потенциалом — сейчас находится на задворках мужского европейского гандбола. Решение проблемы надо искать в популяризации гандбола и пробуждении к нему интереса со стороны серьезных финансовых структур.

Как думаете, Крайнов достойно заменит вас в директорском кресле?
— Андрей довольно коммуникабельный человек, поигравший, в отличие от меня, сам и имеющий много знакомств в гандбольном мире. Думаю, если его назначат, это будет хороший выбор. Крайнов — личность с амбициями в лучшем смысле этого слова.

— Кого из ребят видите в роли его ближайших помощников?
— Ваня Бровко хочет играть и не стесняется об этом говорить. Я только за, пусть устанавливает рекорд долголетия в чемпионате. Дима Никуленков по своему складу другой. Мне кажется, из него получится хороший тренер или руководитель. Меня радует, еще раз скажу, что в клубе подрастает плеяда интересных и талантливых тренеров. О Васе мы уже говорили. У Ильи Митковца появился вкус к работе, и я горжусь, что когда-то сагитировал его начать тренировать детей. Леша Васильев — та же история.
Олег Шарейко творчески подходит к работе. Сергей Кострома… Две девчонки у нас работают, выпускницы вузов. Да, еще не опытны, но я вижу, как они щепетильно готовятся к занятиям. В этом плане могут даже наших ребят щелкнуть по носу. Мы по четвергам собираемся в школе, и каждый отчитывается, как его ребята выступили на соревнованиях, что не получилось и почему. Это очень интересные дискуссии, которые помогают нам сплачиваться в решении единых задач.
Спасибо Коноплеву и бывшему мэру города Павлову — они построили комплекс на Филимонова. Но скажу со всей ответственностью: если бы СКА не перешел на паркет Дворца спорта “Уручье”, у которого 70 процентов амортизации, то сегодня такого игрока, как Кулеш, не было бы. Он бы просто сломался. Каждой команде нужны условия. Хорошо, скоро будет введен в строй специализированный зал в микрорайоне Каменная Горка. Учитывая, что он находится в окружении средних школ, где работают наши тренеры, это станет большим подспорьем в работе.
Но такой клуб, как минский СКА, все же достоин своей академии. Это не блажь, а веление времени. Да, когда-то наш клуб был сильнейшим на планете, и многие учились у белорусов. Но реалии сегодня таковы, что нам самим надо учиться у тех, кто сейчас диктует мировую гандбольную моду. Я был в Киле, в Магдебурге, в Берлине, в Сен-Рафаэле… Знаю, о чем говорю. Там существуют академии, в которых молодые игроки учатся, тренируются и живут. Все в одном месте, без переездов по городу. Это именно то, что хотелось бы иметь и у нас. Пусть не четыре игровых зала, пусть два. Но обязательно рядом тренажерный и — очень необходимо — зал, где можно совершенствовать свои навыки в пляжном гандболе. Давайте все-таки помнить, что именно белорусы были первыми чемпионами Европы и мира в этом интересном и динамично развивающемся виде спорта. Он обязательно появится в олимпийской программе. Пляжный волейбол прошел такой же путь, и нынче у него миллионы поклонников во всем мире.

— Согласен практически по всем пунктам. Вопрос только один: это стоит серьезных денег. Да и землю надо найти…
— Все эти вопросы решаемы. Есть даже потенциальный инвестор, которому было бы интересно вложиться в такой перспективный проект. Само собой, там должна быть еще и гостиница, где будут жить спортсмены, приезжающие на сборы. Причем не только по гандболу — рядом ведь находятся другие спортивные объекты.

— Красиво!
— Я живу этой идеей и надеюсь, что она рано или поздно воплотится в жизнь. У минского СКА должен быть свой дом. Парадоксальная ситуация: самый знаменитый клуб страны не имеет собственности. Я был бы счастлив, если бы она появилась.

— Предложения о новой работе вам поступают?
— Только сегодня было два. Но честно скажу, с каждым годом хочется тратить свое время как можно более рационально. И не очень хочется делать то, что уже было в моей жизни. Лучше — чего еще не было. Согласитесь, академия на уровне лучших мировых стандартов, которая построена в голове уже до самого последнего винтика, это красивая мечта. Над ней и буду работать.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?