Трансферы: цена и качество. От Бордачева до Кутузова

21:48, 21 февраля 2019
svg image
3029
svg image
0
image
Хави идет в печали

В силу разных причин белорусский футбол на трансферном поле оперирует совсем иными деньгами — меньшими в десятки раз. Но кассовые переходы (ориентированные прежде всего на экспорт) случаются и у нас. И сегодня мы решили о них рассказать.
За точку отсчета решено взять начало нового века — то есть 1 января 2001 года. В веке старом тоже было много интересного. Уезжали в Киев Валентин Белькевич и Александр Хацкевич, белорусские футболисты массово наводняли Москву и окраины. Однако лихие 90-е — слишком специфический жизненный этап, с особыми товарно-денежными отношениями, да и за давностью лет вскрыть ту бухгалтерию и не попасть пальцем в небо тяжело.
Мы и на подлинности представленных ниже цифр сильно не настаиваем. Новое столетие наступило, но деньги продолжают любить тишину. Информация об экономической стороне футбола по-прежнему поступает в прессу все больше из источников неофициальных. В нашем случае — от людей причастных, сопричастных, от участников процесса или от тех, кто стоял со свечкой. Однако мы не в суде и не в церкви, поэтому публикуем топ-17 самых денежных трансферов белорусских клубов в ХХI веке. Отталкиваемся от 500 тысяч долларов и идем по нарастающей. С оговоркой, что реальные суммы от наших могут несколько отличаться. И с допущением, что некоторые сделки в списке незаслуженно отсутствуют, так как их стоимость выведать и убедительно верифицировать не удалось.

Максим БОРДАЧЕВ
Откуда — куда: из БАТЭ в “Томь” (Россия).
Цена вопроса: $500 тысяч.
Защитник БАТЭ перешел в “Томь” летом 2013-го на правах аренды. За полгода белорусу удалось проявить себя в России достаточным образом, чтобы работодатель воспользовался правом первоочередного выкупа за полмиллиона долларов. Легионером Бордачев оставался до лета 2017 года, успев поиграть также за “Ростов” и “Оренбург”. Сейчас 32-летний уроженец Гродно выступает за солигорский “Шахтер”.

Тимофей КАЛАЧЕВ
Откуда — куда: из “Шахтера” (Солигорск) в “Шахтер” (Донецк).
Цена вопроса: $600 тысяч.
Самый выгодный экспортный трансфер солигорского клуба за всю историю. Лучший футболист белорусского чемпионата-2003 на волне успеха переехал в Донецк за круглую (особенно по тем временам) сумму. На Украине у Калачева не сложилось, зато после передислокации в Россию быстроногий вингер расцвел. Он успешно выступал в “Химках” и самарских “Крыльях”, а в Ростове вообще стал легендой. На берегах Дона коренной могилевчанин и дважды лучший футболист Беларуси проводит 11-й сезон и остается в огромном фаворе у местных болельщиков.

Сергей ЧЕРНИК
Откуда — куда: из БАТЭ в “Нанси” (Франция).
Цена вопроса: $670 тысяч.
Этот голкипер сборной Беларуси на подъем труден. Он зашел уже на четвертый десяток, но в его профайле всего три клуба: родной “Неман”, БАТЭ и “Нанси”. Во Францию Черник отправился в августе 2016 года — там поныне и выступает. В Борисове голкипер провел два с половиной года и был продан на Запад с хорошим профицитом.

Никита КОРЗУН
Откуда — куда: из “Динамо” (Минск) в “Динамо” (Киев).
Цена вопроса: $815 тысяч.
По маршруту Минск — Киев он проследовал в феврале 2016 года. Молодой, 20-летний, перспективный. Оцененный украинцами по достоинству. С тех пор киевлянам белорус и принадлежит, правда, играет не по месту контракта, а сдается в аренду. До недавних пор выступал за минское “Динамо”, а в январе отправился в саудовский “Аль-Фатех”.
В разных источниках нет единодушия относительно цены трансфера Корзуна в Киев. Суммы фигурируют в диапазоне 500-800 тысяч евро. Мы называем наиболее правдоподобные цифры.

Роман ВАСИЛЮК
Откуда — куда: из “Славии” (Мозырь) в “Спартак” (Москва).
Цена вопроса: $1 миллион.
Летом 2001-го он уезжал в Москву под фанфары. Звездный бомбардир, любимец брестских и мозырских болельщиков. Любимцем спартаковских так и не стал. Олег Романцев быстро разочаровался в легионере, и тот ударился в странствия. Израиль, Минск, Гомель, Борисов, Гродно, и красной нитью — возвращение в родной Брест. Таких возвращений в итоге набралось четыре. На берегах Буга автор культового покера в польские ворота недавно и завершил карьеру.
Он редко давал интервью, но однажды высказался насчет суммы трансфера в “Спартак”: “Кто вам сказал, что меня купили за миллион долларов? В России такие деньги не водятся. Максимум — за 300-400 тысяч”. Он слишком мало знал. Миллион — самая частая оценка той сделки.

Михаил СИВАКОВ
Откуда — куда: из БАТЭ в “Кальяри” (Италия).
Цена вопроса: $1 миллион.
В Италию он отбыл, едва справив 21-летие, глянувшись “Кальяри” в лигочемпионской кампании 2008-го. Молодой оказался ранним — на Апеннинах славы не сыскал. После аренды в “Пьяченце” Сиваков оказался в краковской “Висле”, а затем — в бельгийском “Зюлте-Варегеме”. И далее — сплошные путешествия: БАТЭ, “Гомель”, “Черноморец”, азербайджанская “Габала”, луганская “Заря”, “Оренбург”, “Амкар”, снова “Оренбург”… Такова легионерская жизнь.

Станислав ДРАГУН
Откуда — куда: из “Динамо” (Минск) в “Крылья Советов” (Самара).
Цена вопроса: $1 миллион.
На пик “предпродажной подготовки” Драгун вышел в 24 и в январе 2013-го рванул покорять Россию. “Динамо” получило за игрока хорошую выручку и чувство глубокого удовлетворения. Три года в “Крыльях”, год в московском “Динамо”, полгода в “Оренбурге” — легионерский этап у хавбека вышел добротным, однако хотелось большего. Большее он обрел в Борисове, куда под улюлюканье динамовских болельщиков перешел полтора года назад. С тех пор там — выигрывает титулы, забивает лондонскому “Арсеналу”.

Сергей КРИВЕЦ
Откуда — куда: из БАТЭ в “Мец” (Франция).
Цена вопроса: $1 миллион.
На Кривце борисовчане заработали дважды. В декабре 2009-го полузащитник подписал контракт на три с половиной года с польским “Лехом”. Стоимость трансфера составила 430 тысяч евро. Затем он вернулся в Борисов — транзитом через китайский “Цзянсу Сайнти”. Отогрелся сам и заново подогрел интерес к себе. В итоге летом 2016-го “Мец” не пожалел за него миллион евро. Увы, за границей у лучшего футболиста Беларуси-2014 не складывается. После Франции он пару лет помаялся в Польше, после чего снова воротился на родину — в брестское “Динамо”.

Марко СИМИЧ
Откуда — куда: из БАТЭ в “Кайсериспор” (Турция).
Цена вопроса: $1,3 миллиона.
Уроженец Белграда провел в Борисове два чудных года и преуспел так, что стал лакомым трансферным активом. На актив в январе 2013-го положил глаз “Кайсериспор”, отжалевший за сербского защитника немаленькие деньги. В Турции Марко держал марку до 2016-го, после чего поиграл в “Ростове” и тель-авивском “Маккаби”. Теперь он в ташкентском “Пахтакоре”. Белорусский период карьеры вспоминает с благодарностью.

Сергей КОРНИЛЕНКО
Откуда — куда: из “Динамо” (Минск) в “Динамо” (Киев).
Цена вопроса: $1,3 миллиона.
20-летним, в начале 2004-го, он неплохо дебютировал в Киеве — девять матчей, два гола. Но вскоре пришлось уйти. “Днепр”, “Томь”, “Зенит”, “Рубин”, английский “Блэкпул”… Жизнь побросала Корниленко изрядно, пока он не нашел свою нишу — в самарских “Крыльях”, где играет уже восьмой год. Там белорусу хорошо. Его называют Легенда N 8 — и это исчерпывающе говорит о роли Сергея в истории клуба.

Мирко ИВАНИЧ
Откуда — куда: из БАТЭ в “Црвену Звезду”.
Цена вопроса: $1,5 миллиона.
Самый свежий эпизод в нашем списке. Двух недель не прошло, как Иванич сменил Борисов на Белград. В БАТЭ он провел три года, после того как был куплен у “Войводины” за один миллион евро. Это рекордные деньги для белорусского футбола, если иметь в виду “входящие” трансферы. За это Мирко получил в команде прозвище Бриллиант.

Филип МЛАДЕНОВИЧ
Откуда — куда: из БАТЭ в “Кельн” (Германия).
Цена вопроса: $1,64 миллиона.
Левша из Сербии оставил в Беларуси глубокий след — классной игрой и веселым нравом. В БАТЭ он прибыл из “Црвены Звезды” свободным агентом, а спустя два сезона — в январе 2016-го — отбыл в “Кельн”, который ради такого дела раскошелился. После бундеслиги поиграл в бельгийском “Стандарде”, а сегодня живет в Гданьске и утруждается на благо местной “Лехии”. Ему всего 27, болельщики БАТЭ были бы рады его возвращению. Но это как бог на душу положит.

Владимир ЮРЧЕНКО
Откуда — куда: из “Динамо” (Минск) в “Сатурн” (Россия).
Цена вопроса: $2 миллиона.
Это сейчас “Сатурн” на задворках, а футболист Юрченко успел посидеть за решеткой и давно сошел с орбиты. А в 2008-м все было иначе. 19-летний нападающий минского “Динамо” был в большой цене, а в Раменском деньгами сорили налево и направо. Так завязались узелки — и российский клуб раскошелился аж на два “лимона” долларов (по другим данным, на 1,5). За “Сатурн” Юрченко провел шесть матчей, забил один гол.

Игорь ШИТОВ
Откуда — куда: из БАТЭ в “Динамо” (Москва).
Цена вопроса: $2,15 миллиона.
Неплохая цена для белорусского защитника — рекордная для представителей этого амплуа. Другое дело, что Москва слезам не верит — в отличие от Мордовии, куда Шитов перекочевал уже через год, в сентябре 2012-го. Далее были два продуктивных сезона в “Астане” и возвращение к родным пенатам. В минское “Динамо”, где уроженец Полоцка начинал трудовую карьеру.

Павел НЕХАЙЧИК
Откуда — куда: из БАТЭ в “Динамо” (Москва).
Цена вопроса: $4 миллиона.
В московском “Динамо”, куда белорус взял курс одновременно с Шитовым, он не сделал погоды, но свои деньги обратно россияне не затребовали. Деньги немаленькие — четыре миллиона долларов. Любопытно, что, как и Кривца, БАТЭ продавал Нехайчика дважды. После возвращения и подзарядки батарей он обратил на себя внимание “Томи”. Оценочная стоимость перехода — 300 тысяч долларов. Как и Кривец, нынче Нехайчик в Бресте, куда прибыл после недолгой побывки в “Оренбурге”.

Ренан БРЕССАН
Откуда — куда: из БАТЭ в “Аланию” (Россия).
Цена вопроса: $4,6 миллиона.
В Россию натурализованный бразилец ехал на пике — в звании лучшего футболиста Беларуси-2012. Контракт с “Аланией” был рассчитан на 3,5 года и стоил работодателю 3,5 миллиона евро. Карьерного счастья, правда, Ренану не принес. Став пилигримом, он полетал над Европой и Азией: после Владикавказа побывал в “Астане”, португальском “Риу Аве”, кипрском АПОЭЛе… Сейчас снова в Португалии — в клубе “Шавеш”. И ему уже 30 лет, и место в сборной Беларуси подлежит сомнению.

Виталий КУТУЗОВ
Откуда — куда: из БАТЭ в “Милан” (Италия).
Цена вопроса: $5 миллионов.
Этот трансфер давно стал у нас легендой. А легенда гласит: о переходе молодого бомбардира Анатолий Капский и Адриано Галлиани договорились в перерыве минского еврокубкового матча БАТЭ с “Миланом”. И вскоре Кутузов заключил с “россонери” пятилетний контракт. Над “Сан-Сиро” белорус корни не пустил, но в целом карьеру в Италии сделал достойную. Там с тех пор и проживает, повесив бутсы на гвоздь.
Эта трансферная сделка до сих пор считается в Беларуси самой дорогой. Тем более выручка за нападающего высоким решением даже была освобождена от налогов. Однако есть нюанс. По некоторым сведениям, оговоренные 5 миллионов должны были поступить на счет БАТЭ только в том случае, если Кутузов станет игроком миланской основы. Этого не случилось, следовательно, борисовчанам отошла лишь фиксированная часть операции — 3 миллиона долларов.

Александр Глеб: самый дорогой
Наш путеводитель по трансферам будет неполным без упоминания Александра Глеба — самого дорогого белорусского футболиста в истории. В приведенный реестр он не попал, так как уезжал за границу совсем молодым. За 19-летнее дарование немецкий “Штутгарт” заплатил БАТЭ всего 150 тысяч долларов. Цена резко рванула вверх позже — когда Alex Hleb начал феерить в бундеслиге. Из “Штутгарта” в лондонский “Арсенал” белорус перешел за 18 миллионов долларов. Из “Арсенала” в “Барселону” — за 24 млн. Плюс еще 3,2 млн долларов “канониры” получили бы, кабы Глеб заиграл в Каталонии. Этого, однако, не случилось. Те трансферные операции так и остались рекордными с участием белорусских футболистов. И пока трудно представить, что в наших ландшафтах сыщется самородок, за которого однажды заплатят больше.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?