Свой взгляд. Пусть приезжают россияне. От этого будет только лучше

21:47, 6 марта 2019
svg image
627
svg image
0
image
Хави идет в печали

Есть и есть где-то далеко, как собор Парижской Богоматери. Но теперь хотя бы понятно: в части футбола этот Нотр-Дам-де-Пари начинает себя оправдывать.
Белорусы в российском чемпионате стали своими. И Денис Поляков там отныне в таком же законе, как, например, Артем Дзюба. Россияне в белорусском футболе получили симметричные права. И осетин Алан Чочиев в минском “Динамо” на равных конкурирует с условным Эдгаром Олехновичем. Как вы уже поняли, меня эти нововведения вполне радуют. И я совершенно не понимаю тех, кто бьет в колокола. Мол, сейчас начнется: все пропало, завтра россияне заполонят наши клубы, как саранча. И будет их орда… А нас — рать!
Чего бояться-то? Во-первых, мы все это уже проходили. Напомню: в 2013 году из-под лимита у нас были выведены не только россияне, но и, чтоб два раза не вставать, представители солнечного Казахстана. Вроде бы тот опыт случился спонтанно. Мы с соседей статус иностранцев сняли и, кажется, ждали от них аналогичного алаверды. Не дождались — в итоге эксперимент продержался всего один сезон и был справедливо свернут. Сегодня его можно рассматривать как пробный шар, который закатился в лузу абсолютно безболезненно. Особым предложением шесть лет назад воспользовались всего 16 россиян и казахстанцев. Никакой “русификации” не произошло и близко, тогдашний наш 12-командный чемпионат с легкостью переварил этих мигрантов и не поперхнулся.
Сейчас подход, конечно, не в пример системнее. И россияне к нам едут более густым косяком. Их уже 15, а будет намного больше. Они в “Динамо”, “Витебске”, “Ислочи”, “Гомеле”… Чую, не сегодня завтра появятся в БАТЭ. Но пусть их хоть тридцать прибудет (что вряд ли) — нам от этого только лучше.
Скажу откровенно, хотя и субъективно: эта двусторонняя отмена лимита хороша уже потому, что примиряет меня с одной постылой темой. С 16 клубами в высшей лиге. Не мной замечено: в Беларуси не хватает толковых футболистов для такого состава участников. Это отдельный разговор, почему не хватает. Но порог захода на элитный уровень сильно снижен, и в командах полно игроков ординарных и ничем не выдающихся. Вчерашние лимиты сильно их не утесняли. Это давало возможность кататься в масле и железное право торговаться при подписании контрактов. Теперь конкуренция станет жестче. Теперь аппетиты умерятся, а самоотдача вырастет. В общем, произойдет то, что обычно происходит, когда на рынке становится тесно. Зачерпнув из России, мы получим другую конкурентную среду — что ж здесь плохого?
Есть другое опасение. В связи со стиранием границ у нас перестанет прорастать молодежь. Имея возможность “пит-стопа” на Востоке, клубы станут терять интерес к воспитанию резерва и вообще репродуктивную функцию. И детско-юношеский футбол наш начнет пробивать очередное дно… Мне кажется, эти страхи тоже преувеличены. Ничего с ним не сделается, с детско-юношеским футболом. Клиент и так не то чтобы сильно жив. Российская припарка его точно не доконает. Где эту борозду пахали глубоко — там и продолжат пахать. А где с резервом занимались для галочки в отчетности по лицензированию, там и продолжат филонить. Приезд в Беларусь десятков россиян ничего в этом распорядке не изменит. А изменить может другое — улучшение инфраструктуры, охвата, методик и прочих нюансов тренировочного процесса. Детский тренер и условия для работы — вот залог хороших урожаев на этой поляне. А не отмена квот, придуманная совсем для иных целей.
Так что пусть приезжают россияне. Их количество наверняка не превысит разумных пределов. Их качество отрегулирует рынок. Естественно, игроки какого-нибудь “Рубина” не позарятся на “Дняпро”-МЧЗ, а из московского “Динамо” не побегут желающие в “Динамо” минское. Их на родине кормят так, что была охота кочумать на наших глиноземах. Но пролетарии среднего звена или мощные ветераны уровня Евсеева — нешто испортят у нас климат и потеряются на чистых улицах? А в БАТЭ, допустим, можно зазвать и кого-то более кондиционного. Четвертьфиналист чемпионата мира Ерохин, например, восходил когда-то в молдавском “Шерифе”. А в августе уже участвовал в экзекуции “Зенита” над минским “Динамо”. Разве будет диковиной, если некто ему подобный — молодой и перспективный — захочет пожить в Дудинке и поиграть в Лиге чемпионов? И получить импульс примерно той силы, какой получил Мирко Иванич, вернувшийся на родину в топ-клуб.
Но даже если нарисованная выше парадигма окажется не такой радужной, мы ведь все равно останемся в убеждении, что за все надо платить. А заплачено за открытые двери вполне звонкой монетой. Белорусы в России тоже перестали быть чужими.
На этот счет, считаю, вообще дискуссии неуместны. По одной простой причине. Все последние годы мы в своем центре Европы играли будто взаперти. На Восток нельзя — лимиты. Нельзя на Запад — тоже лимиты или иные ограничения (за некоторым исключением). Хорошему белорусскому футболисту некуда было податься, чтобы спокойно прогрессировать и развиваться. В отличие, допустим, от литовца или эстонца. Для них, обладателей паспортов ЕС, все дороги давно открыты — и методом проб и ошибок даже посредственный игрок сможет найти себе применение сообразно отпущенному таланту.
Сейчас нам дороги открывает Россия. Да, у ней особенная стать — с множеством подводных камней. С Москвой, которая слезам не верит, с Питером, который еще труднее покорить. И с общим уровнем, который, мягко говоря, не всякому нашему футболисту под силу. Российские функционеры отчего-то долго артачились, не хотели пускать к себе соседей на равных правах. Пришлось этот вопрос решать аж на уровне двух президентов. Хотя с самого начало было очевидно, что премьер-лига не Черкизон — белорусские челноки не поедут туда массовым порядком, ибо, скажем честно, не сильно нужны. И минувшей зимой, когда тема получила развитие и свет в конце тоннеля начал стремительно приближаться, Россия призвала к ответу всего двух “синеоких” новобранцев. Максим Володько отправился в Тулу со своим самоваром, а Денис Поляков — в екатеринбургский “Урал”. Таким ползучим образом белорусский легион в стране скреп и особой духовности вырос сразу в полтора раза. И теперь наших там шестеро, при том что двоим — Тимофею Калачеву и Сергею Корниленко — в сумме 72 года. Они, по сути, еще той, советской, закалки люди, из которых раньше делали гвозди.
И все же какое-то движение наметилось, и то, что маховик закрутился еле-еле, не должно внушать пессимизм. Отмена лимита подкралась незаметно и, можно сказать, впритык к возобновлению российского чемпионата. Клубы уже выработали трансферный ресурс и нарабатывали игровые алгоритмы. Подлинный интерес команд премьер-лиги (и заодно ФНЛ) к белорусскому рынку мы узнаем летом, когда сезон в сопредельной стране финиширует. И начнется работа с прицелом на следующий, проводящийся по системе “осень-весна”.
Отмена лимита богоугодное дело и по другой причине. Согласны вы или нет, но с некоторых пор я считаю, что любые ограничения подобного толка… Не то чтобы зло, но, по большому счету, искусственны. Без них лучше, чем с ними, ведь и на поле играют не паспорта, а люди. А гражданство имеет значение лишь в дни, когда выступает сборная. И наша станет тем успешнее, чем больше в ней будет легионеров из сильных чемпионатов.
Кстати, кое-где в Европе это тоже понимают — и смягчают лимиты, а то и ликвидируют. Говорят, со следующего сезона барьеры исчезнут в Польше. В другой сопредельной стране, где немалый рынок. И где хватит места белорусам, и они там не сгинеют, если будут себя хорошо вести.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?