Бывшие. Квартет. И?

21:43, 11 марта 2019
svg image
582
svg image
0
image
Хави идет в печали

Новый председатель окажется всего пятым руководителем федерации в ее 30-летней истории. Самое время вспомнить о четырех предыдущих боссах и о том, чем были примечательны периоды их правления.

Евгений ШУНТОВ
Срок: 1989-1998
Прозванный журналистами Железным Феликсовичем Шунтов был первым лицом белорусского футбола космические 26 лет. Сначала — в роли начальника отдела футбола республиканского Спорткомитета, потом — в качестве председателя федерации, которую он, собственно, и создавал в 1989-м вместе с соратниками…
Главное, чем знаменательна его долгая деятельность на этом посту и о чем Евгений Феликсович до сих пор рассказывает не без удовольствия, — это, конечно, историческое включение Беларуси в список членов ФИФА (1992), а потом и УЕФА (1993). Если бы не он, эти важные события наверняка случились бы позже и развитие игры в стране протекало бы медленнее.
Со спортивными результатами эпоха Шунтова как-то не ассоциируется, хотя набор игроков у национальной сборной в ту пору был едва ли не самым ярким. Впрочем, надо учитывать и объективные сложности работы сразу после развала Советского Союза с дефицитом всего, чего только можно. В отличие от других руководителей после ухода с должности в 1998-м Шунтов остался в федерации и продолжал уже в других ипостасях. В деле он и сейчас — возглавляет футбольный арбитраж.

Григорий ФЕДОРОВ
Срок: 1998-2003
Бывшего детского тренера во главе федерации сменил председатель Госкомитета по авиации. Процедура передачи власти — история особая. Все началось с разбора полетов на совещании у президента, после которого Шунтов написал заявление об отставке. УЕФА усмотрел в этом намек на недопустимое вмешательство государства в футбольные дела, и федерации грозили санкции вплоть до изоляции. Убедил чиновников, что давление на него не оказывалось, Шунтов. В том числе с помощью… удачно рассказанного анекдота-афоризма. Ситуация нормализовалась, и Федоров все же вступил в должность. Как потом признавался, выборы он выиграл меньше чем через месяц после перенесенного инфаркта.
За давностью лет тональность рассказа о периоде правления авиатора ровная и спокойная — на стыке девяностых и “нулевых” она была совсем другой, что вылилось в знаменитую судебную тяжбу с “Прессболом”. Впрочем, за четыре с половиной года, что Григорий Константинович руководил белорусским футболом, произошло и хорошее. При нем был построен футбольный манеж в Минске, состоялось знаковое возвращение в Беларусь Эдуарда Малофеева. При нем сборная была наиболее близка к выходу на топ-турнир, заняв третье место в группе в отборочном турнире ЧМ-2002.

Геннадий НЕВЫГЛАС
Срок: 2003-2011
При замене Федорова на Невыгласа история повторилась — снова подозрения на вмешательство государства, снова долгие разбирательства, снова вероятность худшего сценария, но снова хеппи-энд… До БФФ Геннадий Николаевич одно время возглавлял службу безопасности президента, а в должность первого лица белорусского футбола вступал как госсекретарь Совета безопасности. При нем федерация получила негласное прозвище Дом офицеров. Интересно и показательно, что и Федоров, и Невыглас признавались: руководить футболом им стало гораздо проще, как только они перестали совмещать его с госработой.
Как и в случае с коллегами, период властвования генерал-лейтенанта получился неоднозначным. Но одно можно утверждать точно: во многих вопросах он стал первооткрывателем.
При нем молодежная сборная в 2004-м дебютировала на топ-турнире — чемпионате Европы. Национальная команда под руководством Анатолия Байдачного показывала едва ли не самый зрелищный футбол. Впервые роль главного тренера примерил коуч из дальнего зарубежья — позитивный немец Бернд Штанге. А в чемпионате страны состоялось-таки давно напрашивавшееся сокращение до 12 команд. Впрочем, основное, чем запомнился Невыглас, — развитие инфраструктуры, чему способствовало тогдашнее крепкое финансовое положение. При нем были введены в эксплуатацию Дом футбола и другие сооружения, поля в регионах.

Сергей РУМАС
Срок: 2011-2019
Впервые смена на футбольном посту N 1 происходила тихо-мирно, без скандалов. В 2011-м Невыглас второй раз попал под санкции Евросоюза — статус невыездного сильно мешал работе, которая подразумевает постоянные командировки. На освободившееся место встал тогдашний вице-премьер.
Румас оказался, пожалуй, самым демократичным главой БФФ. Однако его работу не могла не затруднять параллельная занятость — на должностях главы Банка развития, а потом премьер-министра.
В пору правления Сергея Николаевича позитив, как это часто бывает, перемежался с негативом. Недалеко продвинулась идея строительства Национального стадиона — зато реконструирована динамовская арена, воздвигнут техцентр БФФ, поставлены манежи-“дутики”. Беларусь, вопреки настойчивому желанию, пока так и не приняла крупное футбольное событие — зато подрастающее поколение стало третьим на молодежной “Европе” и сыграло на Олимпиаде. Национальная сборная не совершила прорыва в результатах — зато имеет шанс впервые проскочить на топ-турнир через Лигу наций. В полной же мере оценить два срока Румаса можно будет, как и в случае с предшественниками, лишь по прошествии времени.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?