Владимир Базанов. Не волнуется только ненормальный

21:24, 18 марта 2019
svg image
902
svg image
0
image
Хави идет в печали

Но сомнений, что им станет 61-летний Владимир БАЗАНОВ, практически нет. Его кандидатура осталась единственной, и уже поэтому “электорат” не должен ее отвергнуть. Как не отверг просьбу “Пресс- бола” сам претендент на высокую должность. Владимир Александрович согласился встретиться с журналистами “ПБ” — и принял нас в Доме правительства утром в четверг. И даже сделал первый пас: “Говорят, с вашей газетой надо осторожнее — я учел!” Мы слегка напряглись: а если это не шутка и человек военной выправки, депутат Палаты представителей застегнется в интервью на все пуговицы? Как оказалось, зря: на вопросы Базанов отвечал откровенно и без малейшей заминки. Время, правда, чуть поджимало, но для развернутой беседы хватило и получаса.

— Когда и почему у вас возникло решение идти в председатели федерации?
— Начну с того, что всю жизнь связан со спортом. Родился в деревне Бардинское Бабаевского района Вологодской области. Естественно, в основном там преобладают лыжники — я сам “камээс” по лыжам и легкой атлетике. Но летом с утра до вечера мы гоняли мяч. Вы же знаете, каким раньше было детство: без компьютеров, с чистым увлечением спортом, а не “плейстейшенами”. Просыпаешься, выполняешь обязательства по хозяйству: наносить из колодца воды, чтобы она нагрелась для полива, помочь в огороде. А потом — речка, волейбол и футбол, который для меня всегда оставался игрой номер один.
По работе же он стал близок с 2003 года, когда в Бресте пригласили в состав правления “Динамо”. С тех пор в нем и состоял, а на протяжении почти трех сезонов, в 2010-12 годах, возглавлял клуб. Сложный период. Это сейчас хорошо, когда в Бресте есть средства для приобретения мастеровитых футболистов. Мы себе такого позволить не могли: финансирование было не на должном уровне. Тем не менее два раза занимали пятое место — в 2009 и 2010 годах. И только когда с деньгами пришлось уже крайне сложно, оказались десятыми.
Конечно, я не суперспециалист, но очень люблю футбол и никогда не терял с ним связь. Поэтому, когда стало ясно, что в федерации произойдет смена руководства и Сергей Румас покинет пост председателя, задумался о выдвижении своей кандидатуры. 27 марта на конференции увидим, поддержат меня или нет выдающие белорусские футболисты и тренеры, которых у нас достаточно.

— С Румасом общались?
— Пока переговорили коротко. Но в дальнейшем, думаю, будем контактировать плотнее. Задачи не обсуждали, однако в спортивной составляющей главная из них ясна: постараться выйти на чемпионат Европы, тем самым порадовать наших болельщиков. А моя мотивация, конечно, не в том, чтобы просто занять престижную должность. Сергей Николаевич сделал для футбола очень много и по материальной базе, и по другим вопросам. Важно ничего не уронить и стремиться вперед. Следующий глава любой организации должен ставить цель улучшить достижения.

— В нашем футболе у вас много единомышленников?
— Повторюсь, никогда от него не отдалялся, даже став депутатом. Всегда хорошо общались с Юрием Пунтусом, Игорем Криушенко. Кстати, когда он тренировал “Сибирь”, а я возглавлял брестское “Динамо”, довелось гостить в Новосибирске у старшей сестры. И Пунтус, будучи главным тренером нашего клуба, попросил посмотреть базу сибиряков. Тогда присутствовал и на тренировке у Игоря Николаевича: помню, они готовились к игре с КамАЗом, которую тоже посетил. Сейчас Криушенко возглавляет национальную сборную, а Михаил Мархель, знакомый мне по работе в Бресте, трудится с “молодежкой”. Еще назову Андрея Сацункевича. И, конечно, Владимира Курнева, которого приглашал в брестское “Динамо”. Хороший специалист и человек, мы контактируем до сих пор.

— Последние яркие впечатления, которые почерпнули, смотрев футбол на стадионе?
— Когда минское “Динамо” встречалось дома с “Зенитом”. 4:0 — такая прекрасная игра!

— И потом такой позор в Питере…
— Да, именно что позор. Сам себе не поверил, когда это увидел. Я просто не мог ничего понять.

— На ваш взгляд, в чем заключаются основные проблемы в белорусском футболе? И каковы пути их решения?
— Краеугольной задачей вижу развитие детско-юношеского вектора — для качественной подпитки наших команд. Сами понимаете, мастерство игрока куется в клубе, и уже оттуда классных исполнителей приглашают в сборную, которая должна показывать результат. По большому счету, перед ней надо ставить одну цель — выход в финальные стадии чемпионатов мира и Европы. Также нужно стремиться иметь в высшей лиге сразу несколько клубов, которые в Лиге чемпионов и Лиге Европы смогли бы добиваться достижений уровня БАТЭ. Приятно же всей стране, когда борисовчане побеждают “Арсенал”! Жаль, не попал на ту игру. Зато посетил матч с “Челси” на “Борисов-Арене” в прошлом году.

— Ту победу англичане добыли тяжело.
— Мне очень импонирует эта лондонская команда, но ребята дали ей настоящий бой. А сколько раз нам катастрофически не везло? Все штанги обстучали… Что говорить, у БАТЭ классные футболисты. Кстати, очень многие переходили в Борисов из брестского “Динамо”. Нас тогда нередко критиковали, что не можем сохранить своих. Но ты не удержишь человека, если ему предлагают лучшие условия — это просто невозможно. Помню, тот же Виталий Гайдучик, которого вызывал для продления контракта, не переподписывал его. Тем более за полгода до истечения срока соглашения любой игрок имеет право заключить предварительный договор с другим клубом. Вот и все.

— Период в Бресте в роли председателя футбольного клуба у вас действительно был такой, что позитива наблюдалось мало. О чем не хочется вспоминать?
— Прежде всего о тех же финансовых проблемах. Но радовало, что в основном у нас выступали брестчане. Прекрасно помню, как дважды со счетом 1:0 победили БАТЭ: сначала выбили борисовчан из Кубка Беларуси, потом одолели в рамках чемпионата. Когда выигрываешь у флагмана, эмоции переполняют. Кстати, всегда ставил команде задачу доставлять удовольствие болельщикам, для которых в первую очередь и существует футбол.

— Что скажете про вынужденную смену названия клуба на “Брест” в сезоне-2012 с подачи БФСО “Динамо”, так взбудоражившую брестчан?
— Тогда динамовским обществом руководил Юрий Бородич, и нам пришло письмо: так, мол, и так, имеем права на бренд. Будьте добры, платите деньги. Вначале сумма была небольшой, но потом стала увеличиваться. У нас клуб и так фактически ничего не имел, и мы еще должны по тем временам отдавать двадцать миллионов в месяц за то, что называемся “Динамо”? Впрочем, когда я уже работал в Палате представителей, официально обратился в центр интеллектуальной собственности на улице Козлова. Там приняли решение, что наша эмблема и название “Динамо-Брест” отличаются от минских аналогов. Поэтому прежнее имя клубу вернули быстро.

— Что на посту председателя “Динамо” вы сделали в части развития инфраструктуры?
— Построили третье поле в Красном Дворе и готовили четвертое. Денег в клубе было мало, а стадиону надо платить за аренду. Получается, там переодевались, а тренироваться ехали в другое место. Затем возвращались, умывались — и расходились… Понятно, что это неправильно. Вот мы плотно и занялись двухэтажным зданием в Красном Дворе. С раздевалками, душевыми, кабинетами для массажистов, тренеров и собраний команды — в общем, со всей необходимой начинкой. Планировали так: когда введем в эксплуатацию четвертое поле и само здание, основа и дубль будут тренироваться на этой базе, причем дублеры — еще и играть. Спасибо новому руководству брестского “Динамо” в лице Александра Зайцева, что не забросил начатый нами проект и завершил его.

— Радуют процессы, которые сейчас происходят в клубе?
— Конечно. Но главным образом радует болельщик. Город живет футболом: этот вид спорта Брест любит в первую очередь, а в части посещаемости он уже обогнал Борисов.

— До сих пор считаете себя болельщиком брестчан?
— А вы как думаете? Но если стану председателем федерации, безусловно, займу нейтральную позицию. Еще раз говорю: важно, чтобы клубов уровня БАТЭ у нас появилось больше. Вот неясна ситуация с минским “Динамо”, за которое всегда радовался и болел еще во времена СССР. Фурор 1982 года, когда команда стала чемпионом Союза, незабываем. A чуть позже, в середине восьмидесятых, я учился в военной академии в Питере. Стадион имени Кирова — за городом: добраться не так уж и легко. Но всегда приходил на матчи “Динамо” с “Зенитом” — даже группы поддержки минчан организовывал.

— Руководить всем белорусским футболом — несоизмеримо большая ответственность, чем одним клубом. Волнуетесь?
— Во-первых, не волнуется только ненормальный человек. Во-вторых, тебя должны окружать толковые помощники и специалисты. Один ничего не сделаешь: если побеждаешь ты — значит, побеждает твоя команда. Вот она-то и обязана быть хорошей, если хочешь двигаться вперед.

— Самое время обратиться к словам генсека федерации Юрия Вергейчика, снявшего кандидатуру в вашу пользу: “Встретившись с Владимиром Александровичем и обменявшись мнениями относительно развития белорусского футбола, увидел, что имеем во взглядах много общего. И, что самое важное, расставляем одинаковые приоритеты в ключевых вопросах”.
— Так и есть. Вергейчик порядочный человек, прекрасно понимающий футбол. Был видным игроком и тренером. Я знал его, когда он еще возглавлял “Шахтер” и приводил клуб к чемпионству. Если честно, мы солигорцам завидовали, что у них финансирование всегда на уровне — и они могут взять хороших исполнителей. Тот же Коля Януш куда из Бреста уходил? Недавно там выступал и Эдгар Олехнович, а сейчас в “Шахтере” Саша Володько… Продолжая же разговор о Вергейчике, скажу, что у нас очень много общего. Естественно, хотел бы видеть Юрия Васильевича в своей команде, если получу доверие от белорусской футбольной общественности 27 марта.

— Кого еще хотели бы видеть в своей команде?
— Пока говорить об этом преждевременно. Но знаю точно, что никогда не поступлю так: взять и разогнать работавших до меня людей, а набрать своих приближенных. Если человек профессионал и понимает свое дело, он остается и продолжает трудиться в коллективе единомышленников. Мы должны идти к общей идее привлечения к футболу как можно большего количества его поклонников. А для всей страны это прежде всего победы сборной и клубов на международной арене. Вместе с тем нельзя забывать о внутренней конкуренции, инфраструктуре и постоянном улучшении условий для болельщиков. В последнем случае, конечно, первичны идеи самих клубов, но и федерация не должна оставаться в стороне.

— У вас военное прошлое, как и у Геннадия Невыгласа. При нем Дом футбола в шутку называли Домом офицеров…
— Знаю. Ну и что? Прекрасно помню время, когда Геннадий Николаевич вполне успешно руководил федерацией.

— Вы намерены использовать военную дисциплину в футболе или здесь нужен другой подход?
— Дисциплина должна присутствовать в любой работе — если вы собираетесь делать ее на совесть, а не для галочки. Когда коллектив функционирует нормально? Когда в нем каждый аккуратно и добросовестно выполняет свои обязанности. Тогда возможные конфликты сводятся к минимуму — и все идет как надо.

— Особая страница в вашей биографии — Афганистан. Что было за время?
— Мне шел двадцать третий год, когда попал туда в первой очереди советских войск. А через полгода нашу артиллерийскую часть вывели, и я оказался в Узбекистане. Но написал четыре рапорта и в итоге поехал в Афганистан второй раз и отслужил там два года. Конечно, время сложное. Однако идеологическая составляющая в СССР всегда была мощной. Мы особо не смотрели на лозунг о выполнении интернационального долга. Мы солдаты, понимавшие простой постулат: перед нами поставлена задача, и ее надо выполнять.

— В переделки попадали?
— Всякое бывало. А сейчас уже десятый год возглавляю в Брестской области общественное объединение ветеранов афганской войны. Стараюсь максимально помогать людям в решении их проблем, особенно матерям и вдовам. Я же не просто прочитал об этом в книге или фильм посмотрел: видел наяву, как погибали наши ребята… Страшно это все. Война — это когда политики не договорились. Так вот лучше бы они всегда договаривались.

— Что вспоминается из службы в Забайкалье?
— Как в декабре 1982 года прилетел туда из Узбекистана: в Ташкенте плюс десять, в Чите минус тридцать пять! Вообще морозы под пятьдесят градусов: для проведения занятий на полигоне ждали, когда температура повысится до тех самых минус 35. Сложный период — и условия. В военном городке всего семь пятиэтажек. Конечно, работы для жен нет. Так моя супруга ездила в школу в Шелехов — это в Иркутской области. Каждый день пятнадцать километров на автобусе туда и обратно. В большом городе не расстояние, а там, знаете ли…

— Интересен и ваш период службы в Германии, особенно в то время, когда ГДР и ФРГ объединялись. Как к советским военным относились тогда немцы?
— Попал туда в 1988-м после окончания военной академии. А когда произошло объединение Германии, понял: вслед за Берлинской стеной рухнет и Советский Союз. Не знаю почему, но было именно такое чувство. И, как я видел, западные немцы тогда радовались, а восточные нет. Многие люди из ГДР считали, что мы их в каком-то смысле даже предали. В целом они очень хорошо к нам относились. Сам же вывод Группы советских войск сложно осуществлялся технически. Мне еще повезло: будучи командиром полка, расформировывал его и сдавал всю технику на месте. А кому-то приходилось выводить целые бригады в различные военные округа.
Дальше мы разъехались по новым местам несения службы. Конечно, я выбрал Беларусь, иначе ведь и быть не могло. С Россией уже мало что связывало: по большому счету, только могила отца, которую посещаю. А жена моя белоруска. Мать тоже — она из деревни Межа Городокского района Витебской области. В девичестве окончила зоотехнические курсы, и ее направили в Вологодскую область. Там познакомилась с моим папой. После его смерти в 1976 году вернулась на Витебщину, и сейчас вместе с моей младшей сестрой живет в Городке. Маме 86 лет, бываю у них. Конечно, хотелось бы чаще встречаться, но уж как получается — пусть меня простят.

— Сразу вы и служили на Витебщине.
— В период с 1993 по 1998 год командовал артиллерийским полком и ракетной бригадой в Боровке Лепельского района. А потом в судьбе появилась брестская страница, и с этим городом крепко связан до сих пор. Я вообще больше чувствую себя белорусом.

— Важный вопрос: по примеру большинства предшественников вы намерены руководить Домом футбола дистанционно?
— Позвольте для начала вас подкорректировать: если уж приду руководить, то не Домом футбола, а федерацией футбола. Общался на этот счет со спикером Палаты представителей. В случае моего избрания председателем БФФ остаюсь депутатом и зарплату получаю только в парламенте. До истечения срока моих полномочий все остается как было. Но при этом девяносто процентов времени отдаю работе именно в федерации.

— В любых видах спорта руководителю трудно без административного ресурса. Вам как парламентарию его хватит?
— Думаю, да. В целом же здесь должны сочетаться все ресурсы, лишь бы они шли на благо футбола. И, разумеется, на законных основаниях.

— Вы связаны с нашим футболом последние пятнадцать лет. Что изменилось в нем за этот период?
— Многое, и в лучшую сторону. Например, по инфраструктуре, в чем — как уже говорил — велика заслуга Румаса. При Сергее Николаевиче построено немало современных искусственных полей, возведены манежи в Гродно и Бресте. Скоро они появятся в Гомеле, Витебске и Могилеве. Манеж — это большое дело: погода ни на что не влияет. А вообще, для меня важно, чтобы наши мальчишки могли ежедневно тренироваться в комфортных условиях.

— И хорошо бы еще не за деньги.
— Эту проблему надо решать. Если меня изберут, буду лично ездить и заниматься ею на местах. Не допущу каких-то коммерческих проектов за счет детей. Парень одарен от природы, а его мама, например, не может заплатить. И он не попадет в футбол — и не получит шанс стать звездой.
А вернувшись к вашему предыдущему вопросу, нельзя не отметить БАТЭ — нашего многолетнего лидера и к тому же играющую команду. При Викторе Гончаренко она побеждала “Баварию”. Сейчас Алексей Бага, который выступал в роли футболиста и в Бресте, уже тренером одолел дома “Арсенал”. Да, было сложно, но ведь в целом смотрелись здорово! Вот и другим нужно поднажать, ориентироваться на этот уровень. Скажем, “Шахтер” вроде всегда крепок, а что-то не получается в еврокубках. К сожалению, только раз дошел до раунда плей-офф Лиги Европы, где достойно сражался с ПСВ. Правда, в минувшем сезоне горняков не упрекнешь. Им попался серьезный соперник в лице польского “Леха”, которому наша команда уступила лишь в дополнительное время. Настоящая рубка, в которой ребятам чуть не хватило везения. Его и хочу пожелать в нынешней еврокубковой кампании — БАТЭ, “Шахтеру”, минскому “Динамо”. И, конечно, четвертому полпреду, который определится по результатам розыгрыша Кубка Беларуси.

— Ваше отношение к тому, что в чемпионате Беларуси россияне теперь не считаются легионерами?
— Положительное. Тем более это ответный ход с нашей стороны, а не однобокое решение. И вот вам свежий пример: разве плохо с БАТЭ за “Ислочь” сыграл Адамс? Нормальные тренеры и руководители выберут талантливого человека не в ущерб своим. А если белорус на конкретной позиции выглядит лучше, то легионера звать не станут. Не вижу причин для беспокойства: дескать, россияне будут здесь зажимать наших футболистов.

— Вы были знакомы с Анатолием Капским?
— Да, царство ему небесное. Конечно, Анатолий Анатольевич молодец… Знаете, очень тяжело говорить на эту тему. Пусть в БАТЭ сын достойно продолжит дело отца.

— Чем занимаются ваши двое сыновей?
— Старший работает экономистом на заводе “Гефест”. Женат, две дочки. А младший, недавно окончивший БГЭУ, пока “сам себе режиссер”. Все они живут в Бресте.

— Как давно вы дедушка?
— Ха, с девятилетним стажем! А младшей внучке три годика.

— Каждый человек любит помечтать. Ваша главная футбольная мечта?
— Выйти на чемпионат Европы. Ясно, что реальный шанс на это есть через Лигу наций. Вместе с тем нужно с уважением отнестись к сопернику, ведь у грузин очень непростая команда. Да и вспомните времена СССР: единицы могли победить “Арарат” в Ереване и “Динамо” в Тбилиси. Там придется нелегко. Но, верю, нам по силам добиться результата в Грузии, а затем одолеть лучшего из пары Македония — Косово. Впрочем, все это будет в следующем году. Сейчас же ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов отборочный цикл, который стартует выездными матчами со сборными Голландии и Северной Ирландии. Желаю Игорю Криушенко и его команде показывать качественную игру, творить сенсации и радовать болельщиков.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?