Хай-класс Кульбакова. Справиться c Серхио Рамосом и Модричем мне сейчас легче, чем когда-то с капитаном минского “Динамо” Павлюковичем

21:33, 21 марта 2019
svg image
1584
svg image
0
image
Хави идет в печали

Бригада под водительством гомельского рефери ФИФА на виду — и главное, на хорошем счету в Европе. Сейчас это наши лучшие футбольные “легионеры”, для которых выходы в плей-офф клубных турниров и регулярная практика на уровне сборных — не проблема. Их международная визитка только за пять последних месяцев впечатляет. В ней ноябрьский бой сборных Хорватии и Испании в Лиге наций. Декабрьский поединок “Галатасарая” с “Порту” в группе Лиги чемпионов. Февральская встреча “Мальме” и “Челси” в 1/16 финала Лиги Европы. А на мартовской стадии 1/8 финала белорусы работали на играх “Наполи” — “Зальцбург” и “Славия” — “Севилья”. Впрочем, с Кульбаковым мы говорили не только об этих матчах. О звездах мирового футбола, с которыми Алексей сталкивается нос к носу на поле. О системе VAR. О скорых изменениях в правилах, которые вступят в силу с 1 июля. И, конечно, о грядущем старте национального чемпионата.

— В начале года у вас было три еврокубковых матча стадий плей-офф. Какой оказался самым сложным?
— Хотя и не разделяем игры по значимости, безусловно, назову ответную встречу “Славии” с “Севильей”. Высокая драматургия, дополнительное время, много забитых мячей — и решающий гол чехов на последней минуте.

— Бросилась в глаза ваша легкая заминка при назначении справедливого пенальти в ворота пражан, после которого счет стал 1:1.
— Самое важное для арбитра — принять правильное решение, тем паче опыт поспешных и неверных у меня есть. Мы же не просто так снабжены переговорными устройствами: за короткое время, уходящее на общение, в ключевых эпизодах и выносим коллективный вердикт.

— Как это происходило технически?
— Быстро спросил помощников: ваши мнения? Мгновенный обмен информацией — и первоначальный вывод подтвердился: ребята, это пенальти. Хотя нарушение и без того было очевидным. Скорее чуть выиграл время для другого: нужна ли желтая карточка за фол — или обойтись без нее.

— Встреча “Наполи” с “Зальцбургом” — тот лучший случай для судьи, когда он был незаметен?
— Может, при взгляде со стороны матч для меня и прошел в довольно спокойном режиме. Однако игра в Неаполе выдалась очень сложной для ассистентов. Взять правильную отмену гола в ворота итальянцев, где прекрасно сработал Олег Маслянко. А в тонком эпизоде с одним из голов “Наполи” блестяще справился Дмитрий Жук. На ребят выпала приличная нагрузка, тем более команды топ-уровня очень быстры. Вертикальный футбол, проникающие передачи, контроль мяча, минимальное количество брака, высокий прессинг… Плюс, начиная от вратаря, все используют средний пас, а это чревато возможными потерями. Мы должны постоянно находиться в тонусе и в любой момент готовиться к смене направлений атак.

— “Наполи” возглавляет Карло Анчелотти — главная звезда в этой паре команд. Пообщались?
— Мы в ровных отношениях со всеми тренерами: спокойно жмем друг другу руки перед играми и после них. Для нас нет более или менее звездных. Все равны — будь то Анчелотти, Сарри или его помощник Дзола в “Челси”.

— Можно ли сказать, что с вводом VAR в футболе наступила новая эра?
— Для системы, пионерами которой стали голландцы, лакмусовой бумажкой явился чемпионат мира. Да и каждая новая страна, где вводится VAR, встречает ее очень хорошо. Сейчас судейство вообще отошло от догматов: мол, есть незыблемые правила, которые используют веками, и все. Эволюция прошла уже множество этапов, но людям их недостаточно — они хотят совершенства. Если с вводом VAR доля правильных решений повысилась на три процента (до 98), то этих двух процентов все равно не хватает. Убежден, технологии продолжат развивать и совершенствовать.

— Неудивительно, ведь пока даже при наличии VAR продолжают ломать копья. Взять эпизоды недавних матчей Лиги чемпионов, породившие разные мнения: отмененный мяч “Аякса” в ворота “Реала”, не засчитанный гол Мораты а игре “Атлетико” — “Ювентус”. Наконец, резонансный пенальти в пользу “Манчестер Юнайтед” в поединке с “ПСЖ”…
— Суть введения этой технологии — помочь рефери увидеть то, что видят все, кроме него. Футбол стал телепродуктом, миллиардная аудитория смотрит его с великолепными повторами с различных ракурсов. Кроме арбитра, который в силу человеческого фактора может не успеть за чем-то уследить. Элементарные примеры — моменты, произошедшие у него за спиной или же с перекрытым обзором. Изначально предполагалось, что видеосудья будет рекомендовать главному очевидные эпизоды: правильно забит или отменен гол, фолы на красную карточку — либо когда перепутан футболист, которому выносится предупреждение. И, конечно, все, что связано с назначением пенальти. А эпизоды, про которые сказали вы, просто не “черно-белые”.

— То есть?
— Не те, где арбитр что-то упустил, а потом пересмотрел — и принял единственно верное решение. Судейство всегда оставляет за собой субъективную трактовку некоторых эпизодов. Да, в части определения офсайдов VAR помогает добиться практически стопроцентного результата. Это геометрия — проводишь линию и смотришь, кто находится ближе к воротам. Все довольно просто. Как и понять, полностью ли пересек мяч линию. Либо до штрафной или в ее пределах совершено нарушение. Но есть моменты, при оценке которых на два лагеря разделяется весь футбольный мир. Особенно они касаются пенальти — и того, была игра рукой или нет. А порой видеосудья попросту не станет приглашать главного для их просмотра, поскольку понимает: здесь вопрос сугубо его трактовки.
Впрочем, повторюсь: при VAR нет тех самых “черно-белых” ошибок, очевидных всем, — допустим, голов, забитых руками или из явных офсайдов. Может, со временем все усовершенствуют до такой степени, что у нас будет онлайн-связь с видеоарбитром — и он начнет беседовать с тобой, сидя прямо перед монитором. Но пока роль главного рефери пытаются сохранить максимально, чтобы решение всегда оставалось за ним. А видеопомощник просто дает ему второй шанс посмотреть эпизод, когда это крайне необходимо. В целом же польза VAR очевидна: ошибки не исчезают, но сильно минимизируются. Проект, начатый четыре года назад — для помощи не только судьям, а всему футболу, — работает хорошо.

— В повторном матче “Юве” с “Атлетико” очевидную пользу принесла и система фиксации гола — при счете 2:0.
— А ведь эпизод сложнейший. Мяч в воздухе, голкипер выгребает его из ворот… Именно тот случай, где без технологий попросту не разобраться.

— Может, общались после этой игры с голландцем Бьорном Кейперсом?
— Нет. Мы не пытаемся обсуждать с коллегами какие-то сложные эпизоды матчей — равно как и они. Сильно уважаю арбитров, которые судят поединки еврокубковых турниров, попадают в финальные стадии чемпионатов мира и Европы — и с пониманием отношусь даже к их тяжелым решениям. Прекрасно понимаю, какой долгий путь нужно пройти, чтобы попасть туда. И как сложно, например, ставить пенальти на 93-й минуте. Отойти в сторону проще всего. Но роль судьи подразумевает, что ты должен выносить вердикты, которые нередко оказываются непопулярными. Кстати, часто — если они неверны даже в спорных ситуациях — ты остаешься в абсолютном одиночестве. Сам знаю, что это такое.

Есть оплошности, которые никак не можете забыть?
— Не скажу, что они постоянно сидят в голове, хотя самый сложный период начинается именно после них. От того, как используешь горечь своего поражения для улучшения судейства, тоже зависит класс. Понимание, что серьезно ошибся, давит внутренним холодом и врезается в подсознание. Но ты обязан извлекать практическую пользу — и в следующем подобном эпизоде автоматически занимать правильную позицию. Твержу молодым ребятам: ошибки неизбежны, но вы обязаны быть сильными. А в том, как проживете период от одной из них до следующей, как успеете восстановиться психологически, тоже есть показатель квалификации арбитра.

— Сколько времени при подготовке к топ-матчу у вас уходит на изучение футболистов?
— Помимо того, что просматриваем последние игры обоих клубов, обращая внимание на стилевые особенности, с нами уже несколько лет работают два независимых специалиста по тактике из УЕФА. В преддверии поединков Лиги чемпионов и тех же “стыков” в Лиге Европы они присылают полнейшие выкладки. Предполагаемые стартовые составы и анализ всех футболистов каждой линии. Кто и как обыгрывает, кто и с каких точек исполняет штрафные. Как команды ведут себя при “стандартах”, какие принципы используют в обороне и атаке, где встречают соперника, как перестраиваются и взаимодействуют на определенных участках поля… Информации уйма.

— Вы говорите о тактике. А психологические портреты рисуете сами?
— Нам дают общие вводные: кто лидер, кто проблемный, а кто может впасть в прострацию — и иногда повести себя неадекватно. Но в основном здесь анализ уже действительно наш. И, конечно, важны собственные управленческие качества. Если их нет, никакое изучение игроков не поможет.

— На ваш взгляд, кто нынче лучший рефери Европы?
— Есть много ярких личностей, но теперь арбитраж стал настолько коллективным! Да, главный судья должен быть лидером, однако и сильным менеджером внутри бригады. От того, какая у тебя команда, зависит многое, тем более фактор коммуникации стал крайне важен. Сравнительно недавно к нам на семинар по VAR приглашали пилотов гражданской авиации, которые делились своим опытом. Допустим, возникла проблема — самолет начало сильно кренить. Между пилотом и диспетчером должен произойти четкий диалог — счет идет на секунды. За короткий период времени они должны понять друг друга и принять правильное решение, иначе катастрофа. То же и у нас. Фигурально выражаясь, если не говоришь с помощниками на одном языке, то допустишь катастрофу. Как минимум для себя — и, возможно, для одной из команд.

— Впечатляющий пример.
— Потому и говорю про бригады. А командной работой всегда были сильны немцы, голландцы, итальянцы…

— С 1 июля грядет много новшеств в футбольных правилах.
— Их задача убыстрить игру. Кстати, говорили, что VAR может серьезно ее замедлить, но обращений к ней не так уж много. Иное дело задержки, возникающие при заменах, оказании помощи — и конфликтах, которые часто провоцируют сами футболисты, дабы выгадать время. На это и направлены ключевые изменения. С июля игрок будет отправляться на замену с ближайшей для него точки выхода с поля. Футболистам атакующей команды нельзя будет встраиваться в “стенку”, что предотвратит конфликтные ситуации и те же затяжки времени, выгодные одной из сторон. Голкипер сможет короткой передачей вводить мяч защитнику — он не станет дожидаться, пока тот пересечет линию штрафной. Это связано с тем, что большинство команд сейчас стараются играть “в контроль”, начиная от вратаря.

— Как быть с правилом выездного гола, о котором ведется речь пока только в части обсуждения?
— Высказался бы за его отмену. К примеру, возьмем две результативные ничьи, приведшие к дополнительному времени. И так играешь “овертайм” на пределе физических возможностей, а здесь еще мощнейший психологический пресс для хозяев — и там эти голы считаются! Забивая, гости получают уже двойное преимущество. Да и вообще фактор своего поля при нынешней глобализации футбола, как мне кажется, стирается. А в кубковых турнирах внутри стран все привыкли к чужим стадионам — знают их, как облупленных.

— Пресса трибун больших европейских арен вы уже не чувствуете?
— Работаем на матчах, которые собирают порядка пятидесяти тысяч зрителей: конечно, давление есть, однако оно не может оказать влияния на наши решения. Правда, в горячих футбольных точках элементарно не слышим друг друга, настолько зашкаливает уровень интершума. Предполагая это, заранее договариваемся про определенные жесты и мимику. Так может быть в Сербии, Хорватии, Греции, Турции — да много где…

— Кстати, взять ваш декабрьский матч “Галатасарай” — “Порту”, где вы назначили три пенальти. Прибегли бы тогда к видео, будь такая возможность?
— Наверное. Но это не изменило бы ни одного нашего решения по тем эпизодам. Зато вспоминаются другие матчи, где видеосистема меня однозначно выручила бы… Время от времени слышу разговоры: дескать, сами арбитры против VAR. Чепуха! Мы двумя руками “за”, ведь иногда она может полностью спасти карьеру. Когда забираешься на топ-уровень, дорога с него порой ведет только вниз. Поэтому иногда для нас это совсем не лишний шанс спастись от ошибки.
А “биться” с технологиями на текущий момент собираемся только в одном смысле: даже понимая, что за плечами есть VAR, мы должны стараться судить так, чтобы минимально прибегать к ее помощи.

— Сами-то системой уже пользовались?
— Нет. В Лиге Европы она еще не внедрена — только в плей-офф Лиги чемпионов. Хотя со следующего розыгрыша VAR будет и на групповом этапе главного клубного турнира.

— Топ-уровень предполагает постоянный контакт на поле со звездами. С ними сложно?
— Да. Для примера приведу драматичный прошлогодний матч Лиги наций Хорватия — Испания, когда хозяева выгрызли победу на 93-й минуте. Сильнейшнее впечатление произвел Серхио Рамос — как капитан испанской команды и коммуникатор. Знает, как контактировать с игроками и арбитром, пытаться оказывать на него давление, но делать это хитро! Капитан хорватов Лука Модрич тоже специфичен в общении. Ребята понимают, что они лидеры — и за ними большие футбольные страны, сборные и клубы. Очень просто бороться с агрессивным поведением — футболисты подобного уровня это знают, вот и срываются крайне редко. Напротив, подбирают настолько интеллектуальные формулировки… Вот фраза Модрича — после того как я назначил пенальти, реализованный Серхио Рамосом, и испанцы сравняли счет: “Судья, вы говорили, что уважаете меня. Но этим пенальти вы проявили не только неуважение ко мне — вы поставили на колени всю нацию”… Никакой грубости, но это давление! А Рамос, конечно, эмоциональнее. После победного гола хорватов подбежал ко мне и выпалил: “Реф! Я не знаю что — но что-то было не так!”

— Интересно, судьи берут автографы у звезд — или меняются с ними майками?
— Нет. Более того, относимся к этому буднично. Когда одна такая игра сменят другую, воспринимаешь их как ритмичный график — и не очарован личностями. Сосредотачиваешься исключительно на работе, потому что велика ответственность. Нужно держать планку, и здесь вообще не до сантиментов. Взять матч “Мальме” с “Челси” — в составе англичан хватает личностей. Но прежде всего при подготовке мы отмечаем высокую техническую оснащенность футболистов и их быстроту. Конечно, гол Жиру пяткой в ворота шведов красив. А те же Канте и Азар практически не ошибались в передачах, причем на высокой скорости. Впрочем, про звезд середины поля и нападающих всегда говорят больше. Однако меня поражает, насколько теперь высокотехничны защитники и вратари. Как у них развита культура первого паса — и насколько качественны подключения флангов обороны.

— С кем из знаменитых игроков пришлось так легко, что сами не ожидали?
— Например, с Ракитичем. У него не просто спокойный, а даже меланхоличный характер — для меня это было откровением.

— А сложнее всего?
— Опять же назову Рамоса. Но если ты состоявшийся арбитр с наработанным авторитетом, то ко всему относишься спокойно. Вот когда делал первые шаги в высшей лиге, все воспринималось гораздо ярче. Четко помню постоянные диалоги с капитаном минского “Динамо” Сергеем Павлюковичем в середине “нулевых”. Всегда пытался обойтись в них без желтых карточек — не нравится давать их за разговоры. Мне кажется, могу либо предотвратить ситуацию, либо решить ее в беседе. Успокоить футболиста, переиграть его в диалоге — и только в крайнем случае вынести предупреждение. Тогда от Павлюковича получал очень серьезные уроки коммуникации. А теперь с теплотой вспоминаю Сергея, то время — и как мы общались на поле.

— Нынешний сезон обещает быть напряженным — во всяком случае, в борьбе за золото.
— В преддверии чемпионата с определенной гордостью рассказываю иностранным коллегам, что его уровень и раньше повышался, и сейчас подрастет. Предполагаемые лидеры и команды второй части таблицы — все будут отчаянно бороться. Думаю, нас ждет очень ровный турнир со множеством интересных матчей. К его старту подходим с большим энтузиазмом.

— Ваши отношения с белорусскими игроками?
— Хорошие, что очень ценю. Хочу и пытаюсь заслужить их уважение на поле. Мне кажется, в целом у наших судей и футболистов нормальный диалог. Часто встречаемся не только непосредственно в матчах — в качестве зрителей на стадионах, в аэропортах, самолетах, просто на улице. И я никогда не чувствовал к себе негатива.

— Чем вы занимаетесь, помимо судейства?
— Меня часто приглашают в школу молодого арбитра. Беседую там с ребятами, что пробуют делать первые шаги и думают, получится ли у них совмещать это с другим родом деятельности. Так вот моя четкая позиция, которую озвучиваю всегда: в данной ситуации белорусский судья должен где-то работать параллельно. Да, это сложно. Однако для личной твердости и независимости ты обязан иметь дополнительный фундамент — и быть профессионалом не только в судействе. А я много лет занимаюсь строительством. Под моим оперативным управлением в стране уже простроено много объектов: спортивные комплексы, административные здания и жилые дома.

— Если не секрет, какое следующее назначение ждет вас на европейском фронте?
— В ближайшие дни судим матч национальных сборных в квалификации чемпионата Европы. Какой именно, озвучить пока не могу — публичной информация станет в субботу.

Пять фактов о Кульбакове
В активе Алексея Кульбакова 120 международных матчей, и это лучший показатель среди белорусских арбитров (у мэтра отечественного судейского цеха Вадима Жука таковых 65, у Сергея Шмолика — 58). Причем 90 из них относятся к наивысшей категории, то есть к поединкам национальных сборных (товарищеские — 8, отборочные чемпионатов Европы — 7, отборочные чемпионатов мира — 6, Лига наций — 2) и еврокубковых турниров (Лига Европы — 48, Лига чемпионов — 17, Кубок Интертото — 2).

Вместе с нынешними партнерами по судейской бригаде (в этом случае имеются в виду только лайнсмены Олег Маслянко и Дмитрий Жук) гомельский рефери ФИФА провел 30 международных игр — больше, чем с каким-либо другим тандемом. В 17 матчах ему ассистировали Вячеслав Быков и Станислав Савицкий, в 15 — Андрей Гетиков и Д.Жук.

Любопытно, что в послужном списке Кульбакова есть и матч зарубежного чемпионата. Так, 22 декабря 2016 года он вместе с теми же Маслянко и Д.Жуком работал на встрече клубов первенства Саудовской Аравии “Аль-Ахли” — “Аль-Иттифак” (4:1).

За плечами Кульбакова 277 матчей национального уровня (без учета игр первой и второй лиг). По этому показателю он уступает лишь Шмолику — 284. Очевидно, что уже в этом сезоне гомельчанин возглавит номинацию.

Кульбакову 4 раза доверяли обслуживание финалов Кубка Беларуси (впереди него с 6 матчами здесь лишь В.Жук) и дважды — поединков за Суперкубок страны.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?