Проблемы. Координатор за генсека

21:43, 11 апреля 2019
svg image
990
svg image
0
image
Хави идет в печали

Однако Александр БУТ-ГУСАИМ по-прежнему возглавляет антидопинговую комиссию Белорусской федерации легкой атлетики и является генеральным координатором подготовки к суперматчу Европа — США. Кроме того, недавно он сопровождал эмиссаров Европейской атлетической ассоциации, проверявших готовность Минска к проведению евротурниров.

— Как БФЛА отреагирует на введение закона об уголовной ответственности персонала спортсмена за склонение к употреблению допинга? Проект закона предусматривает увольнение с работы в связи с дисквалификацией за допинг. У нас есть группа тренеров, ученики которых не раз подвергались подобным наказаниям.
— Это мера вынужденная. Принуждение спортсмена к принятию запрещенных веществ и использованию запрещенных методов надо пресекать и наказывать — это однозначно. Позиция БФЛА: прогресса в результатах следует достигать за счет профессионализма тренеров, совершенствования тренировочного процесса в связке с наукой, использования разрешенных методик восстановления и привлечения психологов. Чистые спортсмены должны чувствовать защищенность и быть уверены, что соревнуются с такими же конкурентами, как они сами.
В отношении тренеров и спортсменов, которые грешили использованием запрещенных препаратов, надо быть очень аккуратным. Если это случайность, то, на мой взгляд, достаточно выговора. Если же это метод работы, реакция должна быть однозначной — такому человеку не место в спорте. С введением закона все начнется с чистого листа. Все будут знать правила игры: нарушил — будешь наказан.

— Дисквалификация Аниса Ананенко по результатам перепроверки олимпийских проб 2012 года ставит вопрос о непризнании его чудо-рекорда страны в беге на 800 метров. Будет ли БФЛА рассматривать этот вопрос?
— МОК аннулировал результат Ананенко на Олимпиаде-2012. Рекорд Беларуси был установлен им 10 июля 2013 года, и все его допинг-пробы, взятые в тот период, отрицательные. Поэтому сейчас у нас нет основания упразднять его рекорд.

— Если он уличен в использовании допинга, значит, будет наказан как минимум двухлетней дисквалификацией, которая поглотит дату рекорда. К тому же это второй допинговый прокол воспитанника Александра Киценко, за что полагается пожизненное отлучение от спорта.
— Пока идет разбирательство по делу Ананенко, не имею права ничего комментировать.

— В последнее время наши легкоатлеты стали реже попадаться на употреблении запрещенных препаратов. Как удалось этого добиться?
— Федерация совместно с РЦОПом по легкой атлетике и национальной командой усилили профилактические мероприятия. Семинары, встречи с представителями ИААФ, курирующими вопросы антидопинга, освещение и информирование через сайт БФЛА и социальные сети дают результат. В интервью на наших ресурсах спортсменам постоянно задают вопросы об отношении и непримиримости к допингу. Нам важно знать позицию наших атлетов относительно запрещенных препаратов и запрещенных методов. Благодаря договору между федерацией и НАДА есть возможность протестировать любого спортсмена, к которому возникают вопросы. Это тоже, на мой взгляд, сдерживающий фактор для потенциальных нарушителей. БФЛА совместно с НАДА также проводит работу по проверке анонимных обращений относительно спортсменов и тренеров. Но основная работа все же строится на информировании и профилактике.

— Анонимные обращения имели под собой почву?
— Да, но раскрывать подробности не имею права.

— Результаты некоторых атлетов революционно растут, затем так же неожиданно пикируют вниз. Может, это следствие использования допинг-препаратов, которые быстро выводятся из организма? У нас уже есть примеры Корейво и Ляхович, которых наказали по показаниям биологических паспортов.
— Я не выносил бы все в плоскость использования запрещенных препаратов. Хорошо помню времена своей тренерской работы. Были юноши и юниоры, которые поначалу удивляли результатами, но по мере взросления их показатели ухудшались настолько, что уже не могли приблизиться к достижениям юных лет. Просто каждый организм по-разному реагирует на нагрузку. На мой взгляд, тренировочный процесс — это большое искусство. Многие тренеры набираются опыта и идут не по проторенному пути, а ищут что-то новое для развития конкретного спортсмена. Это путь взлетов и падений. В мировой практике есть много примеров, когда у зарубежных спортсменов результаты серьезно варьируются от старта к старту.
С введением биологических паспортов многие страны получили дела, связанные с нарушением антидопинговых правил. Анализ биопаспорта производится на основании проб, взятых за определенный период, как правило, одного-двух лет. После анализа показателей всех проб делается вывод о нарушении. С материалами дела Натальи Корейво я не знаком. Относительно Людмилы Ляхович ситуация такова. Она прибыла к нам с Украины. Когда велись переговоры по ее переходу и выступлению за Беларусь, мы не владели данными о ее нарушениях антидопинговых правил.
В любом случае наши спортсмены, которые ведут подготовку к чемпионатам мира и Олимпийским играм, и те, что специализируются в беге на выносливость, спортивной ходьбе и многоборье, сдают пробы для биопаспортов.

— Недавно вы сопровождали комиссию ЕА, изучавшую возможности проведения в Минске командного чемпионата Европы-2021 (суперлига) и юношеского ЧЕ-2022. Когда Минск подавал заявку на проведение ЧЕ-2024 для взрослых, речь не шла о командном и юношеском турнирах. Не связана ли трансформация нашей заявки с предстоящими выборами руководящих органов ЕА, в том числе президента ассоциации?
— Я не владею в полной мере информацией относительно состояния заявки на чемпионат Европы-2024 и, чтобы не вводить в заблуждение, пожалуй, не буду комментировать этот вопрос наряду с вопросом о предстоящих выборах руководящих органов ЕА. Все переговоры о проведении подобных соревнований в Беларуси ведет председатель БФЛА с руководством ЕА. Насколько мне известно, упомянутые вами соревнования обсуждались ранее как этапы подготовки к чемпионату Европы-2024, который нам могут доверить.
В связи с договором о проведении в Минске матчевой встречи Европа — США я вынужден был покинуть работу в федерации и сфокусировать внимание на матче. В рамках визита представителей комиссии ЕА я был приглашен федерацией как консультант, так как при проведении всех названных соревнований будет использоваться одинаковая спортивная инфраструктура.

— Коли нам доверят евротурниры, на них будут работать белорусские судьи. На февральском юниорском матче в Минске наши арбитры допустили серьезные проколы: ходоки и бегуньи преодолели лишние круги, а турецкого спринтера сначала дисквалифицировали, а затем помиловали. Ошибки допускались и на чемпионате страны. Какие сделаны выводы?
— Знаю только про один случай у бегуний, когда турчанка, не услышав финальный колокол, пошла еще на один круг и спровоцировала своими действиями цепную реакцию. Могу предположить, что то же произошло и с ходоками, хотя про это слышу впервые. В случае с турецким бегуном я не назвал бы действия судей непрофессиональными. Когда спринтеры замерли на старте, турку, по его словам, послышался щелчок, на который он среагировал, решив, что не сработал пистолет. После того как стартер вернул спортсменов и его уведомили о дисквалификации, нарушитель пытался объясниться с рефери. Но турок не говорил на английском — из-за этого судья не поняла его. Пока спортсмен нашел представителя, который смог его речь перевести, забег состоялся без него. Турецкая сторона подала протест, после которого апелляционное жюри разрешило парню пробежать финал в одиночку. Повторение части соревнований — официальная процедура, которая прописана в правилах. Иногда это единственная возможность соблюсти права спортсмена, что и было сделано.
С другой стороны, проводя соревнования, надо быть готовым в определенных случаях взять на себя ответственность за принятие решения, чтобы такой прецедент не был расценен как ошибка либо особое отношение к атлету.
Каждая спорная ситуация, которая происходит на соревнованиях, обсуждается с ответственной группой судей, допустившей ошибку, а в последующем — на судейских семинарах, проводимых федерацией.

— Вы уступили пост генсека федерации своей жене, которая всего полгода назад родила чудесного малыша и пребывает в декретном отпуске. Поскольку всем известны ваши работоспособность и компетентность, эта ситуация непонятна многим специалистам и любителям спорта.
— Я не использовал бы понятие “уступил”. Мой уход с позиции генерального секретаря был вынужденным: это являлось одним из главных условий контракта на проведение матчевой встречи Европа — США в Минске. Надежда официально вышла из декретного отпуска и работает в федерации. То, что президиуму была представлена ее кандидатура, на мой взгляд, вполне логично. Она работает в БФЛА то же время, что и я, вовлечена во все проекты и дела, свободно говорит на английском и, что очень важно, имеет хорошую коммуникацию с офисами ИААФ и ЕА. А это необходимо при ее нынешней должности в федерации.
Что касается воспитания малыша, то, без сомнения, это внесло определенные коррективы в график работы. Мы с женой благодарны нашим родителям и крестным, которые поддерживают нас и помогают в воспитании сына, когда нам необходимо уделить больше внимания работе.

— Некоторые специалисты высказывают нарекания на высокомерие и небрежное отношение председателя коллегии судей Надежды Бут-Гусаим, которая является также генеральным секретарем и спортивным директором БФЛА. Как прокомментируете это?
— Вопрос с подвохом. Какой бы мой ответ ни последовал, понимаю, что он будет расценен как попытка оправдать Надежду. Решение президиума федерации, который утвердил ее генеральным секретарем, я не вправе комментировать. Но меня немного удивляет сама постановка вопроса о высокомерии и небрежности с ее стороны. Мне никто не даст соврать, если скажу, что позиция федерации сейчас очень открытая. Если Надежда проявила высокомерие или небрежность по отношению к кому-то, подойдите к заместителям председателя, председателю федерации, который постоянно присутствует на всех республиканских соревнованиях, расскажите о данной ситуации, и мы постараемся разобраться. Вместо этого люди держат обиды в себе и потом через вашу газету хотят услышать ответ. Знаю, что иногда Вадим Анатольевич сам, предупреждая такие ситуации, уточняет у тренеров и спортсменов: все ли их устраивает в работе федерации, есть ли какие-то предложения, претензии?
Могу предположить, что мнение о высокомерии выразили специалисты, которые не смогли пройти судейскую аттестацию, ставшую в последнее время обязательным элементом в системе обучения. Поэтому они сейчас не приглашаются для судейства. Однако надо понимать, что это не личное желание Надежды, а реалии, в которых мы находимся. Нам доверяют проводить ответственные соревнования, и арбитры, не знающие последних изменений в правилах, не могут их обслуживать. С приходом Надежды процесс подготовки судей изменился. Сейчас в рамках подготовки к Европейским играм и к матчу Европа — США многие арбитры изучают английский язык. Также федерация организует выезды судей на международные соревнования для изучения и обмена опытом.

— Раз жалуются не вам, а нам, предположу, что атмосфера в федерации пока недостаточно благоприятна… Ваши семейные задачи и обязанности переплетаются с интересами развития легкой атлетики в стране. Это помогает делу или создает определенные сложности?
— Знаете, когда с женой приняли совместное решение о переезде в Минск и работе в БФЛА, мы четко понимали, что вопросы семьи и работы будут тесно связаны. Да, у нас бывают разные взгляды на какие-то ситуации, связанные с легкой атлетикой, но мы стараемся оставлять профессиональные проблемы за пределами семьи. Когда я занимал позицию генерального секретаря, а Надежда — должность спортивного директора, у нас было четкое разграничение обязанностей. В конце концов, федерация — это не два человека, а целая команда специалистов, которые делают свою работу, и, на мой взгляд, интересы легкой атлетики в данном случае не страдают.

— БФЛА выдвинула вашу жену кандидатом в члены совета Европейской атлетической ассоциации. Если ее выберут, у нее станет еще больше обязанностей. Вас это обрадует?
— Я по-другому бы расставил акценты. В европейский совет выдвинута прежде всего генеральный секретарь БФЛА и исполняющая обязанности спортивного директора, а уже потом — моя супруга. Если Надежду изберут в члены совета ЕА, конечно, порадуюсь за нее вначале как коллега, а потом как муж. Относительно обязанностей, которыми наделяют членов совета, пока говорить рано — я с ними не знаком. Но однозначно — это ответственная работа.

— На пресс-конференции в январе вы были представлены как генеральный координатор подготовки суперматча Европа — США с белорусской стороны. В каком состоянии сейчас организация этого масштабного мероприятия?
— То, что нашей стране предоставлено право провести такие соревнования, означает проявление большого доверия к Беларуси. И понятно, что подготовке матчевой встречи сейчас уделяется большое внимание. Прошло заседание оргкомитета, который возглавляет заместитель премьер-министра Игорь Викторович Петришенко. Выявлены вопросы, которые требуют особого внимания и времени для реализации. Также определены места проживания спортсменов, ВИП-гостей, официальных лиц. Ведется работа по подготовке соревновательной и тренировочных арен: стадиона “Динамо”, центра олимпийского резерва “Атлет”, стадиона Белорусского государственного технологического университета. Специалисты занимаются разработкой сайта и технического обеспечения соревнований, вопросами телевещания, готовится продажа билетов на матч… В целом подготовительный процесс протекает в плановом режиме.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?