“Динамо” Мн. Назначение. Сергей Гуренко: очень хотелось вернуться

21:31, 6 июня 2019
svg image
888
svg image
0
image
Хави идет в печали

Десять туров под началом украинца Романа Пилипчука команда провела ни шатко ни валко, дала лидеру солидную фору в семь очков, а главное, абсолютно не убедила, что способна прибавлять в игре и двигаться к намеченным медальным рубежам. В последний день мая (динамовский рок?) случилась логичная тренерская отставка, и на капитанский мостик в качестве своеобразного антикризисного менеджера возвращается специалист, под руководством которого осенью динамовцы завоевали бронзу. Правда, полноценно вступить в хорошо знакомую должность Гуренко пока не позволяют формальности. Во-первых, клуб еще не преодолел стадию расторжения контракта с отставным главкомом, который рассчитывает на компенсацию, и этот болезненный процесс, похоже, может затянуться. А во-вторых, вольно или невольно предшественник подложил сменщику свинью: после матча в Витебске дал футболистам аж пять выходных, и те, естественно, разлетелись по домам — начинать тренировки оказалось попросту не с кем. Впрочем, Гуренко не унывает. Мол, и не из таких ситуаций выкарабкивались. Жаль только потерянного времени…

— Нынешний приход в “Динамо” в качестве антикризисного менеджера сильно отличается от предыдущих?
— Первый раз пришел в команду в непростой ситуации. Это было в августе, мы шли на пятом месте. Тогда тоже хорошо знал футболистов, проблем в коллективе не было. И в итоге мы закончили чемпионат уверенно: заняли второе место, оторвавшись от ближайшего преследователя на десять очков. В составе было много молодых, амбициозных ребят, которые позже заиграли в сборной, кто-то уехал в Россию. Когда принимал команду от Сергея Владимировича Боровского, прошло лишь пять туров. В принципе она была хорошо готова функционально, просто нужно было перевести футболистов в другой режим работы. Получилось, и в конечном итоге сезон прошли ровно, достойно. Посмотрим, как будет на этот раз.

— Какова нынешняя функциональная готовность динамовцев, эмоциональный фон в коллективе?
— Судя по общению с ребятами, хотят работать. Однако делать выводы, как они готовы и какие нужно решать проблемы, рано. Сейчас полкоманды отсутствует.

— Кто будет вам ассистировать в обновленном тренерском штабе?
— Сергей Омельянчук, тренер вратарей Денис Паречин. Вернем Диану Тропникову — я ее хорошо знаю, она не один год продуктивно работала в “Динамо”. Может, мы и расширили бы тренерский штаб, но пока в клубе не стабилизируется финансовая обстановка, будем исходить из того, что имеем.

— В прошлом сезоне вашей правой рукой был Юрий Дроздов. Он не вернется?
— Юрий трудоустроился в России. Мы с ним постоянно на связи. Посмотрим, как дальше сложится. Надеюсь, еще поработаем в тандеме.

— Три месяца футболисты не видели зарплату — как новое руководство намерено исправлять ситуацию?
— Думаю, все стабилизируется. Мы много общались с генеральным директором Андреем Валерьевичем Толмачем — он понимает все трудности. Выход из создавшегося сложного положения есть. Я убежден: участь “Белшины” нас точно не постигнет.

— Почти пятимесячная пауза далась тяжело?
— Не сказал бы. Эмоционально перезарядился. Немного разочаровался в людях, с которыми вместе работал. По отношению, по тому, как расставались. Что поделаешь, это — жизнь. Каждый сам выбирает свою дорогу.

— Зимой, когда решался вопрос с главным тренером, вы также были в кругу кандидатов. Что тогда сложилось не в вашу пользу?
— Догадывался, что не сложится — многим людям я был неугоден. Будь иначе, однозначно не произошло бы то, к чему клуб пришел. Однако не стоит жить прошлым, надо двигаться вперед. Уверен, у нас все получится, и мы выкарабкаемся из этого непростого положения.

— Роман Пилипчук вас вроде не подсиживал — обид на него не таите?
— Какие обиды? Его пригласили, он приехал работать. У него свое видение футбола, у меня свое.

— Они сильно разнятся, или все же есть точки соприкосновения?
— Я не был на тренировках, установках — мне сложно судить, что он требовал.

— Но игры-то видели…
— Естественно. Для меня в футболе существенны два момента. Первый — сколько мячей ты забьешь, второй — сколько пропустишь. Забьешь на один больше, значит, выиграл. И далеко не главный аргумент — количество произведенных передач, контроль мяча. Это, кстати, доказал чемпионат мира. Лишь в трети матчей побеждал тот, кто больше владел инициативой. Отсюда вывод: задача не контролировать мяч, а действовать более агрессивно, забивать голы. Опять же не знаю, может, Пилипчук это и требовал, но футболисты не готовы были выполнять.

— В прошлые разы вы приходили в клуб к Чижу — сейчас к кому пришли?
— Поправлю: я всегда приходил в “Динамо”, а приглашал Юрий Александрович. Сейчас также пришел в “Динамо”. Руководители сделали выбор в мою пользу.

— Если не секрет, с кем конкретно вели переговоры по поводу возвращения?
— При обсуждении своей кандидатуры я не присутствовал. Не было такого, что сидят, скажем, пять человек и обсуждают, назначать Гуренко или нет. Люди наверху решили. Не скрою, у меня был ряд серьезных предложений — из России, Казахстана, Сербии, Армении. Однако всем отказывал, ведь до последнего верил, что приду в “Динамо”. Понимаю, кое-кто не желал меня здесь снова увидеть. Но мне очень хотелось вернуться.

— Как думаете, почему Пилипчуку не удалось создать сплоченный коллектив?
— Это мы со стороны считаем, будто коллектив был разбит на группировки. А тренер, может, думал, что он сплоченный. Знаете, у каждого футболиста своя правда. Те, кто играет, довольны, и, наоборот, недовольны те, кто не попадает в игровую обойму. Задача тренера — создать такой коллектив, чтобы ребята, не попавшие в стартовый состав, горели игрой на скамейке запасных и были готовы в любой момент выйти на поле. Чтобы вся команда плыла в одной лодке. Сделать это сложно. Одному тренеру удается, другому нет. Возможно, Пилипчуку времени не хватило. Мне тяжело судить, я не варился в этой кухне.

— Какие шаги намерены предпринять, чтобы добиться единения динамовцев?
— Футбол — игра коллективная. Нельзя победить в одиночку. Важно, чтобы все в клубе работали на одну цель. Не только футболисты и тренеры, но и те, кто, скажем, косит газон или делает разметку. Абсолютно все. Что буду делать? Надо быть честным с ребятами: выполняешь мои требования, пашешь на тренировках, выглядишь сильнее других — играешь. Когда они видят, что со стороны тренера нет предвзятости, верят ему. Порой тренеры делают какие-то шаги в собственных интересах. У меня таковых нет. Мой интерес — делать все во благо команде.

— Основным вратарем стал Плотников — удивлены?
— Максим играет очень уверенно — молодец! Буду рад, если продолжит в том же духе.

— К динамовским легионерам было немало претензий по самоотдаче. Каковы их дальнейшие перспективы?
— Такие же, как и у всех остальных. Если будут готовы играть на том уровне, который требую, — пожалуйста. Простой пример — Урош Николич. Когда я возглавил “Динамо”, был уверен, что он станет первым легионером на вылет. Полгода он мучился, пахал, зато на следующий сезон стал одним из лидеров. Рецепт прост, и другого не знаю.

— Фатаи и Яхая — бледная тень себя прошлогодних. Отчего так?
— Если через полтора-два месяца они выйдут на прежний уровень, тогда можно будет сказать, что я их реанимировал.

— Не ставите перед руководством вопрос о возвращении в летнем трансферном окне кого-то их тех, кто зимой покинул “Динамо”?
— Если бы я продолжил тогда работать, многие из ушедших остались бы. Не скрою, хотел видеть здесь Сергея Кисляка и Павла Нехайчика — они существенно усилили бы минское “Динамо”. Мне приятно, что ребята не затерялись. У Сани Макася здорово получается в “Ислочи”, Артем Соловей играет в Жодино, Артем Гуренко уехал в Литву, и у него там все хорошо. Немножко сложно у Фила Иванова в “Минске”, но, думаю, все стабилизируется. Они квалифицированные футболисты. В прошлом году в Лиге Европы обыгрывали крепкие европейские клубы, боролись за призовую тройку. Но сейчас моя задача — разобраться, чем располагаю, и к трансферному окну понять, с кем продолжим работу, а с кем расстанемся. Если все легионеры будут соответствовать уровню “Динамо”, то зачем искать им замену? Я не сторонник махать шашкой. Когда принял команду от Боровского, я же ее не разогнал. Ушли пару человек, пришли Жавнерчик и Хлебас. Все.

— Артем Гуренко не вернется?
— У него контракт в Литве на полтора года, там все нормально.

— Команду вы принимаете с пятого места — можно ли с этой позиции подняться на пьедестал? Все-таки борьба вверху идет ожесточенная, фавориты — Брест, Борисов и Солигорск — идут по чемпионскому графику.
— Вы правы, конкуренция нынче крайне жесткая. Раньше было проще. Если помните, в 2009-м третье место за нами занял могилевский “Днепр”, который в заключительном туре мы разгромили 5:2. Конечно, будет тяжело. Но сейчас даже не об этом думаю. Главное — стабилизировать игру команды. Работы предстоит очень много. Наверное, придется менять игровую схему.

— Вернетесь к варианту с тремя центральными защитниками?
— Вряд ли. Ощущается нехватка игроков этого амплуа. Есть наработки, понимание того, что хочу видеть. Однако нужно время, чтобы ребята сыгрались и смогли четко выполнять требования.

— Ясно, что бороться за медали проблематично. И все-таки, какую цель будете преследовать?
— Задача-минимум: в следующем сезоне команда должна играть в еврокубках. Как мы этого достигнем — финишируем в тройке или пробьемся через Кубок, всего лишь детали.

— Так складывается ситуация, что “Динамо” и “Минск”, скорее всего, будут объединены. Ждете от этого больше плюсов?
— Если откровенно, я не сторонник объединения. У нас своя дорога, у “Минска” — своя. Мне кажется, их клуб должен сделать больший акцент на работу с молодежью. Проблема в том, что у них не всегда это получается, не идут в ногу со временем.

— Но, согласно регламенту, у одного хозяина, каковым является Мингорисполком, не может быть двух команд в высшей лиге. Выходит, судьба “Минска” опуститься во второй дивизион?
— Предпочел бы иной вариант. Считаю, для минского “Динамо” по силам найти достойного спонсора. Все-таки оно входит в топ ведущих отечественных клубов в игровых видах спорта.

— Однако до сих пор не нашли, хотя кандидаты вроде были весьма достойные.
— Могу только сожалеть по этому поводу. Надеюсь, поиск продолжится. Если объединение произойдет, вряд ли оно даст положительный эффект. Нельзя подготовить сильных футболистов для минского “Динамо” через первую лигу. Им потребуется еще промежуточный этап — повариться в клубах, располагающихся ниже пятерки сильнейших. Повторюсь: “Минск” мог бы выполнять ценную миссию для всего белорусского футбола, если бы специализировался на работе с молодежью. И не обязательно заниматься только воспитанниками собственной школы. Берите перспективных ребят у минского “Динамо”, “Шахтера” или БАТЭ, доводите их, создайте команду, которая открывала бы им путь наверх. Что-то вроде “Аякса” белорусского разлива. Вот Миша Мархель обеспокоен, что совсем мало ребят из “молодежки” имеют постоянную игровую практику в клубах высшей лиги. И он прав, это серьезная проблема. А молодежная команда “Минска” могла бы ее решить. Взять наше “Динамо”: Швецов играет постоянно, но есть немало парней, которые объективно не имеют шанса пробиться в основу. Год-два, и они затухнут. Надо найти выход, чтобы двадцатилетние футболисты могли сделать шаг вперед в профессиональном развитии, оказать им помощь. Может, федерации стоит подключиться к осуществлению этой идеи? Дело-то стоящее.

— Что-то вроде “Динамо-93”?
— А что, отличный был вариант. Ведь через несколько лет процентов семьдесят из той команды играли за национальную сборную. А так годик посидели бы за спинами именитых игроков и пропали бы.

— Раньше вы возглавляли дубль, прекрасно знали ребят, вам легче было их интегрировать в основу. Сейчас сложнее?
— Отнюдь. У меня ведь было три возраста, проходили со мной предсезонку, многие сейчас в дубле. Да, с ребятами 2001 и 2002 годов рождения придется познакомиться поближе. Все равно знаю их потенциал. Но если вижу, что год назад мальчик был один, а сегодня он другой, задаюсь вопросом: почему? Ответ прост: когда готов функционально, он бежит, есть сила в ногах. А когда не готов, то как будет играть? Опыта нет, иных качеств не хватает — и видишь уже совсем другого футболиста. Выручает только работа. Не играешь, значит, в три раза лучше и больше должен тренироваться, чтобы выбить конкурента из основного состава. Если же парень плывет по течению, а мы будем думать “он ведь наш, молодой, давайте его наигрывать”, то возникает сомнение: а сам-то он хочет, чтобы его наигрывали? В футболе выживают сильнейшие — те, кто будет выгрызать мяч в каждом эпизоде. Как тренируешься, так и играешь.

— Неужели есть молодые ребята, которые не хотят играть за основной состав?
— Может, и хотят, но ментально не готовы к серьезной пахоте.

— В этом году россияне не считаются у нас легионерами. На ваш взгляд, это хорошо или плохо?
— Все зависит от того, какой подход у клуба, тренерского штаба. Если приглашать молодых россиян, которые переросли ФНЛ, но не доросли до премьер- лиги, не стали игроками основного состава, то это интересный вариант. Но важно: они должны гореть желанием работать, прогрессировать, чтобы уехать в более сильный чемпионат. Получится или нет — другой вопрос. Опять же при необходимости проще решить вопрос с натурализацией: менталитет, язык — те же. И другой момент, когда сюда приезжают доигрывать. Что они могут дать? Ничего. Уверен, федерация не должна оставаться в стороне от этого процесса. Надо контролировать, а кое-кому и по шапке давать.

— Фанаты минского “Динамо” прекратили бойкот и вернулись на стадион. Приятное обстоятельство?
— Безусловно. И антураж с ними на стадионе совсем другой, и футболистам поддержка — особенно в сложных матчах. В битвах с прямыми конкурентами это будет особенно ощущаться.

— Но болельщики еще и критично оценивают динамовцев. Помнится, Дьяков после безвольной игры с “Витебском” услышал с трибуны немало обидных слов.
— Это лишь подтверждает, что им небезразлична команда. Когда критика по делу, почему нет? Людей не обманешь. Если футболисты полностью выкладываются на поле, но не повезло, они вряд ли услышат негатив. Вспоминаю, как в Лиге Европы мы обыграли 3:1 на выезде словацкий ДАК, а после финального свистка весь стадион аплодировал хозяйской команде так, будто победила именно она, да еще с крупным счетом. Главное, чтобы ребята играли с душой, и часть ее отдавали болельщикам. Тогда они всегда будут на нашей стороне.

— Не смущает, что не скоро сыграете на стадионе “Динамо”?
— Конечно, там намного приятнее. Уютно, красиво, поле значительно быстрее. На некоторых соперников арена психологически давит — тоже немаловажный нюанс. Исторически сложилось, что “Динамо” играло на центральном стадионе. Но мы не можем ничего поменять. Остается ждать.

— Не так давно прошел суд, после которого динамовский клуб перешел от Чижа Мингорисполкому. Что думаете по этому поводу?
— Я не юрист, и мне сложно рассуждать на эту тему. Я — полевой командир, моя задача — тренировать футболистов.

— Ваше возвращение в “Динамо” не все восприняли положительно. Скажем, агент Валерий Исаев выразился довольно резко: “За тухлую игру с Питером Гуренко должен забыть дорогу в “Динамо”. Читали?
— А кто такой Исаев? Я знаю полковника Исаева — прототипа Штирлица. Скажу так: у каждого свое мнение, и он волен высказаться. Я его не разделяю. Хотя не спорю — в Питере команда сыграла плохо.

— Тот матч вами забыт?
— Нет. Я его не забуду никогда…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?