РОМАНОВСКАЯ СЛОБОДА. Един в трех клубах

06:54, 23 декабря 2005
svg image
1215
svg image
0
image
Хави идет в печали

Видимо, из-за этой чудовищной занятости прибалтийский бизнесмен практически не встречается с журналистами и даже не любит фотографироваться. При этом он весьма известен в Европе, в первую очередь как владелец трех футбольных клубов — шотландского, литовского и белорусского…

В Шотландии — религия

Эдинбургский клуб Романова находится в почтенном возрасте — первый удар по мячу игрока “Хартса” зафиксирован летописцами более 130 лет назад. Старше среди команд шотландской премьер-лиги лишь гранд из Глазго “Рейнджерс”, основанный на год раньше — в 1873 году. Болельщицкую аудиторию столичной дружины скрепляет не только вера в возрождение победных традиций (последний из четырех чемпионских титулов датирован 1960 годом), но и конфессия — на старичке 18-тысячнике “Tайнкасле” собирается по преимуществу протестантское население шотландской столицы.

“Футбол в Шотландии — настоящая религия, вся страна им живет, — рассуждал Владимир Романов в той самой октябрьской беседе. — На эту тему там любого можно разговорить, даже, наверное, глухонемого. Что-то подобное я только в Бразилии видел, где на тренировки сборной собирается по 30 000 человек. Но Бразилия далеко, а до Эдинбурга три часа лету… Литовские клубы и сборные в прошлые годы часто с шотландцами играли. Появилась возможность увидеть все своими глазами, а за ней — желание попробовать как-то приобщиться к этому. Мы ведь сначала с другими клубами переговоры вели — с “Данди” и “Данди Юнайтед”. Данди — невероятный город. Там даже у девушек бессмысленно спрашивать, интересуются ли они футболом, — смысл есть только в вопросе, за какую из команд они болеют. Но все двигалось медленно и сложно, тогда как “Хартс” вышел на нас с конкретными предложениями”.

За минувшее с той поры время Романов стал в Британии известным человеком. В желании нарушить надоевшую гегемонию “Рейнджерс” и “Селтика” главный акционер “Хартса” осуществил реформы, названные журналистами “революцией”, благодаря чему в нынешнем году команда выдала лучший старт в истории и единолично возглавила турнирную таблицу.

“Знаете, с покупкой Романом Абрамовичем “Челси” работать в Британии стало проще, — говорит Владимир Романов. — К предпринимателям из Восточной Европы там стали относиться очень серьезно. Даже слишком, в каком-то смысле. Некоторые ждут, что вот сейчас придет Дед Мороз или, как там его, Санта-Клаус и станет доставать из мешка миллионы. Не знаю, нужен ли “Хартсу” Санта-Клаус. Вот менеджер — нужен. Да, долги у команды внушительные. Но убытки в год — всего два миллиона фунтов. Поправимо…”

На то время при рыночной цене клуба в 7 миллионов долларов долги составляли 31 миллион долларов. Но в Шотландии верят в то, что литовскому бизнесмену по силам вывести “Хартс” на новую орбиту. “Он — настоящий фанат своего дела. Он пришел сюда с идеей сместить с трона футбольной Шотландии “Селтик” и “Рейнджерс” и имеет прекрасную возможность это сделать,” — такое мнение высказывает ныне просто “преданный болельщик “Хартса”, а в недавнем прошлом — глава клуба Джордж Фулкс. Вес его словам придает то, что он уже давно не ходит в друзьях у Романова, которого, было время, называл диктатором. Причина — нашумевшая осенняя череда громких отставок и назначений, названная СМИ уже не революцией, а “гражданской войной”. В конце октября, когда эдинбуржцы занимали первое место в таблице премьер-лиги, “из-за разногласий с главным акционером” отказался от работы с командой тренер Джордж Берли. Затем был отправлен в отставку исполнительный директор Фил Андертон, а спустя несколько часов в знак протеста оставил пост и Фулкс. Клуб возглавил сын Владимира Романова — Роман. А пустовавшее тренерское кресло после интенсивных поисков доверили 48-летнему Грэму Риксу. Против последнего ополчились болельщики, ожидавшие приезда в Эдинбург Хитцфельда или Робсона, Скалы или Раньери, а новому назначенцу вспомнившие историю шестилетней давности. Извлеченный из шкафа скелет — осуждение коуча на 12 месяцев по обвинению сексуального характера. С примиряющей речью к торсиде обратился Романов-младший, призвавший фанатов “судить Рикса не по прошлому, а по результатам, которые покажет команда под его руководством”.

…Сегодня, спустя полтора месяца после кадровых реформ, первым в футбольной гонке Шотландии шествует “Селтик”, но и идущий вторым “Хартс” продолжает борьбу за чемпионский титул. Вслед за “революцией” и “гражданской войной” в Эдинбурге ждут футбольного ренессанса.

В Литве — империя

Говорят, в кабинете Романова — несколько православных икон, постер “Каунаса”, большое фото эдинбургского стадиона “Тайнкасл”, книги. Над рабочим столом — здоровенная картина, на которой изображен хозяин кабинета, свойски беседующий с вождем мирового пролетариата. Надо полагать, предметом разговора служит отнюдь не передовое влияние диамата на умы рабочего класса. Вступившая в Евросоюз Литва решительно отринула ленинскую идею мировой революции, одним из следствий чего, следует полагать, и стало появление в местном футболе банковских денег.

“Мы еще трем-четырем командам помогаем, — не скрывает владелец “Каунаса”. — Кому-то — игроками, не проходящими в основу нашего клуба, как “Атлантасу” и “Шилуте”, кому-то — спонсорскими деньгами. Вот “Жальгирис”, к примеру, носит рекламу нашего банка UKIO”. “Если у Абрамовича одна большая команда, то у Романова много маленьких, целая империя. Точнее сказать — ЗАО. ЗАО “Футбол Литвы”, — с юмором развивает тему диспозиции в национальном футболе обозреватель главной газеты страны “Летувос Ритас” Нериюс Кесминас. — Такое доминирование одного человека — вещь, конечно, спорная — в Литве хотят интриги, без которой не привлечь болельщиков и инвестиции. Но, с другой стороны, никто никогда не внес в литовский футбол таких финансовых вложений, как Романов. На один только “Каунас” он дает 3–4 миллиона долларов в год”.

Сакраментальный вопрос о том, зачем ему все это нужно, Романов удивленно парирует патетическим восклицанием: “А зачем тогда жить?” И добавляет уже более спокойно: “Когда 10 лет назад мне достался клуб, его содержание было скорее “почетной обязанностью”, чем увлечением каким-то. Но бросать команду было жалко. Топтаться на месте мне, как и в любом другом деле, не хотелось. А чтобы развивать клуб, надо было вникать в его дела — для контроля за средствами хотя бы. Вот и втянулся”.

В нынешнем году многолетнему чемпиону Литвы не удалось поддержать реноме национального флагмана — “Каунас” уступил золото “Экранасу” из Паневежиса. Итог чемпионата рождает естественное разочарование: “Три тренера за сезон поменяли. Команда разбалансирована, молодежи места в составе не находится. Перспективы нет, ресурс игроков почти выработан”. Вспоминается, как несколько лет назад Романов решал тренерский вопрос весьма неординарно — размещал в российском “Спорт-экспрессе” объявление с приглашением в “Каунас” грамотного специалиста. “А что в этом экстравагантного? — спрашивает бизнесмен. — Составили базу кандидатов, начали оценивать. Думаете, путь личных связей лучше? Володя знает Петю, а Петя — Васю… Проходили уже”.

Период кастингов тоже, вероятно, пройден. Недавнее назначение на тренерский пост белорусского мэтра Эдуарда Малофеева интригует уже хотя бы тем, что спустя три недели экс- наставник белорусской сборной повезет подопечных в Москву — на встречу с нашим чемпионом из Солигорска. Да и потом, когда в Прибалтике закончится межсезонье и стартует новый чемпионат, за выступлением команды Романова и ЭВМ из Беларуси будут следить с возросшим любопытством.

В Беларуси — перспектива

Осенью в Литву наведывались шведские архитекторы — для ознакомления со свежеразработанным проектом нового вильнюсского стадиона “Жальгирис”. Построить его планируется в течение ближайших 3-4 лет. Полностью крытые трибуны, тренировочный зал внутри арены, ресторан, отель. Главный заказчик Владимир Романов живо участвовал в обсуждении, интересовался скоростью открытия-закрытия крыши арены, сквозняками внутри нее, а также возможностью подогревать не только поле, но и трибуны. А в декабре банкир зачастил в Минск, где к реализации готовится другой замысел — строительство по соседству с площадью Ванеева комплекса спортивных объектов. В частности: крытый футбольный стадион вместимость 15000, футбольный манеж на 2000 мест, зал-пятитысячник для игровых видов спорта.

Белорусское детище Романова — столичный МТЗ-РИПО. В объяснение причин приобретения клуба, в нынешнем году выигравшего бронзу чемпионата и Кубок страны, его хозяин употребляет словосочетание “на перспективу”. “Школа в Минске хорошая. Традиции не разбазарили, супермаркетов на месте стадионов не настроили, как в Литве,” — говорил он осенью журналу “PROспорт”. А зимой, в один из приездов в Минск, кое-что поведал и “ПБ”. “В какой стадии находится процесс? Идут переговоры, составляется инвестиционнный договор, согласно которому предстоит действовать. Работаем на многих уровнях — необходимо согласование всех заинтересованных сторон. Весомую роль в этом играет минский мэр. Ведь без поддержки государства осуществить такую работу сложно. Планы не корректируем: к строительству приступим весной, реализация проекта займет три года”.

…Управляясь на трех фронтах, на вопрос о том, что для него футбол — бизнес или увлечение, — Романов отвечает: “Любой бизнес есть увлечение. Я вообще никогда за проект не берусь, если меня лично он никак не “цепляет”. А журналистское любопытство, почему его “цепляют” сразу три клуба, парировано литовским банкиром кратко: “Десять было бы, пожалуй, даже лучше”.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?