Марцел Личка. Вообще-то я не планировал становиться главным тренером

21:51, 4 июля 2019
svg image
1490
svg image
0
image
Хави идет в печали

Об этом и многом другом главный тренер южан Марцел ЛИЧКА рассказал в интервью “ПБ”.

— Команда идет на первом месте, выдала рекордную серию без поражений. Есть хоть что- то, чем вы сейчас недовольны?
— Даже сложно сказать. Вроде бы все хорошо. В раздевалке отличная атмосфера, ребята здорово работают, плюс есть результат: после тринадцати матчей десять побед. С другой стороны, мы еще ничего не выиграли, чтобы радоваться. Чемпион по- прежнему БАТЭ. Можно говорить, что все супер, но надо продолжать работать. В спорте, как и в жизни, бывают хорошие моменты, как сейчас у “Динамо”, однако всегда случаются и плохие. И важнее всего — как команда отреагирует, если ситуация ухудшится. Впрочем, надеюсь, что этого не произойдет.

— Часто приходится говорить команде то, что сказали мне только что?
— Время от времени напоминаю парням об этом. Обычно — когда злюсь на тренировке, если что-то не получается. Сразу говорю: вы еще не чемпионы, ничего пока не выиграли.

— Команда после каждого победного матча выкладывает в интернет общее фото из раздевалки. Как появилась традиция?
— Спонтанно. После победы над БАТЭ на “Борисов-Арене” — нашей первой виктории на этом стадионе. Решили так отметить, а затем вошло в привычку.

— На подписи к фото после матча с “Ислочью” был совет “Витебску” “изучать шпаргалки на стенах”. Это было довольно негативно воспринято.
— Да, мне рассказали об этом. Я тоже очень недоволен. Для меня подобное недопустимо. Этот твит — неудачная шутка сотрудника пресс-службы. Мы должны уважать любого соперника, будь то “Витебск”, БАТЭ или маленький региональный клуб. Причем независимо от обстоятельств — и в хорошие времена, и в плохие.

— Скоро еврокубки. Какое настроение преобладает: разочарование, что там нет вашей команды, или ожидание того, что конкуренты будут бороться на два фронта?
— Ха! И то, и другое. С одной стороны, соперникам действительно станет сложнее — они будут проводить по два матча в неделю. Впрочем, уверен, они к этому привыкли и хорошо подготовятся. В любом случае желаю всем белорусским представителям удачи. Чтобы они прошли несколько раундов или попали в группу. Успешные выступления в Европе того же БАТЭ — лучшая реклама белорусского футбола. С другой стороны, мне грустно. Еврокубки — это ценнейшая игровая практика и возможность показать себя.

Скоро открывается трансферное окно. “Динамо” нуждается в усилении?
— У нас и так квалифицированные футболисты и хорошая конкуренция. Но если будет возможность пригласить одного-двух игроков, мы ее постараемся использовать. Только при условии, что новички будут такого уровня, чтобы сразу могли выходить в основном составе. К примеру, молодежь со стороны приглашать не планирую — будем наигрывать свою, брестскую.

— Фамейе уже выбрал себе новый клуб?
— Не знаю, какие именно у него варианты. Если Джоэл уйдет, останется только пожелать ему удачи. Он проделал хорошую работу в Бресте. Для меня, конечно, было бы лучше, если бы Фамейе передумал. Но коль хочет уйти — все нормально, никаких обид между нами нет.

— Милевский забил в матче с “Ислочью” после долгого молчания. Вам не кажется, что вынужденный период вне “Динамо” негативно сказался на Артеме?
— С Милей все нормально. Знаю, что когда ему сказали уходить, он был очень расстроен. Артем этого не хотел. Не в курсе, как там было в Венгрии, но после возвращения с первых тренировок он стал демонстрировать высокий уровень. И делает это до сих пор. А по поводу голов… Мы разговаривали об этом. Дело в том, что Миля всегда ищет возможность для финального паса — даже когда можно и нужно бить. “Ислочи” он уже не мог не забить, потому что дело было практически на линии ворот. А если отодвинуть ситуацию метров на десять, может, снова отдавал бы передачу.
Конечно, я хотел бы, чтобы Милевский забивал по десять голов за сезон, но в то же время он в каждом матче делает по четыре-пять обостряющих передач. Артем это здорово умеет — искать возможности для развития атаки. То же, кстати, касается Сергея Кисляка. Такие игроки получаются одинаковое удовольствие что от забитого гола, что от удачного “ассиста”.

В чем залог прогресса Хобленко, который в прошлом сезоне получал немало критики?
— Леша — очень умный парень. Относится с уважением ко всем тренерским решениям и продолжает работать. Понимает, что надо выигрывать конкуренцию. Понятно, что это сложно, потому что у нас есть Денис Лаптев — отличный форвард и член национальной сборной. Но Хобленко старается. В последнем матче играл на фланге. Это не лучшая для него позиция, однако вопросов нет — он показал класс и имел перспективные моменты. Кроме того, когда назначили пенальти, Леша забрал мяч и уверенно пробил. Это говорит о хорошем психологическом состоянии. В общем, я им доволен. Работаю с Алексеем год, и за это время он сделал даже не один, а несколько шагов вперед.

— Кстати, о пенальти. У вас чуть ли не половина состава может исполнять стандарты. Как распределяете роли?
— Ребята все сами решают. Единственное, я предупреждал, что пенальти бьет Савицкий. Смотрю — а Леша забрал мяч и пробил. Никаких проблем. Говорю игрокам: не хочу рисовать вам какие-то схемы при “стандартах”. Хочу, чтобы вы думали сами, действовали свободнее. Потому что это нельзя натренировать. Каждая игровая ситуация уникальна. И в том, что у нас много людей могут пробить со штрафного, наш плюс. Дуарте, Кисляк, Нехайчик, Нойок, Савицкий… Еще и у Кацикаса, оказывается, отличная левая. По крайней мере на тренировках он здорово перебрасывает “стенку”.

Он, кажется, уже освоился в Бресте?
— Думаю, да. Мы часто общались. Были определенные проблемы с привыканием: новая страна, другой менталитет. Плюс первые десять игр грек провел на скамейке, что также сказывается негативно. Но Каци заслужил шанс в игре с “Гомелем”, потом провел тяжелый матч в Солигорске. Он уже адаптировался.

— В обороне у вас тоже прогресс. В прошлом году едва ли не во всех матчах случались грубые ошибки.
— Мы над этим работаем каждую тренировку. У нас четыре основных центральных защитника, и среди них лишь один белорус. Дуарте говорит по-португальски, Кики — по-французски, Кацикас — по-гречески. То есть, понимаете, сложности в коммуникации. Но все справляются. Это умные игроки. Сейчас небольшие проблемы были у Дуарте, в игре с “Ислочью” решил его поберечь. Смысл рисковать, если Павловец может выйти? Тот же Кацикас пригодился на левом фланге в отсутствие Витуса и неплохо подключался к атаке. Ведь именно он организовал гол, который забил Милевский. В общем, для меня важен каждый игрок. И еще важнее, чтобы была конкуренция — иначе футболисты “засыпают”.

— Вы говорили, что злитесь, когда команда начинает играть назад. Для нашей страны это редкость…
— Это так. Если мяч у нас, нужно играть вперед. Да, это определенный риск, ведь в Беларуси даже аутсайдеры здорово контр- атакуют. Плюс практически в каждой команде есть один-два опытных футболиста, которые способны разогнать атаку. В той же “Ислочи” хорош Комаровский. Видно, что игрок высокого уровня. Иногда ты получаешь контратаки, например, “два в два”, но прежде всего важно, чтобы футбол нравился болельщикам. Чтобы были эмоции: голы, карточки, споры. Чтобы люди уходили со стадиона довольными. Ты можешь выиграть или проиграть — это спорт. Но в первую очередь нужно порадовать людей. О»кей, есть тактика, однако есть и наша философия. Пусть даже счет будет 4:3. Для тренера это, конечно, стресс: как так, три пропущенных мяча?! Но для болельщика — супер. Никогда не забуду, когда мы сыграли с минским “Динамо” вничью, а потом дома уступили БАТЭ — 1:3. И когда я выходил со стадиона, люди говорили: “Спасибо за игру”. Да, мы проиграли, но они получили много эмоций. Мы хотим, чтобы брестчане всегда были довольны.

— В 1/16 финала Кубка Беларуси вы встретитесь с “Рухом”. Будет интересно?
— Однозначно! К тому же это только одна игра, все может случиться. Ну и праздник для города, дерби. Уверен, на стадионе будет восемь-девять тысяч зрителей. Сразу заверю болельщиков: мы не пойдем ни на какие эксперименты. Для нас это очень важный турнир. Желаю “Руху” всего хорошего в первой лиге, но здесь мы обязаны выиграть. Поэтому матч принципиальный. Кстати, уверен, это правильно, что он будет проходить именно на “Брестском”.

— Марцел, теперь, спустя год как вы возглавили “Динамо” и началась ваша самостоятельная тренерская карьера, можете сказать, что поймали удачу за хвост, когда решили не уходить вслед за Латалом?
— Вообще-то, когда Радослав покидал Брест, был твердо намерен последовать за ним. Мы вместе приходили, и я считал, что вместе должны уйти. Но потом состоялся разговор с президентом клуба. Он хотел, чтобы я остался. У меня контракт и все такое. А ключевыми стали слова самого Латала: “Марцел, я сейчас вернусь в Чехию и буду сидеть без работы. Поэтому, если у тебя есть возможность, оставайся”. Мы начали работать с Ковальчуком. Все было здорово, никаких проблем, но, естественно, я бы предпочел руководить командой с Радеком. Было довольно тяжело на душе. Но все сложилось удачно: вскоре стал главным тренером. По правде говоря, еще на протяжении трех-четырех лет я планировал работать ассистентом, спокойно получить “Pro”-лицензию, постепенно набираться опыта. Однако затем все закрутилось, и события стали развиваться очень быстро. Да, сегодня я счастлив. Но, как говорят в Чехии, ногами стою на земле.

— Скажите честно: что чувствовали, когда Шпилевский выгонял из команды Милевского и Гавриловича? Вы ведь были против, не так ли?
— У меня тогда было два дня выходных. Вернулся в Брест, и мне сказали, что произошла такая ситуация и этих футболистов в команде больше нет. Поэтому со Шпилевским ничего не обсуждали. Я высказал свое мнение, но главным тренером был Алексей. Он считал иначе. Нужно было принять это и продолжать работать. Да, у меня была другая позиция: и Милевский, и Гаврилович были очень важны для “Динамо”. Тем более дело было перед стартом в еврокубках. Но в клубе должен быть только один босс.

— С Латалом сейчас общаетесь?
— Постоянно. Звонил ему буквально пару дней назад. Он живет в Оломоуце, скоро стартует с “Сигмой” в новом сезоне чемпионата Чехии. Мы часто обсуждаем наши дела, много шутим. Правда, последний раз Радек был очень злой. Говорит: “Марцел, представляешь, мне два автомобиля побило — такой здесь сильный ураган был”. А что до работы, то он меня постоянно поддерживает. Рад, что у “Динамо” все получается.

— В последнее время вы, кажется, довольно часто выбираетесь домой?
— Все дело в учебе на “Pro”-лицензию. Необходимо каждый месяц на три дня летать в Прагу. Так что сейчас немного проще, но до этого бывал дома очень редко. Если полтора дня выходных — смысла нет. Выбирался, только если свободными были не меньше двух суток. Тогда быстро на самолет, 24 часа в Чехии, посмотреть на детей — и обратно.

— Сколько у вас детей?
— Двое: мальчик и девочка. Сын играет в футбол, дочь — актриса театра. Всю прошлую неделю они, кстати, провели в Бресте. До обеда приезжали со мной на тренировки, а затем мы искали, где интересно провести время. Были в шале “Гринвуд”, в Брестской крепости. До Беловежской пущи, правда, пока не добрались, оставили на следующий раз. Им все очень понравилось. Но нужно было уезжать: у дочери в Праге было выступление — роль в опере “Макбет”. Но они обязательно приедут в Брест снова.

— Сами вы уже “обелорусились”?
— Почти. Вообще никаких проблем. Брест очень похож на Европу, разве что совсем чуть-чуть заметна разница в менталитете. Город красивый. Все удобно: живу в центре, можно передвигаться пешком. Только до базы минут пятнадцать на машине. Хорошие люди, многие помогают, если нужно. В общем, чувствую себя отлично.

— Вас уже спрашивали на пресс-конференции об идее интеграции белорусского клуба в российскую премьер-лигу. С тех пор прошла целая дискуссия. Вам есть что добавить к сказанному?
— Да, я видел, что люди разделились на два лагеря. По-прежнему считаю, что это интересная идея. Со спортивной стороны — шаг вперед. Но теперь понимаю, что для белорусов не все так однозначно. Нечто подобное было в Британии, когда ходили разговоры, чтобы “Селтик” и “Рейнджерс” играли в английской премьер-лиге. Но шотландцы, конечно же, предпочли остаться в своем чемпионате. Потому что это свой футбол.

— А как бы вы отнеслись к тому, что условный чешский клуб соберется, допустим, в немецкую бундеслигу?
— Ну, это будет очень круто. Другой уровень во всем: в футболе, рекламе, освещении в прессе и на телевидении. Гораздо больше денег. Другое дело, удержалась бы эта команда в высшем дивизионе Германии? Большой вопрос. А по поводу патриотических чувств — всем угодить невозможно. В любой ситуации будет два, а то и больше лагерей со своими аргументами.

— Последний вопрос: согласны, что вокруг брестского “Динамо” в последнее время стало меньше хайпа и больше разговоров о футболе — и это пошло на пользу?
— Согласен. И это хорошо. Я всегда повторял: работа лучше разговоров. Нужно сначала что-то показать на поле, чтобы потом это обсуждать.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?