Голос премьер-лиги. Константин Генич: в приглашении клуба из Беларуси в РПЛ не вижу никакого смысла
Озвученная президентом ЦСКА Евгением Гинером идея о возможном расширении российской премьер-лиги за счет приглашения клубов из Беларуси, Казахстана и Армении неожиданно получила широкий отклик в СМИ и даже развитие в высоких кабинетах. И вот уже делегация БФФ собирается в Москву на встречу с российскими коллегами… В ее преддверии со своими коллегами-соседями пообщались и мы. Позицию по актуальному вопросу аргументированно и четко выразил экс-футболист, а ныне известный комментатор Константин ГЕНИЧ, представляющий “Матч ТВ”.
— Какое место занимает эта тема в вашей журналистской жизни в последние дни, насколько вам интересна?
— Если создавать такой ранжир, она, наверное, не войдет даже в пятерку. Потому что мы это уже проходили в случае с объединенным чемпионатом России и Украины, который по определенным причинам остался на уровне разговоров.
Признаюсь, не вижу вообще никакого смысла — ни экономического, ни спортивного — в том, чтобы снова делать какой-то объединенный чемпионат. В самоидентификации, в самодостаточности и есть основная прелесть национальных лиг. Во-первых, думаю, УЕФА на это не пойдет. Читал заявление, что организация как раз за целостность чемпионатов и рассматривает это как определенное свое предназначение. И, во-вторых, не вижу перспектив, чтобы это было интересно зрителю. Как белорусскому, так и российскому.
Мне кажется, премьер-лига по-своему интересна, укомплектована. Для меня эта идея из раздела фантастики на третьем этаже. Пока идет такое переливание из пустого в порожнее.
— Насколько это вообще кажется вам серьезным? В ближайшие дни белорусская делегация встретится с российскими коллегами…
— Не вижу в этом ничего серьезного. Понимаю, что Евгений Леннорович Гинер предложил идею с чисто экономической и финансовой точки зрения. Он, наверное, все проанализировал, углядев определенную выгоду для клубов. Но не понимаю, в чем прелесть для представителей Казахстана, Беларуси.
Есть замечательная белорусская команда БАТЭ, регулярно участвующая в еврокубках. Абсолютно самодостаточный, сплоченный, интересный коллектив, который у себя на “Борисов-Арене” — на прекрасном комфортном стадионе — принимает в еврокубках “Челси”, ПАОК, “Арсенал”. Из года в год клуб борется за самые высокие места в чемпионате. В плане посещаемости, насколько знаю, в Беларуси не все здорово. Тем не менее какая-то самоидентификация лиги существует.
Плюс надо понимать, как фильтровать эти команды. Как будет проходить отбор, по каким принципам… Если оценивать реальную силу клубов, наверное, они будут середняками. И зачем это условным “Астане”, БАТЭ или минскому “Динамо”, которое приезжает и получает 1:8 от “Зенита” (правда, до этого обыгрывает 4:0 смешанный, недонастроенный состав), я, честно говоря, не понимаю. Просто пообсуждать, посидеть, подумать, наладить контакты — да. Москва — гостеприимный город. Не думаю, что делегация уедет с готовым портфелем объединенного чемпионата и внедрения в него белорусского клуба.
Может, в перспективе был бы интересен какой-то совместный коммерческий турнир. Вот возьмем “Кубок Париматч Премьер”. Если подключить команды соседних стран, возможно, в этом и была бы любопытная перспектива. Но объединять чемпионаты я не стал бы.
— Если объективно, у клубов из Беларуси и Казахстана нет шансов отобраться в еврокубки из премьер-лиги?
— Надо понимать, как УЕФА будет регламентировать участие таких команд в еврокубках. По возможностям — финансовым, игровым, инфраструктурным — первая российская пятерка заметно превосходит (не в обиду остальным) команды стран, где футболисты уровнем ниже. Плюс у премьер-лиги есть очень хороший эшелон клубов, которые претендуют на попадание в еврокубки. Усиливается “Динамо”, крепкие команды у “Рубина”, “Ростова”… Можно вспомнить “Арсенал”, “Оренбург”, “Ахмат”, “Урал”. Даже топ-клубам из стран бывшего Советского Союза будет очень непросто зацепиться хотя бы за середину.
В прошлом году был в Латвии на матче команд, которые шли в чемпионате в лидирующей группе. Сыграли 0:0. То, что увидел, было печально. Если не брать “Шахтер” и киевское “Динамо”, немногие из команд с постсоветского пространства добираются до отборочного раунда плей-офф или до группы. Вот БАТЭ это делает, “Астана” выступает… И лишаться возможности играть на международной арене федерациям, думаю, было бы не совсем выгодно. Шансов зацепиться через премьер-лигу будет еще меньше.
А якобы сумасшедшие дивиденды от участия в РПЛ, такие воздушные замки, где, как кажется, много денег, — пока это больше похоже на разговоры. Те суммы, которые витали вокруг объединенного чемпионата России и Украины, честно говоря, просто поражали. Удивляло, почему на такую лигу могут дать столько денег, а на премьер-лигу не дают.
— Многие сейчас испытывают ностальгию по чемпионату СССР. А вы?
— Нет. Совершенно. Опять-таки Россия — уже давно самодостаточная страна. И наследие чемпионата мира надо использовать по максимуму и правильно. Тоски по Советскому Союзу, по матчам “Спартака” с киевским “Динамо”, “Шахтера” с ЦСКА нет и в помине. Премьер-лига, может, и переживает определенный период стагнации — из-за оттока финансовых средств. Такие звезды, как Халк, Вицель или Вагнер Лав, уже не едут.
Тем не менее эта финансовая составляющая дает возможность прогрессировать молодежи. Лимит, который вводится со следующего сезона, тоже, как мне кажется, больше ориентирован на игроков с российским паспортом. Развитие лиги вот в этом направлении еще понимаю. Но ностальгии, еще раз говорю, точно нет. Другая страна, другая жизнь, другие возможности, другие потребности…
— Если пофантазировать, сколько зрителей может собрать приезд минского “Динамо” или БАТЭ к среднестатистической команде премьер-лиги?
— Немного. Понятно, что приезд любой команды в гости к “Зениту” соберет 45-50 тысяч зрителей. В Петербурге даже на товарищеских матчах “40+”. На “Спартак” может прийти 20-25 тысяч. Это тоже зависит не от соперника, а от игры самого “Спартака”. Безусловно, “Спартак” — “Динамо” (Киев) или “Спартак” — “Шахтер” — это аншлаг. Но при всем моем уважении к командам уровня “Астаны” и БАТЭ — зачем возвращаться в прошлое и вспоминать, что было в Советском Союзе? Минское “Динамо”, думаю, может собрать примерно столько же болельщиков на “Открытие Арене”, сколько и условные “Урал”, “Рубин”. И даже “Крылья” и “Уфа”.
— Анатолий Байдачный предположил, что Гинер завел этот разговор, чтобы отвлечь внимание от более важных проблем. Как вам такая версия?
— Версия интересная. Если бы еще уважаемый Анатолий Байдачный конкретизировал, от каких проблем, мне было бы легче ответить. А так затрудняюсь. Какие-то проблемы в российском футболе есть. Но недавно сменилась власть. Вроде как выбран определенный вектор. Будет интересно понаблюдать, в какое русло направит все Александр Валерьевич Дюков, к чему это приведет и какая конечная цель маршрута. У ЦСКА же, мне кажется, нет проблем, от которых Евгений Гинер должен был бы искусственно отодвигать внимание. А у премьер-лиги в преддверии нового сезона проблемы локальные. Где играть “Оренбургу”? Почему “Тамбов” будет выступать в Саранске? Как укрепится дебютант “Сочи” и сколько народу будет ходить на “Фишт”?
А по идеям, которые прорабатывались, одно решение уже принято — это лимит. Другая идея — увеличение количества клубов. Не могу сказать, что это видимость работы. Какие-то идеи подбрасывать в котел российского футбола необходимо, чтобы он уж совсем не закислился.
С расширением я не торопился бы. Каждый год какие-то команды у нас сводят концы с концами, еле-еле выживают — а мы хотим еще и увеличить. Интерес, наверное, в том, чтобы эксплуатировать стадионы после чемпионата мира. Но я вообще рассмотрел бы вариант с сокращением премьер-лиги. Опять-таки с экономической, коммерческой точки зрения это было бы более привлекательно. Или, может, поменял бы формат турнира, разбил команды после “гладкого” чемпионата. При “восьмерках” ажиотаж-то был серьезный. Но это обеднит команды, которые в верхнюю половину не попадут. Возможно, не все согласятся. Здесь насчет VAR никак не могут договориться. Что уж рассуждать об объединенном чемпионате.
Сначала надо решить вопросы с количеством команд, введением VAR, а уж потом — в совсем уж далекой перспективе — оценивать, что можно придумать с командами из соседних стран.
— Какое у вас, кстати, отношение к новому лимиту на легионеров с сезона-2019/20 — восемь иностранцев в заявке?
— Я вообще категорический противник всяческих лимитов. Считаю, если игрок сильнее, он докажет это на поле, независимо от цвета паспорта. Мне кажется, это ограничение не совсем верное. Если уж сужать, то я сделал бы “10+15”. Это было бы более объективно и адекватно. Потому что сейчас у многих клубов легионеры на контрактах. За год все надо отфильтровать. Если соглашение еще действует, а игрок не нужен, с ним надо будет рассчитаться и отпустить. Клубы из других стран могут уловить ситуацию и начать демпинговать.
Даже если убрать вратарей, в заявках шестнадцати клубов РПЛ будет примерно 230-240 российских игроков. Это очень много. Из этих 240 в лучшем случае 50-70 могут соответствовать уровню премьер-лиги. Остальных нужно будет как-то подтягивать. Это хороший бонус для российских футболистов. Да и тренерам теперь не надо сильно заморачиваться и думать, не лишнего ли легионера они выпускают.
Но сезон длинный, и, представьте, если из восьми иностранцев у одного проблемы на родине, у другого захандрила жена, у третьего дисквалификация, травма. Может получиться, что на поле будут четыре-пять. Российские игроки должны соответствовать амбициям и целям клубов. У меня большие сомнения, что этих игроков будет достаточно. Считаю, к этому пришли напрасно.
— С недавнего времени белорусы не считаются легионерами в России. Как восприняли это решение?
— Абсолютно нормально. Думал даже, его примут чуть раньше. Перед одним из матчей “Краснодара” пересчитали легионеров. Смотрю: их семеро. Говорю, краснодарцы, вы сейчас допустите ошибку! Мне отвечают: пришло письмо, что Мартынович уже не является легионером. Дело было еще до официального объявления.
Есть же в Европе какие-то привилегии для игроков, чьи страны входят в ЕС. И есть ограничения для футболистов из стран, которые туда не входят. Один и тот же язык, близкие друг другу народы… Не считать белорусов легионерами — абсолютно нормальная рабочая история.
— Вы упоминали про ответный матч “Зенита” и “Динамо”. У нас активно обсуждалось, что он мог быть нечестным. Какие-то подозрения закрались?
— Слышал. Не то чтобы закрались… Конечно, так, как действовали оборона “Динамо” и голкипер, играть нельзя. В то же время подозрительные матчи со счетом 1:8 не проигрываются, будем откровенны. И этот гол, который забили динамовцы в дополнительное время, он ведь ситуацию как-то пошатнул.
Если уж подозревать до конца, конечно, никаких фактов нет. Тем более на пустом стадионе. Ладно, если бы еще не было трансляции. Но она ведь была. Все видели. Зачем так позориться при всем честном народе? Думаю, ничего подозрительного с точки зрения “отдавали — не отдавали” не было. Просто команда оказалась не готова. Победа в первом матче со слишком крупным счетом, думаю, испугала динамовцев. Если бы они выиграли 1:0, 2:0, уровень концентрации, наверное, был бы другим. А так в мыслях игроков, может, засело: ну, четыре мы не пропустим…
В теорию заговора можно поверить. Но смотрел игру — и ничего подозрительного не увидел. Это просто был матч команды, испугавшейся результата первой встречи.
— Если резюмировать, идея с привлечением белорусского клуба в премьер-лигу бесперспективна?
— Скорее, с минимальным потенциалом. Она может быть интересна ток-шоу — разобрать плюсы-минусы, поспорить, какие инвестиции это привлечет, прибавится ли болельщиков, сколько будут стоить телеправа, кому это выгодно продать, как пройдет отбор в еврокубки, что надо сделать, чтобы УЕФА зарегистрировал подобный чемпионат. Много бюрократических нюансов, с которыми вряд ли кому-то будет интересно связываться.
А пообсуждать, конечно, всегда интересно. Сколько обсуждали объединенный чемпионат, пока не произошла эта политическая история? Поговорить, лясы поточить — пожалуйста. Но сильно сомневаюсь, что при моей жизни такой чемпионат может стать реальным. А вот коммерческий турнир с вышеназванными командами — почему бы нет? Это могло бы быть интересно. В это я больше поверил бы, чем в объединенный чемпионат.
— Поведайте напоследок веселую историю про белоруса, с которым пересекались в годы игровой карьеры.
— С Виталием Булыгой вместе были в “Амкаре”. Очень веселый, на позитиве, рот не закрывается. Еще, конечно, Андрей Лаврик. Главные воспоминания, связанные с вами, — это Василий Уткин, картошка, Гончаренко, “Барселона”, второй состав БАТЭ… И баннеры болельщиков после этого. Если бы спросили “Что вы можете сказать о Беларуси?”, в первую очередь ответил бы: Лукашенко. А во вторую: Гончаренко. Неоднократно с ним разговаривали. С большим уважением и симпатией отношусь к Виктору Михайловичу. Очень нравится, как он работает. Солидно, уверенно, качественно… Плюс по работе доводилось общаться с Мартыновичем, Калачевым, Корниленко… Ну и, конечно, БАТЭ — Лига чемпионов, “Бавария”, ничья с “Зенитом” и недавняя победа над “Арсеналом”.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь